Авторское бесправие?

09.03.2011, 19:05

Ситуация вокруг соблюдения интеллектуальных прав в Украине продолжает медленно, но уверенно сдвигаться с мёртвой точки. Как итог, жаркие споры христиан «можно-нельзя» переходят из шероховатой плоскости практического богословия в компетенцию раздражённых правообладателей и их союзников. Где выход?

Ситуация вокруг соблюдения интеллектуальных прав в Украине продолжает медленно, но уверенно сдвигаться с мёртвой точки. Как итог, жаркие споры христиан «можно-нельзя» переходят из шероховатой плоскости практического богословия в компетенцию раздражённых правообладателей и их союзников. Где выход?

Последние 15 лет борьба с системным игнорированием авторского права в Украине шла неспешными темпами. В частности, предприятия делали вид, что переходили на лицензионное программное обеспечение (далее – ЛПО), а правоохранительные органы отчитывались о «серьёзных масштабах» проделанной работы. Тем не менее, возможно, что этой истории было дано совсем другое направление: по сообщениям январской прессы со ссылкой на пресс-службу  МВД РФ, в России впервые было заведено уголовное дело на пользователя социальной сети Вконтакте, который незаконно разместил в своём аккаунте 18 записей известной музыкальной группы. По российским законам несчастливцу грозит до 6 лет лишения свободы. Украинцам свойственно повторять путь северных соседей, и маловероятно,  что волна «ревности по правам» обойдёт стороной наше государство. Христиане по своей сути всегда были чуткими к нарушению законов духовных и земных, и подобная судебная практика тех из них, кто об авторских правах (далее – АП) не слыхал или слыхать не изволит, должна несколько обеспокоить. Впрочем, здесь не всё так гладко.

Цена вопроса

Google, который знает всё, на запрос «христиане и авторское право» демонстрирует 42 000 результатов, что в сравнении с темой «христианство и культура» с его 1 540 000 результатами – совсем немного. Впрочем, эта тема обсуждений уже стала традиционной на христианских форумах, поскольку она задевает интересы экономически и творчески активных слоёв христианской общины: программистов, музыкантов, поэтов, исполнителей и творческих лиц всех мастей и классов. Манера диалога здесь может для последующих поколений христиан служить осовремененным примером средневековых интеллектуальных турниров. Те, кому есть что терять (создатели-авторы), отстаивают точку зрения, которая – «Рыбак рыбака видит издалека!» – дублирует нормы украинского законодательства. Все остальные, то есть христиане, выступающие потребителями литпроизведений, музыки, видео и других чудес эпохи Web 2.0, упорно не желают видеть очевидные с точки зрения правообладателей –вещи.

 Конфессиональная раздробленность Украины в вопросе АП незаметна: думают практически во всех церквах одинаково. Приятное исключение – УГКЦ, Глава которой с 2008 года в своих Размышлениях относительно соблюдения ПДД приучал верных своей церкви к уважению гражданского права.

Дуэлянты

Как ни парадоксально, идущие в среде христиан споры, нужно ли вообще считаться с авторским правом или продолжать цитировать «Господня земля и всё, что на ней», стали заложниками как аматорского уровня оппонентов, так и общей достаточно тягостной экономической ситуации, в контексте которой данный вопрос нужно решать. Другими словами, сторонникам АП кроме скорых ответов на аргументы неразумных интернет-посетителей необходимо ещё и обосновать, почему в государстве с прожиточным минимумом в 894 грн. и минимальной зарплатой в 941 грн. человек должен платить серьёзные деньги за некое «аудиовизуальное произведение»? Один мой знакомый врач, пожелавший не упоминать своего имени, считает, что в украинских условиях римская пословица «хлеба и зрелищ» трансформируется в «хлеба ИЛИ зрелищ»: «Для среднестатистического госслужащего или работника муниципального учреждения вопрос – «быть или не быть» пиратской продукции в его ПК – практически на повестке дня не стоит: покупать ЛПО дорого, зарплата не позволяет, а без него никак не обойтись». Впрочем, возмущение рыночными ценами ЛПО или лицензионных компакт– или видеодисков происходит, как правило, после решения более фундаментального, этического вопроса: нарушение авторских прав – грех, вынужденная необходимость или способ существования?

Вол молотящий, юзер качающий

В спорах об АП экономические вопросы – вторичны, это факт. И остриём спора в данному случае выступает толкование всем известной заповеди Декалога «Не кради» (Исх.20:15;Втор.5:19). Если с кражей материальных ресурсов христиане разобрались достаточно давно (хотя известен пример кардинала Фрингса, увековечившего свою фамилию в немецком языке словом fringsen тем, что одной из проповедей произнёс важные слова: «Мы живём в такое время, когда индивидууму, исходя из его нужды, может быть позволено взять то, что ему нужно для сохранения жизни и здоровья при условии, если он не может получить это иным способом, работая или торгуя »), то особенности трактовки цифровой продукции вызывают некоторое недоумение. И не только у христиан: учёные-экономисты до сих пор спорят, способствует ли копирайт экономическому процветанию или нет. Распространена следующая точка зрения:  «…частная собственность сама по себе является воровством – земля и небо не принадлежит нам, как и продукты от них получаемые…» (из чего, впрочем, следует, что книги растут на деревьях). Продолжение следует: ПО и видео/аудиопродукция должны быть в свободном обращении, поскольку сам Бог наделил человека талантами и грех брать за это деньги. Инсайдеры процесса - против. Как признаётся Владимир Вшивкин, христианский исполнитель и пастор баптистской церкви в г. Бровары, «мы, будучи профессионалами, обязаны для получения качественного продукта заниматься своим делом каждый день. На это тратятся и деньги, и время, и личные усилия». Музыкант уточняет: на запись одного коробочного альбома он с единомышленниками тратит два-три месяца, не включающие время на сведение музматериала, изготовление материалов и полиграфии, что,  по его признанию, «тянет» на «тысячи долларов». На рынке печатной продукции ситуация с АП практически идентична. По словам Надийки Гербиш, автора первой электронной христианской книги и главреда издательства «Ездра», «сегодня чаще всего ущемляется другое право авторов – возможность заработать деньги (или хотя бы «отбить» потраченные) на собственном продукте, – отмечает писательница. Так называемым пиратам нет необходимости присваивать (авторские – А.Г.) права, им достаточно сделать «доброе» дело и распространить произведение незаконно; пиратские копии уничтожают не только украинских художников ( как и писателей, музыкантов), но и издательства, небольшие кинокомпании, музыкальные студии».

 Надо полагать, коренное различие между двумя группами «оппонентов» – в понимании процесса производства конечного продукта. По мнению Вадима Пономарёва, российского музыкального обозревателя, «копирайт находится в противоречии с базисным нравственным понятием о воровстве, потому что при свободном распространении ничего у создателя музыки не пропадает. Его музыка, а также любовь зрителей, честь, авторство, достоинство остаются при нём. Произведение же пускается в свободное плавание». Артисты-христиане, как и создатели любого интеллектуального продукта, парируют библейским афоризмом «не заграждай рта у вола молотящего и трудящийся достоин награды своей» (1 Тим.5:18).

Третий нелишний

Наблюдавшие за развитием раннего христианства философы-язычники и были бы рады инкриминировать последователям Пути несоблюдение римского права, но последние не давали ни малейшего повода. Это в итоге стало причиной искусственных обвинений в атеизме и «страшных грехах» во время Причастия. Именно в данном историческом контексте первоверховный в католической традиции ап. Пётр отмечает: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1 Пт.4:15). Раздумья о последствиях упомянутого в начале статьи уголовного дела наводят на мысль, что споры о нужности либо же о бесполезности АП постепенно выходят за рамки «внутрикорпоративного» спора и вступает на территорию задумавшихся о потерянных прибылях владельцах АП и вынужденных обращать внимание на существование в Украине Интернета правоохранителей. Результаты внутренних трений христиан всех конфессий будут «сертифицированы» извне: как показывает статистика в Украине, количество судебных дел, так или иначе связанных с нарушением АП во всех сфера, растёт. Однако будем честными: вряд ли украинских христиан данная тенденция заставит более совестливо относиться к интеллектуальным продуктам других христиан и – тем более! – других людей. Дерзко предположим, что это просто заставит задуматься о своём правовом статусе и повлечёт за собой анализ своей налоговой чистоплотности, правового сознания и собственной гражданской позиции. По мнению Катерины Волошко, управляющего партнёра Международной адвокатской компании, «христианам, живущим в Украине, вне зависимости от отношения к легитимности законодательства, рекомендовано исполнять законы про авторское право, поскольку последние защищают интересы христианского творчества как такового».

Ближайший же субъект для анализа – это христианские организации, не имеющие возможности в своей деятельности обходиться без ПО или аудиовидеопродукции. Именно данные структуры должны будут предпочесть либо постепенное лицензирование, либо переход на софт (синоним ПО) с открытым кодом, т.е. бесплатный. Александр Ольшанский, член правления Интернет ассоциации Украины, в одном из своих интервью подчеркнул, что раз в три года устаревающее ЛПО через каждые 10 лет будет легально выкачивать из украинской экономики приблизительно $3 млрд. Потому здравый смысл подсказывает, что для решения вышеобозначенных проблем не следует ждать «страха наказания» (Рим.13:5 в интерпретации Синодального перевода), а сделать всё «по совести». Для этого необходимо всего лишь волевое решение плюс консультации адекватных специалистов. А лучше– специалистов-христиан.

Алексей ГОРДЕЕВ