• Главная
  • Анализ законодательных инициатив в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций на протяжении 2005 года...

Анализ законодательных инициатив в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций на протяжении 2005 года

02.02.2006, 11:52
Анализ законодательных инициатив в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций на протяжении 2005 года - фото 1
Максим ВАСИН, эксперт по правовым вопросам Института религиозной свободы, магистр права

VasinМаксим ВАСИН, эксперт по правовым вопросам Института религиозной свободы, магистр права

Прошлый год был богат на законодательные инициативы в сфере свободы совести и детятельности религиозных организаций. С одной стороны, новая власть заявила о своем курсе, направленням на повышение духовности и защиту моральных ценностей в украинском обществе, с другой стороны - представители религиозных и общественных организаций старались воспользоваться случаем для решения давно наболевших вопросов в этой области и улучшения существующего положення. В этой публикации мы рассмотрим характер наиболее значимих законодательных инициатив и ход их рассмотрения.

1. Приобретение религиозными организациями статуса юридического лица.

С вступлением в силу Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» №755-IV от 15.05.2003 года на практике возник ряд проблем относительно приобретения статуса юридического лица неприбыльными организациями, в том числе и религиозными. Коллизия правовых норм относительно процедуры государственной регистрации религиозных организаций между этим Законом и Законом Украины « О свободе совести и религиозных организациях» №987-XII от 23.04.1991 года создала проблему двойной регистрации религиозных организаций, что в свою очередь привело к усложнению процедуры приобретения религиозными организациями статуса юридического лица, стало поводом к неоднозначному применению законодательства на практике и создало значительные преграды для осуществления религиозной деятельности (увеличение срока регистрации, необходимость внесения регистрационной платы за государственную регистрацию, сложность согласования изменений и дополнений к уставу и так далее).

Наибольший резонанс в религиозной среде относительно законодательных инициатив вызвали законопроекты, которые пытались устранить упомянутую коллизию. Среди ряда законопроектов, которые были внесены на рассмотрение Верховной Рады Украины и касались отдельных вопросов государственной регистрации, было только два проекта Законов, которые комплексно решали эту проблему.

Первый из них, проект Закона Украины о внесении изменений к некоторым законам Украины (в связи с принятием Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей») №7250 от 25.03.2005 г. (авторы – народные депутаты Украины Ехануров Ю.И., Дубицкий В.В.), предлагал устранить правовую коллизию путем внесения изменений в специальные законы и закрепления двойной процедуры регистрации для неприбыльных организаций, в т.ч. и для религиозных.

Второй законопроект, внесенный на рассмотрения Верховной Рады Украины, проект Закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (относительно статуса юридических лиц) №4389-1 от 03.06.2004 г. (автор – народный депутат Украины Мусияка В.Л.). Концептуальное отличие этих законодательных изменений состояло в том, что законопроектом №4389-1 предлагалось не только устранить существующую правовую коллизию между Законами, но и решить проблему двойной регистрации неприбыльных организаций. Законопроект предусматривал внесение изменений и дополнений в статью 3 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», где указывалось, что действие этого закона не распространяется на государственную регистрацию религиозных организаций и объединений граждан (политических партий, общественных и благотворительных организаций, профсоюзов и т.д.), для которых законодательством предусмотрен особенный порядок государственной регистрации.

Законопроект №4389-1 был поддержан Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), позиция которого была изложена в соответствующем обращении к Верховной Раде Украины от 24.06.2005 г., и на пленарном заседании от 04.10.2005 года был принят парламентом за основу и в первом чтении.

Однако опыт украинского парламентаризма снова подтвердил тезис, что даже самые лучшие законодательные изменения ко второму чтению могут прийти в совершенно ином виде. Именно так и произошло с законопроектом №4389-1, который с поправками заместителя главы Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Ксении Ляпиной в редакции ко второму чтению полностью пренебрегал проблемами государственной регистрации религиозных организаций. Несмотря на решение проблемы для отдельных неприбыльных организаций, для религиозных организаций создавалась уже новая правовая коллизия и не решался вопрос их двойной регистрации.

Не разобравшись в характере этих изменений, народные депутаты Украины одобрили законопроект №4389-1 в новой редакции, чем еще более ухудшили положение религиозных организаций. Определенная надежда на решение, в конце концов, этой проблемы появилась лишь благодаря тому, что Президент Украины прислушался к обращениям ВСЦиРО от 27.12.2005 р. и общественных организаций и наложил вето на одобренный Верховной Радой Украины закон. Теперь судьба этих законодательных изменений зависит от позиции парламентариев, которые будут повторно рассматривать этот Закон с предложениями Президента Украины по решению проблем государственной регистрации религиозных организаций.

2. Право религиозных организаций основывать общеобразовательные учебные заведения

На фоне дискуссий о введении в школьное образование морально-этического компонента без внимания в 2005 году осталась проблема основания религиозными организациями общеобразовательных учебных заведений, что является одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования. Правительственных инициатив по этому вопросу не было. В Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений к некоторым Законам Украины» (относительно основания религиозными организациями общеобразовательных школ) №8002 от 18.07.2005 г. (автор – народный депутат Украины Бойко Ю.А.).

Однако этот законопроект, вместе с решением проблемы предоставления права религиозным организациям основывать общеобразовательные заведения, предлагает внести поправки к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Такой подход является неподходящим в условиях значительной политизации в Верховной Раде Украины рассмотрения вопросов относительно свободы совести и религиозных организациях. Поэтому более удачным, по нашему убеждению, является внесение соответствующих изменений в законодательство в сфере образования, а именно в статьи 9, 18 Закона Украины «Об образовании» №1060-XII от 23.05.1991 года и до статей 8, 11 Закона Украины «О всеобщем среднем образовании» №651-XIV от 13.05.1999 года.

Кроме того, в настоящее время отсутствуют законодательные инициативы относительно определения частных учебных заведений как коммерческих и некоммерческих. Поскольку, создавая учебные заведения, религиозные организации имеют целью именно предоставление образования, а не получение прибыли, необходимо разработать такой юридический механизм, который будет позволять некоммерческим частным учебным заведениям иметь определенные налоговые льготы наравне с неприбыльными организациями, а также иметь возможность получать гуманитарную и благотворительную помощь для улучшения условий обучения.

3. Право религиозных организаций на постоянное пользование землей

В соответствии с частью пятой статьи 12 Закона Украины “О плате за землю” религиозные организации освобождены от платы за землю. Однако этой льготой на практике практически невозможно воспользоваться, поскольку религиозные организации законодательно не имеют права на постоянное пользование землей. Такое право за ними было закреплено в статье 7 Земельного кодекса Украины 1990 года, однако в 2001 году религиозные организации были лишены права на постоянное землепользование в соответствии со статьей 92 Земельного кодекса Украины №2768-III от 25 октября 2001 года (в новой редакции).

С целью решения этой проблемы в Верховную Раду Украины IV созыва на протяжении 2003 – 2004 годов было подано пять законопроектов, в том числе и проект Кабинета Министров Украины. Правительственный законопроект даже был одобрен Верховной Радой Украины в первом чтении, однако парламентариям не хватило политической воли решить вопрос восстановления права постоянного пользования землей для религиозных организаций. Из-за политического противостояния законопроект не набрал достаточного количества голосов депутатов во время его рассмотрения во втором чтении.

В настоящее время на рассмотрении Верховной Рады Украины находится проект Закона Украины «О внесении изменений в часть вторую статьи 92Земельного кодекса Украины» (относительно права религиозных организаций на постоянное пользование землей) №8409 от 03.11.2005 г. (авторы – народные депутаты Украины Стретович В.М., Белорус О.Г., Сухой Я.М. и другие). Поддержка этой инициативы представителями различных парламентских фракций свидетельствует, что общество уже давно ожидает принятия этих изменений, которые позволят религиозным организациям воспользоваться предусмотренной льготой в вопросе землепользования.

На сегодняшний день законопроект №8409 внесен в Перечень вопросов повестки дня девятой сессии Верховной Рады Украины четвертого созыва, которая началась в феврале 2006 года. Поэтому существует вероятность, что ожидания многих верующих будут удовлетворены в случае принятия Верховной Радой указанного проекта Закона.

Относительно этого вопроса в решении Конституционного суда Украины №5-рп от 22.09.2005 г. относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 92, пункта 6 раздела Х "Переходные положения" Земельного кодекса Украины (дело о постоянном пользовании земельными участками) отмечено, что религиозные организации, которые в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Украины в редакции от 13.03.1992 г. приобрели право на получение в постоянное пользование земеотных участков и освобождены от земельного налога как организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью (пункт 5 части первой статьи 12 Закона Украины «О плате за землю»), согласно пункта 6 Переходных положений Кодекса будут иметь право постоянного пользования земельными участками и будут пользоваться льготами относительно земельного налога до 1.01.2008 года. Другая часть религиозных организаций этих прав и льгот лишена, что противоречит статье 22 Конституции Украины, статьям 4, 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Следует отметить, что рядом с проблемой постоянного землепользования для религиозных организаций остается проблема законодательной неопределенности их как субъектов, которые могут приобретать право собственности на земельные участки. Действующий земельный кодекс Украины разрешает юридическим лицам приобретать землю в собственность только для предпринимательской деятельности. Относительно этого вопроса в Верховную раду не было внесено ни одного законопроекта.

Таким образом, в настоящее время религиозные организации вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях лишения права на постоянное землепользование и без права приобретать земельные участки в собственность, что безусловно не может свидетельствовать о создании государством надлежащих условий для духовной и социальной деятельности религиозных организаций.

4. Право на отсрочку от призыва и освобождение от военных сборов

В соответствии со статьей 17 Закона Украины “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” №2232-XII от 25.03.1992 года отсрочка от призыва предоставляется призывникам, которые являются священнослужителями и занимают положение в одной из зарегистрированных в установленном порядке религиозных конфессий. Также в соответствии со статьей 30 этого Закона от прохождения учебных сборов освобождаются лица, которые имеют духовный сан и должность в одной из зарегистрированных в установленном порядке религиозных конфессий.

Проблемой является то, что законодательно не определено понятие «конфессия», поэтому часто возникают препятствия в реализации права гражданина на отсрочку от призыва и освобождение от военных сборов. Для решения этой проблемы существует необходимость привести терминологию этих статей в соответствие с Законом Украины «О свободе совести и религиозные организации».

В парламент было внесено несколько законопроектов, которые были направлены на устранение указанной неточности терминологии, но эти инициативы по определенным причинам не были поддержаны депутатами. Позднее на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен проект Закона «О внесении изменений к Закону Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» ( относительно термина «конфессии») №4119 от 17.12.2003 г. (авторы – народные депутаты Украины Таран-Терен В.В., Турчинов О.В.), который предлагал решить эту проблему.

Эти предложения учел правительственный проект Закона о внесении изменений к Закону Украины "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (новая редакция Закона) №8047 от 29.08.2005 г. и даже более четко выписал положения об отсрочкеот призыва и освобождении от военных сборов. Этот законопроект был одобрен Верховной Радой Украины в первом чтении и принят за основу на пленарном заседании 22.12.2005 г.

5. Законопроекты относительно деятельности религиозных организаций

1) В Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно небезопасного психологического влияния) №8397 от 02.11.2005 г. (автор – народный депутат Украины Спивачук В.Л.), который в настоящее время находится на рассмотрении в профильном Комитете по вопросам культуры и духовности. По мнению автора, законопроект позволяет законодательно урегулировать проблему защиты граждан от небезопасного психологического влияния тоталитарных религиозных культов, деятельность которых построена на основе полного нивелирования человеческой личности, уничтожения господствующих в обществе моральных ценностей.

В проекте Постановления №8397/П от 27.12.2005 г. народный депутат Украины Белорус О.Г. высказал позицию о неприемлемости указанного законопроекта, поскольку реализация законопроекта №8397 может привести к возникновению напряжения в межцерковных отношенияхи, и, как следствие, в обществе. Кроме того, он в случае принятия станет законодательным основанием для преследования граждан по признакам вероисповедания, а нормы проекта выписаны таким образом, что под их действие подпадают абсолютно все религиозные организации и их члены.

Учитывая неоднозначность положений законопроекта №8397 эксперты и представители религиозных организаций согласны в том, что этот законопроект необходимо отклонить как такой, который создает препятствия для реализации гражданами права на свободу совести и вероисповедания и содержит в себе угрозу лишения сущности этих конституционных прав в Украине. К тому же, действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», несмотря на его определенные недостатки, является достаточным для правового регулирования деятельности религиозных организаций и предоставляет предусмотренное Конституцией Украины право свободы совести и вероисповедания каждому гражданину Украины, а также на сегодня является гарантом стабильности в межцерковных отношениях.

2) На рассмотрение парламента был внесен проект Закона Украины “О финансировании государством религиозных общин” №6051 от 21.08.2004 г. (автор – народный депутат Украины Черновецкий Л.М.), который ожидает рассмотрения Верховной Радой Украины. Данный законопрект предлагает финансирование государством религиозных общин, прихожане которых во время богослужений совершают молитву за здоровье и христианское милосердие Президента Украины и других должностных лиц, за украинский народ ит.д.

Профильный комитет и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины предлагают отклонить законопроект, поскольку законопроект противоречит Конституции Украины, Бюджетному Кодексу Украины и Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Исходя из содержания этих инициатив, можно сделать вывод об их популистском характере, поскольку они не имеют под собой какого-либо механизма их практической реализации, а также нарушают конституционный принцип отделения церкви и религиозных организаций от государства и законодательный запрет финансирования государством деятельности каких-либо организаций, созданных по признаку отношения к религии.

Выводы

Подытоживая изложенное, следует отметить, что на сегодня остается много проблемных вопросов в деятельности религиозных организаций, которые требуют своего законодательного решения. По нашему убеждению, решение этих проблем может быть более быстрым и эффективным с помощью привлечения представителей религиозных организаций и экспертов к разработке правительственных законопроектов и нормативных актов по вопросам свободы совести и религиозных организаций, чего до настоящего времени практически не происходило. Такое сотрудничество позволит решать проблемы, которые на практике возникают у религиозных организаций, и избежать создания правовых коллизий и принятия законодательных изменений, которые не улучшают существующую ситуацию.

Надеемся, что в новом составе Верховная Рада Украины будет способна уделить необходимое внимание решению проблемных вопросов в деятельности религиозных организаций, что должно стать залогом духовного и морального развития украинского общества.