Большинство сакральных святынь Княжеской Украины-Руси вывезено в Россию, – ученые
Во Львове вышла книга «Святыни Княжеской Украины» (издательство «Свічадо»), которая знакомит с украинской монументальной живописью, книжной миниатюрой, иконописью, ценными реликвиями и мощами времен Украины-Руси (Х–ХIII веков), которые были разрушены, похищены и вывезены, преимущественно, в Россию, где их переименовали и переписали историю их происхождения.
Во Львове вышла книга «Святыни Княжеской Украины» (издательство «Свічадо»), которая знакомит с украинской монументальной живописью, книжной миниатюрой, иконописью, ценными реликвиями и мощами времен Украины-Руси (Х–ХIII веков), которые были разрушены, похищены и вывезены, преимущественно, в Россию, где их переименовали и переписали историю их происхождения.
Авторы книги осмысливают сакральное наследие Княжеской Украины, развенчивая стереотипы и мифы северного соседа, сообщает Ради Свобода.
Икона «Корсуньское Благовещение», которую в России назвали «Устюжское Благовещение», является древнерусской домонгольской иконой, написанной примерно в 1022 году, по разным данным, в Киеве или Корсуне. Сегодня она украшает не украинский музей, а московский.
Большая сакральная реликвия российской церкви – Владимирская икона – на самом деле является Вышгородской Богородицей Нежности. И до 1155 года это одна из основных украинских святынь. До сегодняшнего дня история украинской сакральной достопримечательности в России подается как ее собственность, и написана своя история этой иконы. Хотя иконе Вышгородской Богородицы люди приходили поклониться по всей Украине-Руси, потому как знали о ее силе и чудотворности.
Удельные князья, которые пытались разрушать Киев, хорошо понимали, что прославленные киевские реликвии могут способствовать укреплению их власти, пишут авторы исследования «Святыни Княжеской Украины».
В советское время почти все почитаемые киевские иконы были переданы в Третьяковскую галерею (Москва), включая с Вышгородской. С 1999 этот образ отдали в российскую церковь.
Искусствоведы Андрей Комарницкий и Богдан Зятык в книге описывают десятки сакральных памятников домонгольского периода, Княжеской Украины, которые были вывезены из Украины. Больше всего к этому приложился Андрей Боголюбский, который был первым, кто грабил и разрушал Киев, вывозил в Россию украинские реликвии.
«Боголюбский разрушил Киев со всем тем, что испокон веков было святым для всей Руси», так писал Николай Костомаров. В 1157 году Боголюбский вывозит Вышгородскую Богородицу. Организовывает коалицию князей против Киева и ужасно его уничтожает, это фиксируют все летописи. Часть памятников вывозится на север. Уничтожение Боголюбским было ужасным. До него так никто не разрушал, это был принципиальный акт северного князя, который был представителем позднего московского государства и вывез очень много памяток. С того времени и начался грабеж Украины», – рассказывает Андрей Комарницкий.
«Больше всего было вывезено в XIII веке, – отмечает он. – В XII, XIII веках наступила очередь вывоза останков князя Владимира и Ольги после открытия их Петром Могилой в XVII веке, золотой пояс варяга Шимона, мощи святых. Очень ценный фрагмент фрески «глаза неизвестного святого» из Десятинной церкви был похищен в 1940 году из Софийского музея».
Одна из первых святынь Княжеской Украины, упомянутая в «Летописи Русской», – это мощи, а именно голова, святого Климента – папы Римского. Есть факты, которые подтверждают, что мощи хранились в Десятинной церкви. Собственно авторы книги подробно описывают эту реликвию, опираясь на архивные материалы. Мощи святого Климента, а именно его голова, хранятся в Киево-Печерской лавре.
Среди икон, которые попали в Россию, кроме киевских, были из Чернигова, Галича, Переяслава. Древнеукраинские реликвии хранились в Успенском соборе Московского Кремля, затем в Третьяковской галерее.
Ситуация с вывозом и уничтожением сакральных памятников Княжеского периода позволяет понять, как украинскую историю и культуру пытались веками фальсифицировать и на украинской истории и культуре строили и строят собственные вымышленные, отмечает Богдан Зятык.
Книга написана на украинском и английском языках, чтобы донести информацию об украинских сакральных памятниках Княжеского периода западному читателю, чтобы и он ознакомился с самобытной и уникальной иконописью Киева, которая отличается золотоволосыми, светоносными изображениями Спаса, ангелов, Богородицы, что в киевской богословской традиции была введена идея отождествления Софии Премудрости с Богоматерью.
Исследователи отмечают, что в формировании в Украине-Руси редких форм христианской сакральной традиции важную роль сыграло сочетание византийского Востока и католического Запада и элементов язычества, которое долгое время в Княжеской Украине сосуществовало с христианством.
«Очень обидно, что большинство украинских святынь, мощей святых, останки князей, миниатюры, рукописи, в основном вывезены в Россию. Мы должны заявлять о нашем культурном наследии, потому что тотально проигрываем на культурном фронте», – отмечает Богдан Зятык.