Армянская Католическая Церковь
Армянская Католическая Церковь – одна из Восточных Католических Церквей; возникла вследствие унии части Армянской Апостольской Церкви (так называемой дохалкедонской или Григорианской) с Римским Апостольским Престолом.
Первые контакты между ними достигают еще XII века, когда крестоносцы побывали в Армянском царстве в Киликии (юго-восток Малой Азии) со столицей в городе Сис. Заключенная уния просуществовала с 1198 до 1375 гг. Во второй раз попытка заключить унию осуществлена на Флоренском соборе в 1439 г. Общины армяно-католиков понемногу росли, и в 1742 г. Папа Бенедикт XIV признал епископа Авраама Ардзиваяна Патриархом Киликийским для армян с центром в Бейруте и с юрисдикцией над южной частью Османской империи. Со временем вследствие политических осложнений в империи престол был перенесен в Константинополь (Стамбул), но после трагических преследований армян турками в конце Первой мировой войны, когда Церковь утратила до 100 тыс. мирян, 130 священников и 7 епископов, он в 1928 возвращен в Бейрут (Ливан).
В настоящее время Церковь насчитывает около 150 тыс. верных, большинство из которых проживает в странах Ближнего Востока. Однако есть большая диаспора, в частности в Северной Америке, где находится собственный экзархат АКЦ. В 1991 году создан Ординариат для армян-католиков Восточной Европы с центром в Гюмре (Армения), преобразованный со временем в Епархию Армении, Грузии и Восточной Европы, которую возглавляет архиепископ Нерсес Дер-Нерсесян, в том же году о. Нишан Гарагегян именован Апостольским визитатором для армян-католиков Центральной Европы. Общины армяно-католиков существуют в Грузии, Армении, Польше, Румынии, Венгрии. Важные научные центры АКЦ находятся на о-ве св. Лазаря в Венеции и в Вене.
По-другому развивалось дело армянской унии на западе нынешней Украины. Армянская (григорианская) епархия с юрисдикцией над землями Руси, Молдовы и Валахии с центром во Львове существовала с XIV в. В 1630 г. Ее епископ Николай Торосович во Львовском храме отцов-кармелитов провозгласил воссоединение с Римом, хотя борьба между его сторонниками и противниками длилась еще до конца века. Уния содействовала интеграции меньшинств в польское общество, но одновременно приводила к их ассимиляции. В те времена Львовская архиепархия армяно-католического обряда насчитывала около 3 500 верных, 20 духовных лиц и 15 церквей. Она находилась в непосредственном подчинении Папе и просуществовала до 1944 г. В течение трех веков ее возглавляли 12 архиепископов.
В первой половине ХХ в. армяно-католиков в Галичине было около 5,5 тысяч. У них было 9 приходских церквей и 16 часовен. Архиепархия включала только три деканата: Львовский (приходы во Львове, Бережанах и Луцке), станиславовский (приход в Станиславове, Лисце и Тисменице), Кутский (приходы в Кутах, Городенце и Снятине). За пределами Галичины существовали общины в Черновцах, Сучаве, Каменец-Подольском, Проскурове (Хмельницком), Харькове (часовня в римо-католическом храме) и, возможно, в других городах.
Слабая организационная сеть приходов и небольшое количество верующих обусловили маленькое количество клира – в среднем 20 священников, при этом часть их составляли приглашенные из других епархий беритуалисты и даже священники латинского обряда. Плохо была развита монашеская жизнь. Единственным армяно-католическим монастырем был монастырь сестер-бенедиктинок во Львове, в котором с 1918 до 1939 гг. проживало в разные времена от 11 до 19 сестер. Монахини содержали частную школу, реформированную в 1926 г. в гимназию с полными правами публичных школ, известную благодаря высокому уровню обучения. Пансионат имени Иосифа Торосевича предоставил жилье и питание малообеспеченным гимназистам армянского происхождения. Кроме того, здесь помогали мальчикам, которые принадлежали к латинскому обряду.
Накануне Второй мировой войны умер архиепископ Иосиф Теодорович, нового назначить не успели. В 1939-45 гг. Церковь значительно ослабела: в результате военных действий, немецкого, а со временем и советского террора численность духовенства уменьшилась наполовину. Администратор архиепархии о. Дионисий Каетанович был арестован 4 мая 1945 г. и выслан в Сибирь, где и умер в 1954 году. В 1945 году 8 священников и большинство верных выехали в Польшу, в следующем году туда же перебрались сестры-бенедиктинки.
С восстановлением независимости Украины понемногу возрождается и Армянская Католическая Церковь на ее землях – первую общину зарегистрировали в 1991 г. во Львове. Но община эта была малочисленной (20-30 человек), не имела священника, а поэтому не смогла добиться возвращения ей здания кафедрального собора. Сейсас государство передает собор Армянской Апостольской Церкви. Одна из причин – то, что преимущественное большинство нынешней армянской общины в Украине, будучи недавними выходцами с родины, исповедуют апостольскую веру и не имеют никакой связи с древними поселенцами.
Осенью 2001 г., поставив целью посетить ячейки единоверцев, разбросанные по всей территории нашего государства, Украину посетил с визитом глава Армянской Католической Церкви Его Блаженство Патриарх Киликийский для армян Нерсес Бедрос XIX.