Борьба миротворцев
Стало известно о намерении патриарха Кирилла в очередной раз посетить Украину для участия в праздновании Дня Крещения Руси. Похоже, нас ожидает очередной раунд борьбы за «Русский мир» — патриарх предполагает председательствовать на общественных слушаниях, посвященных нашему особому, разумеется, братски-совместному «цивилизационному пути» и роли в этом церкви, вверенной его попечениям.
Стало известно о намерении патриарха Кирилла в очередной раз посетить Украину для участия в праздновании Дня Крещения Руси. Похоже, нас ожидает очередной раунд борьбы за «Русский мир» — патриарх предполагает председательствовать на общественных слушаниях, посвященных нашему особому, разумеется, братски-совместному «цивилизационному пути» и роли в этом церкви, вверенной его попечениям. Любопытным аккомпанементом к этой новости прозвучало награждение орденом Андрея Первозванного УПЦ «православных рокеров» Юрия Шевчука и Олега Карамазова — за продвижение православных ценностей и единства.
Надо отметить, награждение Шевчука вызвало неоднозначную реакцию, причем российские СМИ отреагировали на него более бурно, чем украинские. Не «подставил» ли таким образом митрополит Киевский своего патриарха? Не попытка ли это в очередной раз поссорить патриарха РПЦ и президента Путина?
На фоне озвученных намерений патриарха снова посетить Украину с миссией «Русского мира» эти предположения выглядят наивными. Сам наградить Шевчука он по очевидным причинам никак не может. Но и отказаться от такого помощника было бы глупо. Ну кто еще сможет выйти к публике с нужными идеями и не быть освистанным? Протоиерей Всеволод Чаплин со своим инфантильным милитаризмом? Кирилл Фролов со своей ничем не прикрытой агрессивностью и шовинизмом? Или даже сам патриарх с основательно подмоченной в ходе последних скандалов репутацией? Интересно, как бы его встретили после того, что он вместо поддержки Киевского митрополита в тяжелую минуту дал «синодальной фронде» карт-бланш на раздел его власти и расправу с его людьми?
То, что вместо традиционного уже объезда епархий патриарх потратит свое время в Украине на общественные слушания, дает повод опасаться, что, вместо праздника собственно Крещения Руси, торжества христианства, мы получим праздник «славянского единства» и, как следствие, очередную волну скандалов, подтверждающих, что никакого такого единства в природе не существует.
Конечно, слушания не сорвут — в этом никто не заинтересован. Напротив, они пройдут как по маслу — главное, правильно подобрать общественность. А это делать умеют. Все наверняка будет красиво и празднично — под блеск куполов, сияние лимузинов, сверкание камер и, надо думать, в сопровождении старого доброго рока — тоже «единого и неделимого», а теперь еще и орденоносного. Кто мог подумать в эпоху андеграундной славы питерского рок-клуба, что его звезды будут продвигать такие гламурные идеи, как «Русский мир», и получать за это церковные награды?
Впрочем, за них, скорее всего, снова будет обидно. Так же, как за священников УПЦ и их верных, как за самого Блаженнейшего митрополита Киевского, которые из хозяев праздника — киевского и христианского — снова превратятся в массовку, безмолвный фон для блестящего патриарха и его политического проекта, мало соотносящегося с христианством и, возможно, многим из них чуждого. Что сам Киев станет декорацией медиасобытия, рассчитанного не на местного зрителя, а на заграничного, которому будет приятно увидеть по телевизору доказательства того, что Россия со своими проектами по-прежнему остается лидером и путеводной звездой для бывших республик. То есть лелеемое былое величие еще не окончательно превратилось в легенду.
Обидно, впрочем, и за «них». За тот же «арт-поезд» («агитбригаду»?), который, скорее всего, будет сопровождать праздник. И то сказать — что же это за праздник да без музыки? Понимают ли они, что, участвуя якобы в «продвижении» дорогих им идей, они на самом деле вносят свой вклад в их профанацию? Не считая того, что идеи, дорогие им, совсем не обязательно должны разделять их слушатели. Но тут музыканты во многом заложники обстоятельств, и их нужно понять. Они защищают свое культурное пространство, оно же — рынок сбыта их продукции. Поэтому в плане «единого пространства» деятели российской культуры — естественные союзники патриаршего проекта «Русский мир». Не надо на них за это обижаться: каждый верит во что верит, а уж кушать хочет — не сомневайтесь. Самое смешное, этот «мирный путь» вполне мог бы оказаться эффективным — общее «культурное пространство» купно с общей богослужебной и богословской традицией действительно могли бы рано или поздно сплотить нас в некое «цивилизационное единство».
Если бы это действительно входило в чьи-то планы. Возьмем для примера кавалера Юрия Шевчука, работающего «на Православие» и «Русь единую» не за страх, а за совесть. Ну не странно ли: человек с подобными идеями — и вдруг оказался в крутой оппозиции к тому самому политическому режиму, с которым у руководства РПЦ полная «симфония»? А вот не странно.
Оппозиционность рокера Юрия Шевчука с его идеями и болью за судьбы некогда великой родины понять значительно легче, чем «симфониста» патриарха Кирилла — творца, вдохновителя, главного промоутера величественного «цивилизационного проекта» «Русский мир». Ведь политика В.Путина с первого дня была направлена вовсе не на созидание, а на разрушение этого потенциального «Русского мира» и даже самого мифа о нем. Последние пятнадцать лет отношения между Россией и ее соседями только ухудшались — ссоры, таможенные войны, взаимные обвинения, попытки что-то «отнять и поделить» у «братьев по вере», которым, по патриарху Кириллу, самое место в «Русском мире». И дело тут не в том, что «Русский мир» президенту не люб. Просто для масштабных проектов нужны масштабные личности и немалые ресурсы. Ресурсы у России есть, но вот «масштабов личности» на большее, чем по карманам рассовать, не хватает. В результате все «руссмировские» построения об «общей вере», «общей купели», «корнях» и прочих эфемерных категориях разбиваются о материальную, как скала, реальность газа, нефти, пошлин, заводов, газет, пароходов, а иногда — как в случае с Грузией — и танковой брони. «Русский мир» (прямо по Оруэллу) оказывается войной, причем не только в умах.
Как с такими политиками строить «Русский мир»? И куда бедному искреннему «руссмировцу» — хоть тому же Шевчуку — податься? Только в оппозицию. Патриарх Кирилл тоже не может этого не понимать. И потому, кстати, в свое время прочили ему «ссору с Путиным» и даже провоцировали ее. Но тщетно. Священноначалие РПЦ скорее пожертвует своим любимым проектом, чем местом возле монаршего кресла. Для патриарха «симфония» превыше всего. Он всегда готов придержать голос, чтобы не нарушать унисон с партнером. Вернее, в данном случае, с «играющим дирижером». В результате вместо проповеди братской и христианской любви, которая — единственная — и может кого-то во что-то объединить (если не в цивилизацию, то хотя бы в единую церковь, для РПЦ и этот вопрос актуален весьма), патриаршие клевреты рассказывают о необходимости введения войск в соседние страны для вооруженного подавления «цветных революций» на всем пространстве «Русского мира». Притом, что уже и внутри самой России рука бойцов колотить своих «цветных» устала.
Что нам подает один важный и успокоительный сигнал: «Русский мир» — для романтиков вроде Шевчука, а реализация этого проекта не нужна никому и, по крайней мере, в ближайшем будущем невозможна. Это не нужно России, не нужно и ее соседям — по разным причинам. Возможно, отчасти в этом проекте нуждается сама РПЦ, которая трещит по швам как из-за центробежных тенденций национальных церквей, так и по причине церковного равнодушия собственно российского населения. И, будучи не в состоянии укрепить себя изнутри, надеется скрепить церковь «миром». Это можно было бы понять — как и российских культурных деятелей, которые стремятся удержать свой рынок. Если бы «Русский мир» в исполнении РПЦ нес действительно мир.
Но это не так.
Смешно читать, что митрополит Киевский Владимир сейчас очень устраивает на своем месте патриарха Кирилла, поскольку он гарант церковного мира в Украине, способный удерживать баланс и единство в раздираемой противоречиями УПЦ. Если бы это было так, патриарх приструнил бы поспешных митрополитов, рванувших к власти, стоило Блаженнейшему слечь. Он же, напротив, поддержал их. Потому что миротворчество и идеалы единства митрополита Владимира, по всей видимости, не во всем совпадают с проектами патриарха Московского. Мир и единство здесь, в Украине, совсем не входят в его планы. Достаточно вспомнить, как болезненно отреагировали в Москве на попытки объединительного диалога УПЦ и УПЦ КП.
Разделять и властвовать — рецепт не новый. И как многие старые рецепты эффективный. В Москве отлично понимают, что продвижение «Русского мира» действует на многих в Украине как красное на быка — и используют это, чтобы не дать нам возможность договориться между собой и научиться жить хотя бы мирно, раз уж мы пока не способны на полное и безоговорочное единство. Повод для нашего внутреннего раздора традиционно подбрасывает Русская православная церковь — такая уж у нее общественная нагрузка в рамках «симфонии». И всем, кто поддерживает пропаганду «Русского мира» не по долгу службы, а искренне — из соображений личных симпатий, идеологических предпочтений, просто кредо, — стоит об этом подумать и, возможно, поискать иные объекты для приложения душевных и физических сил.
Я готова понять россиян, для которых «Русский мир» стал чем-то вроде знамени, объединяющего тех, кто болеет за судьбы родины. Но прежде чем это знамя экспортировать, стоило бы подумать о подоплеке и последствиях. О том, например, что здесь, в Украине, эти лозунги имеют совсем другое звучание и иной ассоциативный ряд. Что нам они приносят не единство, а ссору и разделение. Это, что ли, и есть те «православные идеалы», за которые теперь раздают и получают церковные ордена? Причем политический заказ на эти вещи очевиден даже ребенку — в мутной водичке общественной нестабильности легче ловить золотую рыбку.
Но этого мало. Выдуманные политические миссии угрожают миссии собственно церковной. Пример тому — провал диалога РПЦ с российским обществом. Причем и тут гасить конфликт никто и не думает, напротив, список тех, с кем «воюет» РПЦ, раздувается до неприличия — блогеры, Большой театр, художники, писатели, телеведущие, панки, хирурги, «цветные» и «болотные» смутьяны. РПЦ не может добиться мира даже у себя дома — с чем она идет к соседям? Какую «свою роль» предлагает в «цивилизационном проекте»?
Главный упрек, который следовало бы предъявить «православным цивилизаторам»: все это сильно портит внешний вид Церкви Христовой. Которая на самом деле не отправляет блогеров в психушку даже за самые безобразные «наезды». Не разоряет выставки. Не ссорит брата с братом. Не рядится в пух и не ступает по-хозяйски по ковровым дорожкам высоких кабинетов. Не призывает «мочить» народный протест. Ей не нужно дорисовывать в фотошопе «тысячи взволнованных верующих», а другим плагином стирать с патриаршей руки часы. Эта — настоящая, а не выдуманная политтехнологами и спецслужбами — Церковь несет миру Свет, и его не пропустишь, ослепленный блеском бриллиантов на панагиях. Эта Церковь пережила и империи, и цивилизации — что и рекомендует ее лучшим, вернее, вечным образом. Церковь, которая не нуждается в выдуманных «единствах», потому что у нее есть единство во Христе. Церковь, которая живет в молитве, в литургическом сопричастии, в повседневных, немедийных, непатетических жестах милосердия, доброй воли, прощения. В повседневных чудесах раскаяния и жертвенности, спасающей жизни и души. Церковь, которую мы теряем за выдуманной «высшей миссией» политических проектов, блеском дорогих побрякушек и медийными скандалами.