Created with Sketch.

Путь на Запад не стал крестным

09.02.2012, 00:05

Положение христианских партий в Украине и Белоруссии нельзя назвать завидным по сравнению с положением подобных партий в Европе.

У христианских партий Украины и Белоруссии не получается стать ведущей гражданской силой

Положение христианских партий в Украине и Белоруссии нельзя назвать завидным по сравнению с положением подобных партий в Европе. В Украине, несмотря на высокий уровень религиозности граждан (по данным на 2010 год, верующими себя считают 71,4% украинцев), партии, положившие в основу своих программ христианские ценности, не только не пользуются популярностью среди украинцев, но и не имеют влияния в политической жизни страны. Далеко не каждая христианская партия представлена в украинском парламенте, но даже имеющий места в Верховной Раде Христианско-демократический союз (ХДС) не смог получить их без посторонней помощи.

Благодаря участию в 2007 году в партийном блоке Виктора Ющенко «Наша Украина – Народная самооборона» члены ХДС Владимир Стретович и Владимир Марущенко были избраны депутатами. В 2010 году ХДС получила новый стимул для развития, приняв в свои ряды нескольких народных депутатов Украины, в том числе Давида Жванию и Оксану Билозир. Сегодня партия имеет организации в 24 областях Украины, а также в Киеве, где расположена ее штаб-квартира, Севастополе и Крыму. Программа ХДС построена на христианском принятии человека как уникальной и неприкосновенной личности вне зависимости от его национальности, религиозных и политических убеждений. В свое время ХДС, как и Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), образовалась из-за раскола Украинской христианско-демократической партии (ранее Украинский христианско-демократический фронт). УХДП была первым в УССР христианским политическим движением, возникшим в 90-е годы прошлого века. Тогда она придерживалась антикоммунистических взглядов и имела относительное влияние только в областях Западной Украины. Сходство с национал-демократами, межконфессиональные конфликты в Украине и слабая поддержка со стороны Церкви не позволили УХДП влиять на политику в масштабе всей страны.

В 2003 году в состав ХДС вошли четыре областные организации ХДПУ и семь областных организаций Всеукраинского объединения христиан, также образовавшегося из-за раскола УХДП. Политическая деятельность этих христианско-демократических партий похожа как две капли воды. Обе выступают за свободный рынок на основе частной собственности, за социальное регулирование экономики, бесплатное образование и медицину, за борьбу с безработицей. В международной политике ХДС и ХДПУ ориентируются на вступление Украины в ЕС и расширение сотрудничества страны с НАТО. Кроме того, ХДС выступает за введение института военного духовенства, преподавание христианской этики в школах, соблюдение прав нацменьшинств и прав религиозных организаций открывать учебные заведения. Политика партии также направлена против дискриминации студентов духовных учебных заведений, чье образование не имеет государственного статуса.

Еще одна партия, поддерживающая христианские ценности, – Социально-христианская партия (СХП), которую начиная с 2010 года возглавляет бывший депутат Киевского городского совета Зорян Шкиряк. Основателем СХП в 2004 году была Оксана Билозир – тогда народный депутат фракции «Наша Украина», а ныне член ХДС. С самого начала СХП выступала за «создание в Украине гражданского общества, базирующегося на принципах христианского учения и социальной справедливости», а также «за духовное возрождение Украины на основе традиционных христианских ценностей».

Большинство украинских христианских партий сохраняют конфессиональный нейтралитет: они не связаны с Церковью, не строят свои программы на основе ценностей какой-либо конфессии. Так, Христианско-либеральная партия Украины (ХЛПУ), которую, по некоторым данным, поддерживает одна из протестантских харизматических общин, в своей программе также придерживается общехристианских ценностей. Лидер партии, мэр Киева Леонид Черновецкий, некогда состоял в блоке «Наша Украина». ХЛПУ выступает за рыночную экономику и социальные программы, за соединение «основ христианской духовной культуры и нравственности с традиционными ценностями либеральной идеологии», то есть правами и свободами личности.

Выделяется из списка внеконфессиональных христианских партий украинская политическая партия «Христианское движение» («Христианский рух»), во главе которой стоит Тамара Звягинцева, известная как монахиня Таисия. В 2001 году партийная монахиня активно протестовала против визита Папы Римского Иоанна Павла II в Украину. По ее словам, этот визит противоречил интересам православных украинцев. Сегодня «Христианское движение» ратует за изучение Библии как обязательного школьного предмета, за реституцию христианских святынь и их восстановление, открытие новых семинарий, бесплатных христианских приютов, школ и больниц. Ранее Звягинцева активно призывала православных верующих не голосовать за Виктора Ющенко, который выступал за создание единой Украинской Православной Церкви, как считали многие, на основе Киевского Патриархата.

Идею объединения действующих в Украине Православных Церквей в единую поместную УПЦ выдвигает и консервативная Республиканская христианская партия (РХП). Ее политическая деятельность сосредоточена на развитии Украины как самостоятельного «соборного государства» с рыночной экономикой.

В 2010 году Минюст Украины зарегистрировал новую христианскую партию «Праведность», инициаторы которой планируют привнести христианские ценности в политику и общество, а также максимально приблизить устройство и законы государства «к библейским нормам и принципам».

Если христианские партии в Украине представлены и либералами, и консерваторами, и демократами, ситуация с подобными партиями в соседней Белоруссии совершенно иная. Сегодня в республике действуют две оппозиционные христианские партии. Первая - Консервативно-христианская партия – Белорусский народный фронт (КХП БНФ), которая следует национал-демократической идеологии. Так, члены КХП БНФ выступают за развитие национальной культуры, сферы применения белорусского языка, увеличение роли религии в белорусском обществе при условии сохранения свободы совести и вероисповедания. Кроме того, КХП БНФ ставит своей целью создание автокефальных Белорусских Церквей.

В свою очередь, партия Белорусская христианская демократия (БХД) уже несколько лет пытается получить государственную регистрацию. Как и КХП БНФ, она придерживается национально-консервативной направленности, ставя во главу угла общехристианские ценности и патриотизм. По замыслу лидера БХД Виталия Рымашевского, «современное христианство родит в Беларуси новый общественный строй – христианско-демократический». В 2010 году Рымашевский выдвигал свою кандидатуру на пост президента Республики Беларусь, по итогам выборов заняв шестое место с 1,09% голосов.

Примечательно, что христианские партии Украины и Белоруссии, имея практически идентичные программы, не способны объединиться и найти точки соприкосновения для реализации своих идей. В некоторой степени это объясняется стремлением каждой партии занять место под солнцем и попытаться выйти на уровень европейской христианской партии. С другой стороны, некоторые политические объединения обеспокоены не только сохранением и поддержанием нравственных устоев общества, основанных на общехристианских ценностях, но и решением сугубо церковных вопросов, в том числе объединения или автокефалии Церквей.

Лідія Орлова

"Независимая газета — религии", 1 лютого 2012 (рос.)

Читайте також