65 лет назад в СССР запретили УГКЦ
65 лет назад была запрещена Украинская Греко-Католическая Церковь. 8-9 марта 1946 года на Львовском соборе, который еще называют псевдособором, было принято решение о переходе греко-католиков в лоно Русской Православной Церкви.
Те, кто отказался, были репрессированы. Тысячи священников греко-католиков оказались в советском концентрационном лагере ГУЛАГ. Среди них и лидер УГКЦ Иосиф (Слепой), руководивший Церковью из ссылки 18 лет ее подпольного положения. Запрет был снят из Церкви в 1990 году.
BBC Ukrainian (Би-Би-Си) спросила преподавателя Львовского университета и Православной семинарии Андрея Юраша, почему Львовский собор, который 65 лет назад объявил о самороспуске Греко-Католической Церкви, часто называют "псевдособором"?
По словам религиоведа, в то время, когда был созван этот собор, вся иерархия УГКЦ была репрессирована, сослана в тюрьмы. То есть, Церковь уже осталась без руководства, которое единственное, согласно церковным традициям и канонам, является компетентным созывать соборы своего уровня. Второе обстоятельство – это вмешательство государственных органов власти, НКВД, совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР, которые, конечно, прилагали усилия, чтобы максимально легитимизировать это собрание духовенства и показать его правомочность.
«Еще в апреле 45-го года практически все епископы, несколько видных настоятелей монастырей уже были в застенках НКВД. То есть, приглашение на собор им в принципе не могли посылать. Конечно, приглашение рассылались всем священникам, деканам, то есть это уже среднее и ниже среднего звена. Высшего звена УГКЦ к тому времени уже не было на свободе. То есть, уже, соответственно, и приглашение они не могли ни принимать, ни отрицать. Когда поняли, что практически никто из епископов, никто из видных руководителей монашеских общин УГКЦ не готов и не желает сотрудничать с органами советской власти по переходу в православие, они были насильственно отстранены от самого процесса», – говорит Андрей Юраш.
На вопрос, почему Сталину нужно было ликвидировать УГКЦ, Андрей Юраш ответил: «Вопрос УГКЦ надо рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, это была общая стратегия Советского Союза в то время относительно Ватикана, который воспринимался как один из главных врагов и оппонентов идеологическим, и соответственно, УГКЦ, которая непосредственно подчинялась Ватикану и выглядела как одна из самых сплоченных своеобразных отрядов Ватикана, существование которого на просторах Советского Союза никто не мог допустить. Во-вторых, в то время наладилось уже стратегическое сотрудничество между советским атеистическим государством и верхушкой православной Церкви, которая с 1943 года после исторической встречи со Сталиным трех митрополитов – тогдашних лидеров российского православия – получила содействие на всех уровнях, включилась и стала частью идеологической машины Советского Союза, и соответственно, которая со своей стороны демонстрировала максимальное желание овладеть религиозное пространство Советскому Союзу, приобщив к себе обрядово очень близких греко-католиков. Конечно, о реальных последствиях, о реальных приоритетах верующих этого сообщества никто не спрашивал и не собирался интересоваться».
Религиовед подчеркнул, что не является никаким преувеличением то, что УГКЦ называют Церковью катакомбной, ибо Церковь не имела возможности существовать в полном своем размахе, как это было в довоенные времена. Существовали отдельные общины. И только насчитывалось 300 или 400 ячеек, где была зафиксирована относительно регулярная жизнь как первичных структур.
Относительно того, что часть духовенства УГКЦ все же согласилась на присоединение к русской Церкви, Андрей Юраш объясняет тем, что это была своего рода стратегия, чтобы «выжить при любых условиях и донести духовную миссию к народу при невозможности сохранения этой традиции, которая исторически была утверждена в регионе, то есть в православной форме. И во-вторых, возникла необходимость сохранить хоть в любой форме церковные структуры на этих территориях, которые традиционно были очень религиозными и максимально в себе несли заряд не только того духовного, но и национального содержания, без чего воспринять Греко-Католическую Церковь совершенно невозможно».
Справка: В период с 1946 до 1989 года УГКЦ была самой запрещенной Церковью в мире. Однако все эти годы Церковь действовала в подполье. Тысячи верующих и духовенство УГКЦ подверглись репрессиям и гонениям. Папа Иоанн Павел II во время визита в Украину провозгласил блаженными 27 мучеников УГКЦ за веру, пострадавших именно в этот период.