19 августа православные, греко-католики и протестанты празднуют Преображение Господнее
Это один из двенадцати наибольших праздников в христианстве, установленный в честь объявления Божественной силы Христа Спасителя Своим ученикам на горе Фавор. Святые отцы называли еще его вторым Богоявлением.
Преображение Господнее состоялось до голгофских страданий Иисуса Христа. Современники Христа видели чудеса, которые Он творил, слушали Его учение, и перед ними был Святой, однако только человек. Поэтому Иисус взял с собой трех свои учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и отправился с ними на гору Фавор.
Там Он молился, в то время, когда ученики, уставшие, уснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его сияло, словно солнце, а одежда Его стала белой, как снег, и блестящей, как свет. Рядом появились пророки Моисей и Илья и стали разговаривать с Иисусом. Вдруг большое светлое облако накрыло их всех и раздался голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, что Его Я полюбил. Его слушайтесь» (Мф. 17:5).
В Библии рассказывается, что человек не может увидеть Бога в Своей славе и оставаться живым. Поэтому Господь пришел в мир в человеческом облике. В момент преображения Бог дал возможность трем апостолам увидеть сочетание двух природ в Христе: сияние в человеческом теле Христа божественного света.
Об этом событии писали три евангелиста: Матвей, Марк, Лука.
Отмечать этот праздник начали с IV века, когда св. Елена построила храм на горе Фавор в честь Господнего Преображения. С VI века этот праздник появляется в Восточной Церкви под названием «Господнего Преображения». Сначала его праздновали в феврале, однако этот радостный праздник совпадал с периодом Великого Поста. Поэтому его перенесли на 6 августа (по старому стилю), за сорок дней до праздника Воздвижения Честного Креста.
В народе этот праздник еще называют Яблочным Спасом, так как в этот день традиционно освящают первые плоды, среди которых – яблоки, груши, мед. Этот обычай переняла христианская Церковь от Ветхого Завета, который прописывал приносить первые плоды в Господний Храм.
Евангельские христиане также признают этот праздник, но не отмечают его на таком торжественном уровне, как другие большие христианские праздники.