• Главная
  • Новости
  • 14 января – Праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого...

14 января – Праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого

14.01.2014, 09:24
14 января – Праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого - фото 1
Праздник Обрезания Господня, когда Христа нарекли именем Иисус, Церкви, придерживающиеся Юлианского календаря, отмечают 14 (1) января. В тот же день чтят память одного из отцов Церкви — Василия Великого.

obrizannja+vasylij.jpgexklusiv.gifПраздник Обрезания Господня, когда Христа нарекли именем Иисус, Церкви, придерживающиеся Юлианского календаря, отмечают 14 (1) января. В тот же день чтят память одного из отцов Церкви — Василия Великого.

Событие обрезания Иисуса описывается в Евангелии от Луки (2, 21): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». 

В Ветхом Завете обрезание было законом в знак союза Бога с Авраамом и его потомками. Этот обряд имел очень большое значение, поскольку символизировал зачисление в члены религии и народа и подчинение себя закону и обязанностям. Невыполнение закона означало его ломание и исключение из членства народа.

«Слово "обрезание" употребляется в Ветхом Завете часто в символическом смысле, когда говорится об обрезании или не обрезание сердца, уст или ушей, то есть повиноваться Господу Богу или восстать против Него. Иисус Христос, который подобен нам во всем, кроме греха, не нуждался в очищении, будучи Сыном Божьим. Однако Он выполнил это предписание, показав неуклонность Господнего закона и вложив в него новое значение новозаветного крещения», — рассказывает в своей книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий. 

Церковь в событии обрезания Иисуса Христа делает акцент прежде всего на жертве и самоотречении — каждый христианин должен практиковать обрезание от своих похотей и злых намерений. 

Также в тот день нарекли Христа именем Иисус, что указывает на святость и Его силу.

Само введение праздника Обрезания имеет интересную историю. Язычники верили в примету «какой первый день Нового года – такой будет и весь год». Поэтому в этот день (который приходился как раз на Обрезание) организовывали различные гуляния и карнавалы. Мужчины переодевались женщинами, а женщины – мужчинами. Облачались в костюмы зверей, языческих богов и богинь, развратничали. Церковь, чтобы противодействовать этим языческим практикам, ввела с наступлением Нового года пост и епитимью за грехи язычников. Этот пост местами продолжался три дня, что видно из 17 правила Собора 567 года в Туре во Франции: «Так как между праздниками Христова Рождества и Богоявления бывают языческие празднества, нужно во время них три дня соблюдать пост». Лишь столетие спустя, когда языческие забавы понемногу забываются, Обрезание приобретает радостный характер. В этот день есть обычай «водить Маланку». Среди группы, которая «водит Маланку» (переодетого в девушку парня), есть и коза. Эти традиции не имеют ничего общего со значением, которое придает Церковь празднику, с духовным измерением события, которое отмечают христиане. 

Праздник Обрезания, хотя считается великим, не принадлежит к 12 наибольшим праздникам. Он заканчивает попразденство Христова Рождества. 

14 января, по Юлианскому календарю, Церковь вспоминает память св. Василия Великого. 

Он родился около 330 года в Кесарии и происходил из знатного рода, славился не только богатством, но и ревностной христианской верой. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пятеро и мать Эмилия причислены к святым. 

Первое образование Василий получил под руководством отца. После его смерти будущий святой отправляется на учебу в Константинополь, а затем в Афины, где осваивает риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Потом он возвращается в Кесарию, где преподает риторику. Около 362 года Василий был рукоположен в сан диакона епископом Мелетием, а через два года — в сан пресвитера епископом Кесарийским. 

Святой написал много трудов, оставив после себя большое духовное наследие — это произведения догматические, нравственные, аскетические, полемические, объяснение Священного Писания, 366 писем. Он составил текст Божественной Литургии, приложился к формированию учения о Пресвятой Троице. Его признают Великим Учителем Церкви. 

Святой Феодор Студит называет св. Василия «отцом греческого монашества и первым из всех отцов».