Created with Sketch.

«Пробудитесь, люди, в день церковного новолетия», ― епископ Иларий (Шишковский)

14.09.2011, 13:59

Само по себе название праздника «индикт» мало что скажет современнику. Померкнувшее и призабытое новолетие церковное, в отличие от гражданского Нового года, содержит глубокие ветхозаветные традиции, исполнившиеся в Новом Завете. Почему этот праздник важен для верующего человека? Чем он принципиально отличается от светских Новых годов?

Само по себе название праздника «индикт» мало что скажет современнику. Померкнувшее и призабытое новолетие церковное, в отличие от гражданского Нового года, содержит глубокие ветхозаветные традиции, исполнившиеся в Новом Завете. Почему этот праздник важен для верующего человека? Чем он принципиально отличается от светских Новых годов?

В связи с тем, что у нас появился гражданский новый год со времен Петра I, молитве стали уделять намного меньше внимания. Но сама идея этого праздника является очень глубокой и содержательной. По богослужебному уставу Церкви этот день является малым Господским праздником. В нем переплетается несколько интересных идей, которыми должны проникаться христиане в этот день. Сама традиция празднования нового года, как церковного новолетия, идет еще из Ветхого Завета и связана с церковным воспоминанием пребывания Господа Иисуса Христа в синагоге (Евангелие от Луки, 4 глава, 16-22 стих):

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. 17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать лето Господне благоприятное. 20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Господь читает в синагоге пророчество от Исайи: 1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих
 (61 глава, 1-2 стих). И таким образом у нас возникает преемственность новозаветного восприятия Нового года. Хотя они перекликаются, как и все в Ветхом и Новом Завете.

Церковное новолетие ― это точка отсчета духовно-нравственных отрезков жизни людей

Если ветхозаветный Новый год ― это есть как бы сокрытое ядро, то новозаветный новый год ― раскрывшийся, распустившийся бутон, который показал, какое зерно было заложено в понятие новолетия.

Мы знаем, что у евреев новый год – Рош а-Шана, как они говорят, связывали всегда с несколькими моментами. Во-первых, это отсчет нового времени. Некоторые еврейские толкователи говорят, что мир был сотворен именно в этот период, поэтому они празднуют новый год.

Хотя наша история непрерывна, она все-таки делится на определенные духовно-нравственные отрезки. И человек, закончив один год, должен как бы подвести итоги своих дел. Как сказано у пророков: Господь простит нам прегрешения наши, Господь очистит нас, Господь все наши прегрешения погубит в пучине вод. Что имеется ввиду? Что человек должен честно и правдиво посмотреть себе в душу, и сказать: «Это я делал плохо на протяжении года, и поэтому я должен измениться, этот новый год должен стать для меня отсчетом нового времени, новых перемен, которые я буду делать в себе, над чем постоянно буду работать».

Это и есть один из тех важных моментов, который акцентируется. И он актуален, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. Что сказано в пророчестве Исайи: се время благоприятное, время новое, когда Дух Господень на мне, Я им помазан и пришел, чтобы исцелить недужных, освободить заключенных, утешить страждущих. Это и есть момент раскрытия того, что было в Ветхом Завете.

Что означало трубление в рог овна?

Вспомним, что одним из важных моментов ветхозаветного празднования нового года было трубление в рог овна. Что это означало? Евреи, как народ с мессианскими ожиданиями, связывали эту традицию с пришествием Господа, Который  будет судить людей.

Человек себя сам испытывает и помнит, что придет время, когда вострубят ангелы ― для Ветхого Завета это знакомые и близкие ассоциации. Поэтому трубление в рог овна производилось для того, чтобы каждая душа вздрогнула, вспомнила о гласе Божьем, который когда-то позовет всех нас на суд. Таким образом, отсчет нового времени ― это есть и суд, и каждый человек в этот момент погружается в момент эсхатологической перспективы. Во-первых, придет Мессия, Который будет спасать свой народ, Который будет давать возможность очиститься от грехов.

Если мы будем рассматривать эти два момента, ветхозаветный и новозаветный аспект, мы увидим, что Господь не просто так читает в синагоге именно это послание, Он говорит об избавлении страждущих, больных, голодных, несчастных от грехов. Мы знаем, что причина страданий – это грех, который Господь смоет с людей своей кровью.

Прочитав это, Спаситель сказал, что все это уже сбылось. И все бывшие в синагоге это подтвердили, согласились с ним. Таким образом, Он показал: вот, Я ― помазанник, который пришел, чтобы искупить вас своей кровью, то, чего вы ждали на протяжении столетий. Эти идеи, которые содержались в ветхозаветном новом году, раскрываются уже в Новом Завете. То, что вы ждали, о чем мечтали – оно раскрылось, вот оно пришло. Этот момент очень важен. Поэтому каждый новый год, когда мы празднуем, учитывая эти две перспективы, которые в принципе стали одной, мы должны помнить, что новый год – есть отсчет нового времени и как бы конец этого времени, ведь мы каждый раз вспоминаем о той черте, которая когда-то будет подведена Богом.

Если человек посвятит богослужению этот день, который несправедливо забыт, он получит для себя огромную пользу

И почему разговор о Книге жизни. Сейчас и в древности евреи желали быть записанными в Книгу жизни, потому что сказано: «все, кто служил в вере Богу, будут записаны в Книгу жизни». Быть записанным в Книгу жизни ― значит быть спасенным. И этот момент спасения – очень глубокий, духовный. С одной стороны, Христос пришел, искупил нас, мы принимаем это искупление, с другой стороны, мы как бы вспоминаем Второе Его пришествие, которое и станет последней чертой, последним днем огромного временного года человечества и началом вечного нового года, но уже мессианского – Царства Божьего.

Эти идеи перекликаются между собой, раскрывая суть внутреннего акцента церковного индикта.

Традиционно совершается служба индикту, и она соединяется с памятью преподобного Симеона Столпняка, потому что в этот день Церковь чтит его память. Очень символично, что именно в день церковного новолетия нам предлагается, как образец, житие такого удивительного подвижника. Оно вдохновляет нас на дела благие, подавая пример занятий внутренней гимнастикой – то есть подвижничеством. Это не значит, что всем вдруг надо взойти на столпы, но развивать в себе любовь, чтобы хладность сердца разогреть, чтобы, как сказано в Священном Писании, оно стало мягким как воск, чтобы Бог мог лепить из него то, что он должен лепить.

Если человек посвятит богослужению этот день, который несправедливо забыт, думаю, он получит для себя огромную пользу и назидание духовное, наставления и размышления, которые дает Церковь, будут служить для него направляющим началом весь последующий год.

Печально, что церковное новолетие, благодаря гражданскому Новому году, померкло и призабылось. Раньше оно праздновалось очень торжественно, были особые чины проводов старого «летия» и празднование нового. Совершал их патриарх или митрополит, в самих же чинах содержалась глубокая идея того, что смена времен – это есть, в первую очередь, перемена в нас не как внешняя, а духовная. И она всегда была связана с эсхатологическим моментом, который всегда соединен с Мессией, как идея спасения через Христа во времени.

И, наконец, как научиться любить себя, чтобы быть записанными в Книгу жизни

Думаю, было бы полезно для современных людей больше обращать внимания на церковное новолетие, заняться популяризацией этого церковного праздника, что дало бы возможность вернуться к тем истокам, о которых мы постоянно говорим. Это не значит, что мы отрицаем гражданский Новый год. Да, это тоже праздник, который Церковь признает и отмечает молитвенно, но он несет другую нагрузку. Новолетие церковное содержит как раз те акценты, которые необходимы для нашего осознания себя, окружающих, которые всегда говорят, что первым делом – это твое сердце, которое должно любить по-христиански и Бога, и ближнего, да и себя самого, потому что мы думаем, что мы любим себя. Но любить себя по-настоящему мы не умеем.

Ведь как мы себя любим? Эгоистично. Из-за искаженного понятия любви, человек развращается, уничтожает самого себя. Но человек, познавший любовь истинную, сохраняет себя для будущей жизни, для праведной жизни здесь и сейчас.

Как раз церковное новолетие и дает все эти моменты, которые помогают душе пробудиться. Что такое молитва, богослужение, вообще весь строй церковной жизни – это и есть вот тот шафар ― рог, в который Церковь трубит, чтобы каждая душа содрогнулась, чтобы она пробудилась. Люди находятся в каком-то греховном сне и вот день нововлетия призван к тому, чтобы пробуждать человека, который должен проснуться и посмотреть: Господи, а что же это я сплю, уже осень  на дворе, скоро снег выпадет, а я ничего не делаю, я нигде не успел, я должен измениться, проснуться и бодрствовать, действовать, иначе я просто замерзну и умру.

Вот это и есть один из лейтмотивов празднования, который не помешало бы вернуть обратно. Потому что сейчас у нас церковное новолетие происходит незаметно, скромно. Думаю, не мешало бы его отмечать более торжественно и давать те примеры назидания, которые предлагает Церковь в этот день.

Ірина Яковчук

"Православіє в Україні", 13 вересня 2011 року

Теги: #Індикт
Читайте також