Бизюков монастырь – наш Таврийский Афон
Наталья ЛИТОВЧЕНКО. - "Хай Вей", 10 ноября 2009 года
Сколько неведомых нам святых мест расположено в Украине, притом не где-нибудь за тридевять земель, а в двух-трех часах езды от Никополя! Чтобы напитаться духовным здоровьем, вовсе не надо лететь в Иерусалим, хотя это мечта любого христианина. Если не шуршат в кармане доллары, то можно и с сотней гривен от скудной пенсии или зарплаты совершить паломничество, чтобы припасть к стенам, хранящим мольбу угодников Божьих о спасении нас, грешников.
Недавно я впервые услышала о таком месте под Бериславом. Кто ездит на отдых в Крым, тот видел указатель на село Красный Маяк – всего в 7 км от трассы. Знаете ли вы, что здесь, на крутом берегу Днепра, существует мужской монастырь? Созданный царским указом еще в 1803 г., он знал и время расцвета, и время насильственного разрушения, а теперь возрождается. Во времена царицы Екатерины II и князя Григория Потемкина он был вторым по значимости после Киево-Печерской лавры. Эти святые места называли Таврийским Афоном.
На территории монастыря располагались собор и пять церквей. Расписывать их приглашали итальянских мастеров. 32 тыс. гектаров обрабатываемых полей не только кормили монахов, но и давали возможность продавать урожай, приумножать богатство. Монастырское вино от своих виноградников продавалось даже за границу. На молокарне изготавливали голландский сыр. Работали два рыбозавода, мельницы, маслобойня, кузница, было налажено черепично-кирпичное производство. Были пасека и собственная электростанция. К началу революции в монастыре проживало 1800 монахов. В таком хозяйстве находилась работа и для жителей соседнего села. Они становились обеспеченными людьми. Из литературы известно, что при монастыре действовали библиотека, богадельня, больница, детский приют, пастырско-миссионерские курсы, духовная семинария. В этом богоугодном месте набирались духовной силы будущие настоятели храмов, ректоры и преподаватели православных учебных заведений. Являл миру монастырь своих старцев и схимников – мудрых провидцев.
Между прочим, паломников там размещали и кормили бесплатно.
Читатели «Репортера», видимо, помнят, как год назад я рассказывала о своей трехдневной паломнической поездке в Святогорский и Никольский монастыри, что на Донетчине. Меня поразили тогда архитектурное величие храмов и красота окружающего ландшафта, созданного трудолюбивыми руками монахов и послушников. Клумбы в ярком осеннем цветении, стройные ряды аллей унесли меня тогда в другой мир из повседневного мусора – на улицах, в голове, в душе… Я очистилась не только исповедью и молитвами, а и этой красотой.
И вот когда моя родная сестра предложила мне поехать в Бизюков монастырь, я с радостью согласилась. За дорогу в оба конца нужно было заплатить всего 40 грн. Рано утром выезжаешь, вечером возвращаешься. Великолепная возможность исповедаться и причаститься, заказать у монахов службы о здравии и за упокой близких тебе людей. Известно, что молитвы монахов, отрекшихся от мирской суеты ради собственного и нашего спасения, обладают особой силой. Особенно мы с сестрой надеялись на такой молитвенный чин, как отчитка. Моей дорогой сестричке пришлось испытать немало жизненных неурядиц, которые обернулись осложнением здоровья. Таким образом сатана серьезно испытывал ее веру в Бога. Было большое искушение поддаться унынию и перестать сопротивляться. А тут еще и с работой неприятности – руководство предложило ей уволиться по собственному желанию. Она неожиданно для себя согласилась. Устала, видимо, чувствовать себя постоянно угнетенной. Свободное время сестра стала уделять углублению в православную веру, поездкам в монастыри.
В Бизюков едут ради отчитки. Кто заказывал такую службу, говорит, что после десятикратной отчитки (даже заочно) жизнь человека налаживается. Монахи, положившие себя на алтарь служения Господу, получили от Него силу исцелять заблудшие души. Как часто мы совершаем безрассудные поступки, о которых можно сказать библейскими словами: «Не ведаем, что творим». Пока опомнится человек, а злое слово уже вылетело или недоброе дело уже сделано! Это и есть одержимость бесами, которые боятся только Бога. И спешат люди к священникам на отчитку.
Меня предупредили, что постройки Бизюкова монастыря методично разрушали с 19-го до 67-го гг. В 20-е годы расстреляли в винном погребе 12 монахов. Но я и не представляла размеры сатанинских злодеяний…
Когда микроавтобус остановился у скромного подворья, на котором стояли обыкновенная с виду церковь и старые хозяйственные постройки, то я поначалу опешила от неожиданности. Ведь так хотелось окунуться из нашей реальной разрухи в сказочный мир храмовой архитектуры! И тут мне пришлось постигать еще одну истину: духовная жизнь – это не роскошь, а тяжкий труд и испытание. И прежде чем чего-то добиться, надо много потрудиться, то есть поразмышлять. Что происходит в моей жизни, могу ли я поработать над совершенствованием своей души? Что произошло с этим монастырем и теми людьми, которые его разрушали? Пищи для размышлений было более чем достаточно. Развалины монастыря ассоциировались у меня с нынешней Украиной, в которой происходит политический и экономический развал. Как не допустить того, что произошло с монастырем? Нелегкую ношу взяли на себя четыре монаха во главе с игуменом Феодосием. И несут ее с 1992 г.
Мы слушали с замиранием сердца. Вот некогда красивая арка на въезде: на ней вьют гнезда аисты.
Вот остатки большого фонтана, в нем стояло изваяние плачущей Богоматери. Не о сегодняшних ли детях лились Ее слезы?
Остатки лестницы, ведущей к Днепру. Тысячи бедных и знатных людей спускались по ней, чтобы посидеть у реки, полюбоваться Божьей красотой.
Вот здесь на святом поруганном месте захоронений монахов построили школу, и дети пинали, как мяч, череп монаха. Только явление призраков испугало людей, и они оставили это место.
Нет и главного Вознесенского собора, где находилась знаменитая Касперовская икона Божией Матери.
Спускаемся в темный подвал, где пьяные махновцы, прежде чем расстрелять монахов, пытали их – хотели выведать, где спрятаны сокровища. Ведь доходы-то были немалые. Темные пятна на стене – несмываемые следы их крови. Говорят, во время молебнов они проявляются ярче. Нас просят присмотреться к стене, и мы замечаем мужской лик с бородой. Как не провести тут ассоциацию с плащаницей Христа, на которой отпечатался Его лик!
Чему нас учит эта история? Монахи, как и Христос, приняли такое количество мук на себя и отмучились за нас на много веков вперед? Или: их история как напоминание нам: будьте добрее, терпимее, цените жизнь?
Сколько трагедий проносится перед моими журналистскими глазами ежедневно! Мы даже привыкаем спокойно читать милицейские и медицинские сводки. Сколько параллелей между современным и прошлым провела я во время посещения разрушенного и разграбленного святилища!
Уж второй десяток лет отец Феодосий с братией поправляют дела в монастыре. Но его восстановление продвигается медленно. И не только потому, что для этих целей нужны огромные средства. Монахам из-за службы некогда заниматься ремонтными работами. Нелегкий крест несут они, выбрав путь служения Господу. Я заметила, что многочисленных паломников в тот день исповедовал один и тот же батюшка. Другие вели литургию. Не один час выслушивал он наши рассказы о грехах и семейных проблемах во время исповеди. Потом причащал подготовившихся и допущенных к причастию паломников. А когда перед отчиткой он обратился к нам с проповедью о существующих в мире искушениях, я почувствовала, до чего же он устал! Говорил тихо и медленно, как будто делал это на последнем дыхании, то и дело вытирая капельки пота, скатывавшиеся с висков на густую бороду.
Монах был молод с виду, лет 35-ти. Но он пошатывался и прикрывал уставшие глаза, не прерывая свой рассказ о кознях сатаны. Казалось, что он сейчас уснет стоя или рухнет от бессилия. Но, завершив проповедь, через несколько минут он уже стоял у столика с записками на отчитку. Чтобы сократить ее время, монах не читал, а словно строчил из пулемета молитвенные строки. Я была поражена, как на глазах у всех у него открылось второе дыхание. После прочтения молитв записки с 10-15-ю именами он перекладывал из одной стопки в другую. После процедуры помазания перед окроплением святой водой вновь читал молитвы.
И в таком молитвенном труде эти люди живут до конца своих дней!
От паломников, которые неоднократно приезжали на отчитку, я узнала, что имя молодого монаха – отец Кукша. Говорят, он вырос при монастыре и никогда не жил мирской жизнью, остался девственником. Вот, оказывается, какой человек получил высшее благословение проводить молебен, очищающий людей от бесовщины.
После службы монахи и послушники трудятся на строительстве. Сам игумен Феодосий стоял в церковной лавке и продавал свечи, крестики, православную литературу, принимал деньги за требы. Вырученные средства идут на восстановительные работы.
Пока возрождаются хозяйственные постройки. В трехэтажном доме, где будет находиться гостиница для паломников, все окна уже заменены на пластиковые, и внутри идет ремонт. Клумбы и огородики существуют только со стороны фасада церкви. Не до цветов мужской братии.
Так что, ступив на землю Бизюкова монастыря, мы не услаждали взор прекрасным ландшафтом, какой видела я в прошлую паломническую поездку, зато прикоснулись к невыразимому словами Богодухновенному миру. В этих развороченных камнях – великая намоленность. Вот бы подольше она оставалась в душе…
Фото автора
НАША СПРАВКА
Святой Афон (святая гора) – полуостров в Греции, республика монахов с 672 г., духовный центр мирового православия. 20 мужских монастырей, 12 скитов. Женщинам, к сожалению, запрещено посещать это святое место.
Отчитка (экзорцизм) – специальный молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами. Для того чтобы быть недоступным действию злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Тайн и стараться исполнять заповеди Божии.