Created with Sketch.

«Приглашаем на работу в наших приходах» — интервью с епископом из Крыма

13.03.2015, 11:42

В последнее время появилось много порой противоречивых публикаций о положении католиков в Крыму. Поэтому мы решили побеседовать с епископом Яцеком Пылем, отвечающим за пастырское окормление католиков на этом полуострове. Самая достоверная информация – из первых рук.

В последнее время появилось много порой противоречивых публикаций о положении католиков в Крыму. Поэтому мы решили побеседовать с епископом Яцеком Пылем, отвечающим за пастырское окормление католиков на этом полуострове. Самая достоверная информация – из первых рук.

— Владыка, как обстоит дело с регистрацией католических приходов в Крыму?

— Первоначально необходимо было зарегистрировать приходы до 1 января, но так как ни одна из конфессий не успевала это сделать, да и сами власти еще толком не знали, как это делается, срок был продлен до 1 марта 2015 года. Можно сказать, что дело сдвинулось после того, как 22 декабря Ватикан назначил меня делегатом для душепастырского округа Римско-Католической Церкви в Крыму и городе федерального значения Севастополе. Это форма договоренности между Ватиканом и Российской Федерацией. Мы, как и прежде, остаемся в составе Одесско-Симферопольской епархии, этот округ создан для административных целей, чтобы Церковь могла здесь зарегистрировать свои приходы и существовать в новом государстве, в Российской Федерации. Сейчас это реализуется, но это очень долгий процесс, потому что существует много бюрократических задержек.

Первоначально мы планировали зарегистрировать пастырский округ как централизованную религиозную организацию, но потом нам сказали в Министерстве юстиции в Симферополе, видимо согласовав с Москвой, что сначала необходимо зарегистрировать все приходы, а затем три из них могут создать централизованную организацию, которая будет называться пастырским округом.

Сейчас идет перерегистрация приходов, мы выработали типовой Устав для всех приходов, Министерство юстиции передало этот Устав в Москву, там он прошел экспертизу, и нам его вернули с некоторыми поправками. Мы переработаем его с учетом замечаний и будем подавать документы на каждый приход в Министерство юстиции, чтобы их зарегистрировали.

— Сколько существует католических приходов в Крыму?

— Есть приход Успения Пресвятой Девы Марии в Симферополе, приход Св. Мартина, Папы Римского, в Евпатории, который обслуживают Миссионеры Облаты Непорочной Марии; приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Ялте, там служат доминиканцы. Приход Всех Святых в Феодосии, где несут свое служение францисканцы из Ордена Братьев Меньших. Приход Успения Пресвятой Девы Марии в Керчи, там работает епархиальный священник. Есть приход Св. Климента, Папы Римского, в Севастополе, где служат мариане из Конгрегации Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Есть церковь в Кольчугино, мы хотим зарегистрировать там приход, чтобы здание храма не пропало. Туда приезжают священники из Севастополя. Есть приход Матери Божьей Милосердной в Джанкое, там, к сожалению, сейчас нет священника, он заболел и вернулся в Польшу.

Здесь очень трудные климатические зоны, и тем, кто не имеет крепкого здоровья, очень тяжело в некоторые периоды года работать в Крыму. Так что мы сейчас ищем священников для работы на такие пастырские точки, как Джанкой, Лобаново, Кольчугино, Алушта. В Лобаново есть приход Божией Матери Неустанной Помощи. Там живут в большинстве чехи, но Мессу служат им на русском языке.

— Сколько сейчас католиков в Крыму? Повлияла ли ситуация, сложившаяся в последний год, на положение дел?

— В Крыму немного католиков, где-то около тысячи. В летний сезон обычно больше людей, за счет туристов и гостей. Но этим летом из Украины почти никого не было, в знак протеста, но зато приезжают из России. Надо сказать, что после присоединения Крыма к России многие местные жители уехали, но их место заняли другие люди. Приехали из России, есть и беженцы из Донбасса. Некоторые приехали из Украины, чтобы здесь работать. Так что число католиков осталось прежним.

Однако очень неприятно, что эта ситуация с присоединением Крыма к Российской Федерации разделила людей. Даже в некоторых смешанных украино-российских семьях есть сильное напряжение. Здесь одни «за», другие «против».

Но мы проповедуем не какие-то национальные или политические ценности. Католическая Церковь всегда подчеркивает, что она – Вселенская, она для всех! Поэтому мы должны избегать политики, а больше заниматься евангелизацией, тем, что нас объединяет, а не тем, что разделяет. Католический храм в КерчиВедь Иисус всегда проповедовал любовь к ближнему, любовь даже к врагам! Если тебе кто-то не нравится, ты люби его, и этой любовью изменяй его. Я поражен, что в XXI столетии, когда настолько развита техника, когда масс-медиа, коммуникации достигли совершенства, проблемы решают с помощью войны, с помощью оружия! Это примитивно! Это деградация! Прогресс должен показывать, как интеллигентно, без оружия решать проблемы, а мы, получается, словно сделали шаг назад.

Нам всем необходимо молиться! Есть просьба Божией Матери Фатимской, чтобы молиться об обращении России. Что значит обращение России? Я думаю, что Божья Матерь имела в виду все народы, которые живут здесь, на востоке Европы, это не только Россия. Необходимо отбросить все плохие привычки, которые остались в нас, нам надо обращаться. Всем надо обращаться, а не ждать, что кто-то другой должен первым обратиться!

— Владыка, вы говорили о регистрации приходов латинского обряда, а как обстоят дела с регистрацией Греко-Католической Церкви в Крыму?

— Я знаю, что отец Богдан Костецкий, греко-католический священник из Евпатории, тоже уполномочен Ватиканом создавать Крымский экзархат. Греко-католики также должны сначала зарегистрировать свои приходы. Я знаю, что это дело будет не из простых, потому что Украинскую Греко-Католическую Церковь воспринимают в России совсем по-другому. Нас, римо-католиков, воспринимают иначе, потому что мы зарегистрированы в России, всё нормально. На них же смотрят по-другому в связи с тем, что украинские греко-католики сильно «засветились» на Майдане, во всей этой ситуации в конфликте с Россией (как они считают). Поэтому знаю, что зарегистрироваться им будет непросто, но они будут пытаться это сделать. А как у них получится, я не знаю. Мы молимся о них, это наши братья, и мы их морально поддерживаем.

— Владыка, есть ли контакт с российскими католическими епископами, помогают ли Вам они, поддерживают ли?

— Есть и контакт, и сотрудничество. Дело в том, что еще в прошлом году я встречался с епископом Клеменсом Пиккелем, он даже прилетал ко мне сюда в Симферополь, и сказал, что если будет нужна помощь, они смогут ее организовать. Из Пятигорска священники-облаты прислали в Евпаторию отца Веслава, потому что в этом приходе служат облаты. Сейчас, когда отец Христофор уедет на полтора месяца, отец Веслав будет его заменять. У о. Христофора виза заканчивается 9 февраля. Когда умер его отец, он даже не мог поехать на похороны, потому что опасался, что его не впустят обратно. Откуда тогда брать священников? Так что он только сейчас поедет в Польшу на могилу своего отца.

Потом я звонил архиепископу Павлу Пецци, он тоже сказал, что если возникнет такая необходимость, они будут искать священников и окажут помощь, чтобы приходы не остались без душепастырской опеки.

Хочу сказать, что я 29 декабря встречался с Сергеем Аксеновым, главой Республики Крым, он пообещал всяческую помощь и содействие, если надо будет сделать визы для священников из Польши, из Украины, чтобы не пришлось ждать в очередях. Мы ждали приглашения для отца Петра Росохацкого, настоятеля Симферопольского прихода, и он помог! В Евпатории нам сказали, что для иностранцев делают вызов в течение двух месяцев. Это ужас, это очень долго! Но тут с помощью пришел Аксенов, и сделал так, что мы этот вызов получим через 20 дней. Также есть конкретная помощь в регистрации приходов. Секретарь Аксенова позвонила в Министерство юстиции, и там совсем по-другому нас приняли, быстро, и все вопросы решают на ходу.

Пока крымские власти способствуют регистрации Римско-Католической Церкви в Крыму согласно законодательству Российской Федерации. А что будет дальше? Не знаю, будущее покажет. Надежда нас не покидает!

— Владыка, что бы Вы еще хотели сказать нашим читателям?

— Я хочу поблагодарить всех, кто звонит, пишет, переживает и, прежде всего, молится за нас! Молитва – это очень большая помощь для нас, моральная, духовная поддержка. У меня есть мечта пригласить к нам монахинь, живущих в затворничестве. Это важно, чтобы они молились за многонациональный Крым. Католическое духовенство Крыма. 3 февраля 2015 года.Мы ищем монахинь для приходов в Крыму, которые нуждаются в них. Есть работа с детьми, катехизация, будет «Каритас», благотворительная работа, так что приглашаем на работу в наших приходах! Нужны и священники. Здесь есть места, где можно открыть новые приходы и работать на берегу Черного моря. Прекрасные места, летом приезжает много туристов католического вероисповедания, так что для евангелизации Крыма это очень важно. И еще раз благодарю всех за духовную и материальную помощь, спасибо!

Беседовал Михаил Фатеев

Сибирская католическая газета, 11 февраля 2015

Читайте також