• Головна
  • "Необхідний всебічний пастор для всебічного служіння" - розмова про богословську освіту в АСД...

"Необхідний всебічний пастор для всебічного служіння" - розмова про богословську освіту в АСД

16.09.2013, 12:53
"Необхідний всебічний пастор для всебічного служіння" - розмова про богословську освіту в АСД - фото 1

Класичні університети, починаючи з Болонського і Паризького (працюють з XII століття), формувались для навчання теологів - священиків, мислителів, громадських діячів християнської цивілізації. Але після сімдесяти років атеїзму українські віруючі бажають внесення позиції «богослов» до реєстру професій, щоб власники такого диплома визнавалися державою. (російською)

Классические университеты, начиная с Болонского и Парижского (работают с XII века), основывались для обучения теологов — священников, мыслителей, общественных деятелей христианской цивилизации. Но после семидесяти лет атеизма украинские верующие ратуют за внесение позиции «богослов» в реестр профессий, чтобы носители такого диплома признавались государством. В этом году к работе в общинах Восточно-Днепровской конференции приступили два свежеиспеченных бакалавра богословия: Антон Перепелица и Глеб Лобанов. Кто он — бакалавр богословия? Что дает богословское образование? Эти вопросы мы задали четырем участникам процесса богословского образования Адвентистской церкви.

Студенти-богослови

Вячеслав КорчукДоктор практического богословия, РЕКТОР ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Адвентистской Церкви в Украине, директор отдела образования Украинского униона Вячеслав Корчук.

- В чём главные отличия богословского и светского образования?

- Общее здесь — получение знаний, помогающих стать личностью, способной жить в современном мире и трудиться для созидания общества. А отличие в том, что богословие — это наука о Боге, сотворившем Вселенную и человека. Богословское образование помогает студенту увидеть целостную картину мира и ответить на важные и порой сложные вопросы: кто я, почему я здесь и куда направлен наш путь? Почему в мире столько зла и каким образом возможно восстановить мир во Вселенной? Почему Иисусу Христу необходимо было умирать?

В процессе получения богословского образования постигают Бога через Его действия в истории народов и отдельных личностей. Пытаются открыть Истину и посредством этого обрести личный нравственный опыт с Господом. Богословское образование предлагает знания, имеющие значение не только в этой жизни, но простирающиеся далеко за пределы ее, — в вечность в Царствии Христа.

- Что же, по Вашему мнению, самое сложное в богословском образовании? И почему многие студенты богословских вузов не доходят до стадии получения диплома?

- Христианское образование в целом, и богословие в частности, как об этом пишет Эллен Уайт в книге «Воспитание», — это наука о спасении. И самое сложное, наверное, научиться не просто получать знания, но верой принимать спасение, которое Господь предлагает нам как дар. Людям иногда очень хочется вместо доверия Богу полагаться на свои силы, разум или еще какие-то «ценности», манящие в мир.

У студентов богословского факультета много искушений, мешающих вовремя получить диплом. Главное из них, на мой взгляд — то, что студент может не чувствовать своего призвания. Отсюда нежелание по-настоящему учиться, чтобы служить людям и нести свет евангельской истины в современном мире. Благо то, что поступающие в Духовную семинарию Адвентистской церкви в Украине в своем большинстве являются людьми, горячо любящими своего Господа и желающими посвятить жизнь на служение Ему. Для них служение во время обучения в семинарии — не начало христианского опыта, а продолжение его. В таком случае процесс обучения — это средство развития необходимых навыков, которые уже практиковались в жизни молодых людей. Процент отсева при этих обстоятельствах – минимальный.

- Ожидаете ли Вы изменений в ви́дении выпускниками Адвентистской церкви и библейского вероучения по сравнению с их убеждениями при поступлении?

- Процесс духовного возрастания, приобретение новых познаний, формирующих видение и целостную картину бытия — это непрерывный процесс всей жизни верующего. Но главная цель этих изменений — в понимании библейского вероучения или убеждениях — не в новых абстрактных теориях, а в том, чтобы познать Божью волю для человека, научиться отвечать на Его любовь, слышать и слушаться Господа, иметь личный опыт с Ним, обрести подлинный мир и счастье, которое Он дает. Без таких изменений в жизни студента и преподавателя богословское образование не имеет смысла. Адвентистская церковь открыта для нового света, и именно богословская среда является благотворной почвой, предоставляющей студенту возможности и свободу для сбалансированного поиска актуальной истины.

- Адвентисты разного ранга при мне не раз высказывали недоверие к формальному (в смысле получаемого диплома) богословскому образованию. Мол, Библия, молитва и реальная работа в общине — вот лучшая школа служителя.

- Если сущность образования сводить лишь к получению диплома, то мы не понимаем и сотой доли того, что это такое. Настоящее богословское образование возвращает потерянный образ Творца и приводит нас ко спасению, а не только к вручению диплома на выпускной церемонии. Это правда, что пастором становятся в общине. Но мы находим в Библии, что существовали школы пророков и другие возможности воспитания молодых людей. Иисус велел нам учить все народы. Ясно, что сначала мы сами должны быть научены.

Знание может быть абстрактным и бесполезным, когда неизвестны пути его применения. Поэтому мы приглашаем пасторов, сочетающих опыт и академическую подготовку, чтобы они преподавали, чувствуя при этом насущные нужды общин. Строим учебную программу так, чтобы она была практичной. Дух Пророчества дает нам ориентиры в этих вопросах.

Анатолий СимушовДоктор практического богословия, ДЕКАН БОГОСЛОВСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Заокской духовной семинарии Анатолий Симушов:

- Само по себе образование, даже богословское, еще не делает человека пастором. Но в то же время оно расширяет кругозор, учит смотреть на проблему с разных сторон и не бояться новых и нестандартных решений и подходов, помогает правильно формулировать вопросы, подсказывает, где искать на них ответы, убеждает не останавливаться на достигнутом. Тем самым оно, несомненно, готовит человека к его будущему служению.

Долгое время богословие считалось царицей наук. Несмотря на то, что сегодня мало кто разделяет подобную точку зрения, богословское образование, на мой взгляд, имеет фундаментальное значение. Оно не просто даёт знание, оно формирует целостное мировоззрение, помогает человеку сложиться как личности, осознать своё место в этом мире, причём делает это в соответствии со Священным Писанием. В этом основное преимущество и главное отличие богословского образования от светского.

- Что, по Вашему мнению, самое сложное для студентов в процессе получения богословского образования? Почему не все проходят «испытание наукой»?

- Самое сложное в богословском образовании, как собственно и вообще в пасторском служении, – не привыкнуть к тому, чем ты занимаешься, и сохранить в себе способность любить людей и удивляться Богу и Его Слову. Так уж устроен человек, что чем больше он чем-то занят, чем больше он с кем-то проводит время, тем больше он к этому привыкает, тем больше это кажется ему само собой разумеющимся. В таком случае не остается места для огня в сердце, страстного порыва, неустанного поиска и жажды познания. А не доходят до выпуска студенты по разным причинам: кого-то забирают на практику, и он после этого остаётся на служении и не возвращается в учебное заведение, кто-то вдруг начинает осознавать, что выбранный путь – не его, кому-то просто оказывается не под силу образовательная планка. В целом процент отсева не сильно отличается от отсева других программ и направлений.

- Возникают ли во время обучения у студентов сомнения в выбранном пути, устоявшихся взглядах на какие-то вещи?

- Любое образование – это открытие нового и взгляд на уже известное с другой стороны, под другим углом. Богословское образование – не исключение. В процессе обучения уже имевшиеся представления углубляются и расширяются, осмысление веры, жизни, церкви выходит на другой, качественно иной уровень. Естественно, что в процессе этого встречаются и сложности. О многих из них преподаватели догадываются и, насколько это в их силах, готовят студентов к ним. Кроме того, они всегда открыты к тому, чтобы поговорить со студентом, помочь в поиске ответов на волнующие его вопросы, поддержать его, помолиться вместе с ним. Но изолировать студентов от трудностей, создавать искусственно стерильные условия, я не считаю правильным и нужным. Это, скорее, вредит, чем помогает.

- Приходилось слышать от членов церкви, в том числе и от руководителей общин, что семинаристов якобы пичкают абстрактными знаниями, не находящими практического применения в их работе.

- Мне кажется, что нам, адвентистам, которые верят в целостность человеческой природы, давно пора прекратить создавать искусственную дихотомию между теорией и практикой. Кто согласится лечь на стол к хирургу, не имеющему соответствующей теоретической подготовки, не изучавшему анатомию (по учебникам, а не по живым людям)? Равным образом кто согласиться лечь на стол к выпускнику, пусть даже и с красным дипломом окончившему медицинский ВУЗ, если он ни разу не держал скальпеля в руках, если он не был ранее ассистентом более опытного специалиста? Точно также и в духовной сфере. Нам нужна как всесторонняя теоретическая подготовка, так и практическая деятельность.

- Со стороны пасторство кажется творческой профессией, где призвание играет определяющую роль. Как его видите Вы?

- Безусловно, пасторство – это призвание. Божье призвание, которое подкрепляется голосом Церкви. Иногда оно совпадает с мечтой, которая была у студента, или желанием его родителей. Но очень часто это то, о чём человек поначалу не думал и не мечтал. Бог позвал его и он пошёл за Ним. Однозначно определить роль богословского образования в вопросе призвания невозможно. У каждого по-разному. Кому-то оно действительно помогает сделать одно из самых важных открытий в своей жизни. Для кого-то это серьёзное испытание на прочность, пройдя которое он становится более подготовленным к пасторскому служению и будущим трудностям в евангельской деятельности.

- Что в пасторской работе даётся, по-Вашему, сложнее всего?

- На мой взгляд, одним из самых сложных на начальном этапе является вливание в пасторский коллектив.

- Что бы вы пожелали студентам богословских факультетов адвентистских вузов?

- Не ослабевать в их ревностном и посвященном труде на поприще христианского и богословского образования, несмотря на то, что далеко не всегда сразу же видны плоды их стараний. Максимально эффективно в плане личного, духовного и профессионального роста использовать время своей учебы. 

Глеб ЛобановВЫПУСКНИК ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ — бакалавр богословия Глеб Лобанов. Поступал в семинарию, учась на четвертом курсе механического факультета Днепродзержинского государственного технического университета

- Имея 2 высших образования, одно из которых – светское, а второе – богословское,  какую разницу в процессе приобретения знаний  Вы ощутили между ними?

- Образование — это не только багаж знаний, который тебе преподаватели передают на основании учебников или своего опыта, но и особая обстановка. В отличие от большинства украинских вузов в семинарии человек живет в кампусе (студенческом городке), впитывает его атмосферу. У обычных студентов есть и другие сферы их жизни: родительский дом, подработка, развлечения. А здесь ты постоянно вовлечен в христианское окружение.

Желаю пройти эту школу каждому верующему, даже не планирующему становиться пастором. Она дисциплинирует, отвечает на многие вопросы, которые задаешь Богу, помогает понять, кто ты, стимулирует поставить жизнь в определенный план, определить цели и приоритеты. Христианское образование в большей степени, чем любое другое, всесторонне формирует личность.

- Получить образование богослова – что это означает в принципе?

- Это означает быть тем, кем ты выбрал стать. Кто прошел этот путь, тому идти по жизни легче. Быть богословом в повседневной жизни — вот настоящая задача. Всё, что ты учишь, формирует тебя. Либо ты покоряешься этому влиянию, либо нет. Здесь это влияние сильнее, чем, наверное, в любой другой профессии. На другом рабочем месте ты можешь находиться, чтобы получить деньги, а вечером прийти домой и быть другим. А богословие — в первую очередь весь образ жизни. Здесь важно всё: поведение, интересы, чтение, общение с людьми. Это и профессия, и работа, и служение. Ты богослов и тогда,  когда ты – папа, гражданин, человек...

- Как правило, значительная часть студентов, серьезно настроенных стать богословами и имеющих определенные ожидания от процесса обучения, тем не менее, по каким-то причинам так и не доходят до финала… Каков процент отсева?

- Наша студенческая группа на первом курсе включала 21 человека. По разным причинам вовремя дипломы получило всего восемь. Еще четверо приступили к служению, имея академическую задолженность, и рассчитывают осенью сдать необходимые предметы.

Наш выпуск был последним, который третий и четвертый курс доучивался в Заокской духовной семинарии в России. Плюс этой ситуации — контекст другой многокультурной страны: в Заокском учатся студенты 10-12 народностей. Жаль, что теперешние украинские семинаристы не будут этой школы иметь. Буча (украинская семинария) лучше открывает практическую сторону пасторской работы, Заокский глубже обучает теоретической части. Хорошо, что Буча увеличивает педагогический состав. Но ничем не заменить обмен опытом людей разных национальностей.

- Возникали ли у Вас во время обучения те или иные сомнения в выбранном пути, в устоявшихся взглядах на какие-то вещи?

- Принципиально важно, услышал ли ты Божий призыв быть служителем. Эта точка отсчета тебя ведет, подталкивает. Если Он тебя позвал, то любые трудности воспринимаются как часть пути.

Мы-то во многом ходим на богослужения, потому что внутри нас есть память о Божьем прикосновении. И мы снова ищем его. Того первичного прикосновения можем не помнить отчетливо. Его, возможно, трудно описать — момент нашего обращения в веру — но твердо знаем, что это Он прикоснулся к нам, и что Он истинен и мы идем к Нему. А если этой точки Божьего принятия человек не прошел, он не удержится и в своем решении служить Творцу. Очень важно понимать и верить, что следуешь Божьему зову.

Если в начале пути человек не уверен, что это Господь повел его, что его путь — это Божье веление, он не сможет сохранить твердым свой шаг. Это как семья: если не уверен, давая клятву на бракосочетании, что Бог одобряет твой выбор, будет нелегко пройти с этим человеком через всю жизнь.

- Как лично Вы обрели своё призвание к пасторской работе?

- В 1993 году в Днепродзержинске шла первая евангельская программа. Ее вел Павел Хименец. На одной из встреч (мне тогда было семь лет) я сказал: «Буду таким, как он». Подруга моей мамы спросила: «Как кто?» В этот момент проповедовал пастор Хименец, а на экране было изображение иудейского священника, совершавшего служение во святилище. Я ответил: «Это не важно». Эту ситуацию мне пересказали, уже когда я был на втором курсе в Буче. Это воспоминание укрепило меня. Оглянувшись назад, я увидел, что Господь всю жизнь вел меня, формировал во мне лидерские качества и ораторское искусство. Много раз дома я становился, будто перед аудиторией, и что-то рассказывал. Часто пел. Бог взращивал во мне эти качества. Верю, что тогда Дух Святой говорил через меня. А Он слов на ветер не бросает. Дух и дает способности, и побуждает их применять. Верю, что к служению Бог избирает от чрева матери. Он меня позвал.

Работая, обучаясь на другой специальности, я не чувствовал удовлетворения. Счастье, внутренняя наполненность приходят тогда, когда делаешь то, к чему Господь предназначил тебя. В соответствии с данными тебе талантами Он помещает тебя в общую картину мира. Очень важно понимать, что тебя Господь ведет, что ты на своем месте. И какие бы трудности ни встречались на пути, главное - выполнить миссию, к которой Он призвал.

- Оглядываясь на пройденный этап обучения и сегодняшний опыт применения полученных знаний, как Вы полагаете, богословское образование укрепляло Ваше призвание или же испытывало на прочность убеждений?

- И то, и другое. Богословское образование дает Бог, но его проводниками являются люди. Через несовершенного человека Он вселяет в наш разум Свою истину. Отталкивают личности. Влияет среда. А Истина готова достучаться к тебе через самого неожиданного человека.

- Насколько изменилось Ваше понимание библейского вероучения со времени поступления в семинарию?

- В семинарии делается большой уклон в изучение и анализ с библейской точки зрения учений различного рода ересей, отклонений. Первое время мы мало уделяли внимание библейской истине. Если и слышать ереси, то от представителей конкретных конфессий (как они сами их формулируют), в то же время необходимо достаточно четко отработать наши богословские позиции. Всё это важно изучить и понять лично.

Степан КампенРАБОТОДАТЕЛЬ — руководитель пасторской ассоциации Восточно-Днепровской конференции Степан Кампен.

- Почему Адвентистская церковь ввела обязательное богословское обучение пасторов?

- Профессионал должен иметь соответствующее образование. Это всемирная практика: пастор должен иметь как минимум степень бакалавра. В странах СНГ этот процесс опаздывает. Потому существовали промежуточные формы типа заочного обучения, которое сейчас сокращается в пользу стационара.

Чего ожидает Церковь, обучая пасторов? Нужен всесторонний пастор для всестороннего служения. На гомилетике обучают составлять проповеди и передавать их доступно для каждого. Учат разным направлениям миссионерского служения, в том числе социальному (благотворительности). Есть предметы, где преподают, как общаться с внешними структурами: власть имущими, государственными учреждениями и общественными организациями, представителями других конфессий. Крайне важно научить отношениям с членами опекаемой общины, потому что работа с людьми считается самой ценной и самой нелёгкой. Пастор должен иметь подход к молодёжи и детям, среднему возрасту и пожилым. Определяющее значение имеет личное отношение человека к этому служению,  посвящение на такую работу.

В штате нашей конференции 54 служителя. Более 80% имеет бакалаврское образование. 5-6% обучается на заочном отделении, семь человек проходит магистерскую программу.

- Увязывается ли магистерская степень с карьерным ростом?

- Предполагается, что да. Хотя в нашей конференции были администраторы и без бакалаврского обучения. Но это не лучший вариант.

Максим Балаклицький