Баптизм

02.01.2010, 19:13
Баптизм - фото 1

Баптизм (от греческого «баптидзо» — окунать, крестить в воде) — является самой распространенной протестантской конфессией в Украине. Название указывает на исповедание баптистами крещения во взрослом возрасте через полное погружение крещаемого и подчеркивает отличие баптистов от христианских течений, которые практикуют крещение младенцев.

Вероучение

Фундаментом и критерием веры и жизни баптистов, источником их богословия является Слово Божье — Библия. При этом под Словом Божьим понимаются 66 Боговдохновенных книг Библии, которые являются первоканоническими в Православии. Личное исследование Библии и выполнение заповедей Христа, по вере баптистов, является единственным истинным путем для познания Бога.

Учение о Боге, как и у большинства протестантов, соответствует традиционному христианскому пониманию, которое сложилось в IV-VI ст. Баптисты исповедуют триединство Бога — Отца, Сына и Духа Святого, каждое Лицо которого имеет все атрибуты Бога. Баптисты признают Христа единственным посредником между Богом и людьми, верят в искупительную жертву Христа.

Учение о человеке заключается в понимании полной испорченности грехом его природы и возможности спасения лишь благодаря благодати Божьей (Еф. 2:8-9). Важнейшим моментом жизни человека считается обращение к Богу через полное раскаяние перед Ним в своих грехах. Человек, который не покаялся перед Богом, понимается как погибший и духовно мертвый. Покаяние понимается как внутреннее осознание своей вины перед Богом, решение перестать грешить и начать новую жизнь во Христе. Баптисты верят, что покаяние — это единственный путь для получения спасения. Благодаря смерти Христа за грехи человека, в момент покаяния Бог прощает его, дарует ему спасение и вечную жизнь. При этом человек рождается свыше (Ин. 3:3-8), становится новым творением во Христе. Бог поселяется в сердце человека Духом Святым. Это превращение проявляется в повседневной жизни человека. Дух Святой, который с тех пор живет в человеке, побуждает его к молитве, исследованию Библии, укрепляет веру, вдохновляет на добрые поступки, учит, разоблачает грехи, утешает, побуждает к свидетельству другим людям о том, что Бог сделал в жизни этого человека. Важным моментом, к которому побуждает Дух Святой, является процесс освящения — «Потому что воля Божия есть освящение ваше» (1Фес. 4:3-7). Этот процесс длится всю жизнь верующего и является, в сущности, все большим отделением от греха, приведением мыслей и действий человека в соответствие с заповедями Христа, все большим посвящением себя и своей жизни Искупителю Христу. Процесс освящения — явление сверхъестественное и происходит во взаимодействии Бога (Отца, Сына и Духа Святого) и человека, который этого желает.

Баптисты понимают Церковь Христову как сообщество, которое состоит из рожденных свыше людей во все века и из всех народов. С точки зрения внутренней организации, баптизм осознает себя как группу поместных (местных) церквей, которые являются частью Всемирной Церкви Иисуса Христа. Каждая поместная церковь (община) является независимой. Главой церкви является Христос. Все члены поместной церкви являются равноправными. Присоединение к поместной церкви происходит при согласии общины после покаяния и через крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа с одноразовым полным погружением в воду того, кто крестится. Последнее символизирует смерть для греха. Поднятие из воды указывает на возрождение для новой жизни (Рим. 6:3-5, Кол. 2:12). Крещение также является Обещанием Богу: «Крещение есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Петр. 3:21).

Основные священнодействия: водное крещение, Вечеря Господня или хлебопреломление с использованием хлеба и виноградного вина, молитвы с возложением рук (при посвящении служителей, молитве над детьми, над вступающими в брак, над больными) .

История возникновения

До XVII века нет надежных свидетельств о существовании баптистов, хотя вера и принципы баптизма органически вытекают из учения Иисуса Христа и Его Апостолов. Ведь сам Христос принял крещение от Иоанна Крестителя во взрослом возрасте (Матф. 3:13-17, Мр. 1:9-11,2, Лк. 3:21-22). Баптизм не является продолжением анабаптизма, существовавшего до него, поскольку, невзирая на сходство названия и практики крещения людей во взрослом возрасте, исторически не происходит от него и имеет определенные вероисповедные отличия.

Первые баптистские церкви возникли в среде тогдашних протестантских направлений пуританства, конгрегационализма (церкви с общинным укладом) в англиканстве, а также под влиянием менонитов. Основным отличием баптистских церквей от других христианских течений того времени было именно понимание необходимости крещения во взрослом, а не в детском возрасте. Первая баптистская община возникла в Амстердаме в 1609 г. Руководителем этой общины был Джон Смит (1570-1612 гг.). Часть последователей Смита во главе с Томасом Хелвисом и Джоном Мертоном вернулись в Англию, невзирая на гонения, которые за несколько лет до того заставили Смита выехать из Англии. Эта группа дала начало так называемым «общим» или «генеральным» баптистам, то есть баптистам, чьи взгляды формировались под воздействием арминианства. Они верят, что крестная жертва Христа искупала грехи всего человечества, а не лишь избранных; судьба каждого зависит от добровольного решения принять Христа в свое сердце. Предопределение же является по своей сути лишь знанием Бога заранее тех людей, кто примет дар спасения. Отмечается также возможность потерять спасение.

Другое направление баптизма возникло независимо от первого в 1633 г., дав начало так называемым «партикулярным» баптистам, которые придерживаются богословия Кальвина. Название «партикулярные» происходит от того, что они верят, что спасении получат лишь заранее избранные Богом, также и Христос умер не за всех людей, а только за этих избранных. Личная же вера возникает в результате действия Духа Святого и свидетельствует об избранности этого человека. Кроме того, партикулярные баптисты, в отличие от генеральных, верят в невозможность потерять спасение. При этом партикулярные баптисты придерживаются жестких требований относительно поведения своих верных. Впоследствии именно эта ветвь баптизма приобрела доминирующее положение в США.

На сегодняшний день численность баптистов в мире составляет около 100 млн. человек.

Евангельские христиане – баптисты в Украине

Историческая справка

Возникновение евангельско-баптистского движения на территории Украины состоялось в середине ХІХ столетия и не было следствием миссионерской деятельности баптистов из других стран. Оно стало результатом духовных поисков части украинского народа и прошло определенные этапы эволюции евангельского движения, что имело влияние и на богословие и на практические аспекты жизни церквей. Православные исследователи А.Рождественский и С.Маргаритов отмечали следующие причины возникновения и распространения штундизма, под которым практически понимали именно баптизм, в Российской империи: оторванность реальной жизни большинства тогдашних христиан от выполнения заповедей Христа; большие недостатки в жизни и деятельности православного духовенства; большое стремление народа понять истину в деле веры и нравственности. Кроме того, отмечается влияние отмены крепостного права, история религиозного свободомыслия на территории Украины, особенный состав населения и влияние разных религиозных течений: духоборов, молокан и других. Больше всего же следует отметить распространение в середине ХІХ ст. среди населения Священного Писания, которое и стало критерием настоящей духовности. Простые люди, стремясь познать Господа, учились читать и читали Библию, которая на то время была переведена на русский язык. Именно Слово Божье учило людей, как и что должно быть в жизни христианина, учило о необходимости духовного возрождения для Христа.

Начало евангельского движения в Украине достигает 50-х годов ХІХ столетия. Его пионером стал крестьянин из с. Основы Одесского уезда Федор Онищенко, который, будучи православным, долгое время искал понимания Бога и жаждал исправления себя. Со временем в его жизни состоялось чрезвычайное событие — глубокое покаяние и ощущение близости Бога. Впоследствии Федор Онищенко поделился своими взглядами с соседом Михаилом Ратушным, с которым они вместе исследовали Библию. В 1860 г. М.Ратушний сам пережил духовное возрождение. В результате его проповеди в 1861-1862 гг. в с. Основе возникает община, которая из-за схожести своей религиозной практики с практикой немцев-штундистов получает от посторонних наблюдателей название «украинской штунды» (от немецкого «штунде» — час — время для духовного общения и изучения Библии в добавление к официальному богослужению, когда украинцы вместе исследовали Библию, оставаясь православными). Независимо от с. Основы, евангельское пробуждение одновременно охватило села Карловку и Любомирку соседнего Елизаветградского уезда той же Херсонской губернии. Евангельское движение в этих селах, как и в с. Основы, сначала появилось в форме штундизма.

Упомянутые общины дали начало украинскому баптизму. Благодаря исследованию Библии на 1867 г. верующие, которые принадлежали к ним, пришли к баптистским взглядам. 11 июня 1869 г. Ефим Цымбал, житель с. Карловки, при своем настоятельном требовании был крещен Абрамом Унгером, руководителем общины братских менонитов из Хортицы, на р. Ингул на Елизаветградщине (теперь — Кировоградщина). Именно от Ефима Цымбала мы можем проследить развитие украинского баптизма, поскольку его крещение имело продолжение в крещениях других верующих. Кроме уже упомянутых, независимые центры возникновения украинского евангельского движения были также в Таврической, Екатеринославской и Киевской губерниях. На 1882 г. в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях насчитывалось уже около тысячи баптистов. Их отличал трезвый и скромный образ жизни, стремление к учебе, трудолюбие, верность своим семьям, благодаря чему они достигали зажиточности во время отсутствия гонений. Однако вся история баптистов преисполнена гонений, которые только иногда сменялись определенной оттепелью. Много верующих погибло в заключении, многие потеряли семью из-за принудительного переселения в тяжелых условиях, многие испытали издевательства односельчан, светской и православной власти. Однако, невзирая на гонение, в конце ХІХ ст. количество баптистов достигало уже 5 тысяч человек.

Евангельское движение (значительной частью которого является баптизм) в Российской империи начиналось в разных географических регионах и в разных социальных группах. Следовательно, имели место некоторые богословские разногласия в отдельных евангельских группах, а также разные названия: крещеные христиане-баптисты, взрослокрещенные христиане, христиане-баптисты российской национальности, верующие евангельской веры, а то и просто верующие.

Особенно следует отметить Санкт-Петербург, где течение евангельских христиан, которых сначала называли пашковцами по фамилии руководителя общины В. Пашкова, началось в аристократической среде, но со временем распространилась в других слоях населения. Среди обращенных было значительное количество дворян, были также студенты, рабочие, слуги. Впоследствии часть верующих этой общины стала основой для организации Союза евангельских христиан. Первой церковью на территории Украины, члены которой приняли название «евангельские христиане», была Севастопольская община, образованная в 1898 г. Эта церковь положила начало другим церквам с таким же названием.

С целью налаживания связи и сотрудничества в 1884 г. в Петербурге состоялся первый общий съезд «пашковцев», украинско-российских баптистов, «братских менонитов», штундистов и «захаровцев». Участники этого съезда на 5 день его работы были арестованы и высланы из Петербурга. В том же 1884 г. в Нововасильевке Бердянского уезда Таврической губернии состоялся первый съезд украинско-российских баптистов, на котором был образован Союз баптистов Южной России и Кавказа.

С1903 г. положение евангельских верующих в Российской империи начинает улучшаться. В 1905 г. делегация отечественных баптистов принимает участие в Первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне.

С 1908 г. в Украине начали происходить съезды церквей евангельских христиан, а в 1909 г. в Петербурге проходит Первый всероссийский съезд евангельских христиан. В 1910 г. был образован Союз евангельских христиан с центром в Петербурге. Таким образом, на территории Российской империи, а впоследствии Советского союза начинает действовать два больших евангельских союза — Союз баптистов и Союз евангельских христиан. Они имели много общего в вероучении. Делались определенные шаги с целью объединения, которое в конечном итоге состоялось в 1944 г. Интересно, что руководитель союза Евангельских христиан И.С. Проханов был вице президентом Всемирного союза баптистов. Причиной этого было то, что по своему вероучению евангельские христиане были в сущности общими (генеральными) баптистами. Следует отметить, что в вероучении Союза евангельских христиан 1910р., написанном И.С. Прохановым, была четко прописана арминианская позиция относительно спасения человека. Вероучение Союза баптистов 1906 г. было более склонно к кальвинистическому взгляду на спасение. Таким образом, как и отмечали в то время некоторые исследователи, баптисты в Российской империи были баптистами партикулярными (то есть имели кальвинистические взгляды на спасение), а евангельские христиане — баптистами общими (то есть имели арминианские взгляды на спасение).

Начало Первой мировой войны принесло усиление притеснений евангельских верующих, поэтому они с энтузиазмом встретили Февральскую революцию в 1917 г., которая дала возможность возобновить деятельность ранее закрытых общин и активно проповедовать Евангелие. В 1918 г. в Киеве состоялся Первый всеукраинский съезд баптистов, а в 1921 г. в Елизаветграде на Втором всеукраинском съезде баптистов было провозглашено образование Всеукраинского союза баптистов.

Преследование евангельских верующих советской властью началось в Украине с 1927 г. Много евангельских верующих в конце 20-х годов стали жертвами раскулачивания и были переселены из Украины в Сибирь, Киргизию, Казахстан и на Дальний Восток. Начиная с 1929 г. преследование верующих приняло систематический и спланированный характер. Все руководство союзов, большинство пресвитеров и даже просто активные верующие были репрессированы. Большое количество из них не вернулось из мест заключения. Дома молитвы были отобраны. Огромное количество Библий и духовной литературы было конфисковано. Особенным методом издевательств была невыдача продовольственных карточек евангельским верующим. Однако, невзирая на все гонения, верующие продолжали собираться нелегально.

Появление баптистских церквей на Западной Украине, которая в довоенное время была под властью Польши, приходится на 1920-1925 гг. и связано с миссионерской деятельностью украинских проповедников-реэмигрантов из США. В 1925 г. происходит первый съезд баптистов Галичины, а на 1938 г. здесь насчитывалось 115 баптистских церквей.

С 1941 г., когда Германия напала на Советский Союз, власть временно прекратила притеснения верующих. В мае в 1942 г. из руководителей союзов баптистов и евангельских христиан, оставшихся в живых после репрессий, был создан временный Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов, который призывал евангельских верующих всеми силами защищать Отчизну. На оккупированной территории объединение евангельских христиан и баптистов происходило стихийно, независимо от руководства союзов. В 1944 г. с разрешения власти в Москве было проведено Всесоюзное совещание евангельских христиан и баптистов, следствием которого стало образование из Союза евангельских христиан и Союза баптистов единого Союза евангельских христиан-баптистов. Впоследствии к этому Союзу под давлением власти присоединились пятидесятники, менониты, а также некоторые другие евангельские верующие. В 1954 г. после смерти Сталина состоялась амнистия и реабилитация части евангельских верующих. Однако М.С.Хрущовым была начата новая кампания борьбы с религией, которая достигла апогея в 1959-1964 гг. Членам церквей и их детям не давали возможности учиться в высших учебных заведениях. Против многодетных семей верующих открывали дела с целью лишения родительских прав. Верующих увольняли с работы. Верующих школьников и воинов публично унижали и пытались «перевоспитывать». Формировалось общественное мнение о христианах, как о людях темных и забитых, распространялись лживые слухи. В этот период массово закрывались дома молитвы, общины снимались с регистрации. Любое молитвенное собрание незарегистрированной общины считалось незаконным, а его организаторы или даже участники подлежали криминальной ответственности или штрафам.

Под давлением власти в декабре 1959 г. пленум Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов принял «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВРЕХБ», которые имели тяжелые последствия для братства. Принимая эти документы, руководство ЕХБ стояло перед нелегким выбором: или новые репрессии и полное запрещение деятельности Союза ЕХБ, или сохранение его легального существования путем максимальных уступок власти. Следствием принятия настоящих документов стало разделение братства ЕХБ, которое сохраняется и поныне. На местах у многих верующих, особенно молодых, принятые документы вызвали возмущение. Верующие, несогласные с ними, переходили в существовавшие незарегистрированные церкви или создавали новые. В 1960-1961 гг. несогласными с позицией ВРЕХБ была создана инициативная группа (с 1962 г. Оргкомитет) по созыву съезда братства для обсуждения ситуации, которая сложилась. Однако власть запретила проведение съезда, а незарегистрированные церкви были подвергнуты новым гонениям. Богослужения разгоняли, дома молитвы разрушали или отбирали, руководителей церквей и активных верующих арестовывали.

В октябре 1963 г. с разрешения власти в Москве состоялось совещание Союза ЕХБ, на котором присутствовали 450 делегатов. Положение в 1959 г. и Инструктивное письмо были отменены, был принят новый устав Союза. Учитывая это, руководство ВРЕХБ призвало вернуться в Союз тех, кто из него вышел из-за несогласия с вышеупомянутыми документами. Однако значительная часть незарегистрированных церквей во главе с Оргкомитетом в сентябре в 1965 г. образовала новый Союз Церквей ЕХБ во главе с Советом Церквей (так называемые «отделенные»). Председателем вновь созданного Союза был избран Георгий Константиновича Крючкова. В мае в 1966 г. около 400 представителями этого Союза был проведен пикет у здания ЦК КПСС и демонстрация возле Кремля. Демонстранты выступали против неслыханных притеснений и гонений, которые больше всего испытывали именно незарегистрированные церкви. Все демонстранты были заключены на 15 суток или больше, а руководители Совета Церквей были арестованы. Последующая деятельность обоих союзов происходила под давлением и гонениями власти. В начале 70-х годов власть пошла на регистрацию некоторых церквей из числа сторонников Совета Церквей, с целью расколоть ее ряды. Это привело к тому, что с начала семидесятых годов появляется третья разновидность евангельско-баптистских церквей, так называемые «автономные церкви».

Настоящее

Новые условия деятельности евангельских христиан-баптистов открылись с провозглашением в 1985 г. в Советском Союзе «перестройки». komendant_ofic.jpg Изменения в законодательстве позволили церквам практически выйти из подполья и развернуть неслыханную раньше евангелизационную деятельность. В 1990 г. на ХХІ съезде евангельских христиан-баптистов Украины было провозглашено создание самостоятельного Союза ЕХБ Украины. В 1992 г. украинские баптисты насчитывали около 1100 церквей, которые объединяли свыше 96 тысяч верующих (кроме независимых, автономных церквей и сторонников Совета Церквей, которые совокупно составляли еще около 20 % от названного числа). Nesteryk.jpgНа ХХІІ съезде Союза евангельских христиан-баптистов Украины в феврале в 1994 г. этот союз получил название Всеукраинский Союз Объединений евангельских христиан-баптистов (ВСОЕХБ). Председателем Союза был избран Григорий Иванович Комендант, а в 2006 г. его сменил Вячеслав Васильевич Нестерук .

ВСОЕХБ на сегодня объединяет свыше 2500 церквей и групп, к которым принадлежит около 140 тыс. верующих. Действует 95 миссий. Союз состоит из 25 областных объединений церквей ЕХБ, которые в свою очередь объединены по территориальному принципу в 6 регионов. Кроме того, в состав ВСОЕХБ входят пять заграничных украинских баптистских объединений. Высшим руководящим органом ВСОЕХБ является съезд. Непосредственное руководство осуществляет Совет, в который входят старшие пресвитеры (епископы) областных объединений во главе с Председателем Союза.

Церковь имеет служителей: старших пресвитеров, которые возглавляют областные объединения церквей, пресвитеров или пасторов, которые являются руководителями местных общин, евангелистов, проповедников, диаконов и диаконис. Избранных на собраниях общины служителей благословляют на служение старшие служители с молитвой и возложением рук.

ВСО ЕХБ занимается издательской деятельностью и имеет широкую сеть масс-медиа. Официальным изданием Союза является журнал «Евангельская нива». Официальный сайт: www.ecbua.info.

Подготовка кадров для нужд Союза осуществляется в 2 университетах, 5 семинариях, 23 библейских колледжах и др. В целом насчитывается 66 учебных заведений и программ разного уровня и направленности. Также действует свыше 1500 воскресных школ для детей.

Богослужения проводятся в воскресенье и среди недели в домах молитвы, а при необходимости – в арендованных помещениях и других местах. Евангельские христиане-баптисты отмечают праздники: Рождество, Новый Год, Крещение, Сретение, Благовещение, Пасху, Вознесение, Троицу, Преображение, Праздник Жатвы.

Члены церквей евангельских христиан-баптистов ведут трезвый образ жизни, полностью воздерживаются от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Действуют реабилитационные центры для возвращения к полноценной жизни в обществе нарко- и алкоголезалежних, беспризорных детей, ежегодно организуются детские лагеря для оздоровления детей, в том числе детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, совершается духовное и благотворительное служение в тюрьмах, детских домах и домах для лиц преклонного возраста, больницах, домах и отделениях для неполноценных детей, других местах. Работают детские и молодежные клубы церквей и миссий. В каждой области действуют христианские медицинские ассоциации, которые оказывают бесплатную медицинскую и медикаментозную помощь. Совершается миссионерская деятельность в Украине, России, Азербайджане, Средней Азии и других странах близкого и дальнего зарубежья.

ВСОЕХБ является одним из основателей Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.

Всеукраинский Союз Объединений евангельских христиан-баптистов является полноправным членом Всемирного Союза Баптистов и Европейской Баптистской Федерации.

Вторым баптистским сообществом в Украине является Союз Церквей ЕХБ под руководством Совета Церквей, который сохранил единую структуру в пределах прежнего СССР. По данным Совета Церквей, в пределах бывшего СССР в состав этого Союза входит около 1700 церквей. Совет Церквей также имеет свои церкви в Германии и США, которые состоят преимущественно из эмигрантов из бывшего СССР. В Украине насчитывается 49 церквей этого Союза. Бессменным многолетним руководителем Совета Церквей до августа 2007 г. был Георгий Константинович Крючков. Совет Церквей имеет свои библейские и регентские курсы, издает литературу и периодические издания. Действуют также палаточные миссии.

Третьим баптистским союзом, который действует в Украине, является Братство независимых церквей и миссий ЕХБ, которое было основано в 1987 г., а официально начало действовать с 1993 г. Это братство по большей части было образовано из упомянутых автономных церквей. В его состав входит больше ста церквей и миссий, которые объединяют около 10 тыс. членов. Существует два учебных заведения. Председателем Братства является Сергей Николаевич Дебелинский.

С 1993 г. в Украине действует Корейская баптистская церковь — автономное национально-религиозное объединение, сориентированное на корейскую диаспору в Украине.

Кроме того, в Украине также существуют другие баптистские церкви и миссии (более 300 общин), которые не принадлежат к отмеченным союзам. Большая часть этих церквей носит название евангельских христиан.

Актуальные статистические данные конфессии можно найти в разделе “Статистика религиозных организаций в Украине”, а перечень известных РИСУ ее веб-сайтов – в разделе a href="/ukr/resourses/ukrweb/">“Украина религиозная в интернет-сети”

Использованые источники и литература:

  • Головащенко С. Історія християнства: Курс лекцій. — К.: Либідь, 1999. — С.188-210, 254-315.
  • Догматика. – М.: ВСЕХБ, 1970. — 281с.
  • История баптизма: Сборник. Вып. 1. — Одесса: «Богомыслие», 1996. – 496с.
  • Любащенко В.І. Історія протестантизму в Україні: Курс лекцій. -2-е вид. – К.: Поліс, 1995.-350с.
  • Решетніков Ю. Санніков С. Огляд історії Євангельсько-баптистського братства в Україні. — Одеса: Богомисліє, 2000. — 230с.
  • Савинский С.Н. История Евангельских христиан–баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). – СПб: Христианское общество «Библия для всех», 1999. — 424 с.
  • Савинский С.Н. История Евангельских христиан–баптистов Украины, России, Белоруссии. Часть ІІ (1917-1967). – СПб: Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 448 с.
  • Санніков С.В. Огляд історії християнства. — К.: Світ знань, 2007. — С. 719.
  • Статистичний звіт Державного департаменту у справах релігій за 2007 р. – Київ, 2008.
  • Євангельські християни-баптисти // Релігійна панорама. — 2001. — № 2. — С. 66-76.

Подготовила: Тамара РЕШЕТНИКОВА.

Последнее обновление — 8 апреля 2008 года