• Главная
  • Церковная летопись о Майдане...

Церковная летопись о Майдане

04.06.2015, 16:03
Церковная летопись о Майдане - фото 1

Эта книга не для переубеждения думающих негативно относительно Майдана: у них УЖЕ сложилось свое представление о нем. Эта книга для тех, кто хочет знать и познать правду, кто сомневается, кто ищет неоднозначные ответы на непростые вопросы, для людей думающих, серьезных, ответственных.

Церковь на МайданеРецензия на книгу Алексея Гордеева «Церковь на Майдане» (К.: Книгоноша, 2015)

И вот еще одно свидетельство о событии, которое вошло в историю не только Украины, но и стран-соседей, Европы, всего мира. Некоторые полагают, что новейшая история делится на «до» и «после» Майдана, независимо от того, как мы к нему относимся. Эта книга представляет позицию тех, кто был на Майдане, кто видел все своими глазами, кто имеет опыт «майдановца», кто может свидетельствовать. А читатели могут доверять или не доверять этой информации. Многое зависит от самого читателя, от способа его мышления, от жизненного опыта. Для кого-то Майдан – это Революция Достоинства, а для кого-то – государственный переворот.

Эта книга не для переубеждения думающих негативно относительно Майдана: у них УЖЕ сложилось свое представление о нем. Эта книга для тех, кто хочет знать и познать правду, кто сомневается, кто ищет неоднозначные ответы на непростые вопросы, для людей думающих, серьезных, ответственных. В конечном итоге, такие люди могут и не принять ценности Майдана, но они поймут, почему эти ценности приняли другие.

Эта книга и для тех, кто был на Майдане. Ее значение в том, что она по дням восстанавливает события, которые слились в одно большое неразделенное время-пространство Майдана. Многое стерлось из памяти. Кто там фиксировал те события по дням или часам? Мы просто жили одним большим Майданом-временем, где день сливался с ночью, где не было ни начала, ни конца в обычном смысле этого слова, где все длилось и длилось – и это безумие власти, и этот немыслимый и упрямый ей отпор, и необъяснимая для рационального ХХІ века жертвенность и героизм. Читая эту скрупулезную хронологию событий, нельзя не быть благодарным автору за это напоминание, за воскрешение в памяти тех драгоценных минут, часов, дней, месяцев, которые изменили мир. Листая страницы книги от 21 ноября 2013-го и до 23 февраля 2014-го, вроде бы снова проживаешь и переживаешь все те события, вставляешь себя в то пространство и время, соотносишь себя с общей парадигмой того времени.

Для летописи событий по дням на Майдане автором выбрана оригинальная форма: текст автора, описание событий дополняется свидетельствами участников. Хотя сам автор считает по-другому: это истории протестантов дополняются хронологическим повествованием. Может, и так. Нет оснований не доверять автору, который видит ситуацию изнутри, как вовлеченный в процесс человек: не я в событии, а событие во мне. Именно такое отношение ко всему происходящему демонстрируют те 28 опрошенных протестантов, которые не пытаются Майдан приватизировать, замкнуть на себе, превознести себя, полюбоваться собой. Их мысли поражают искренностью, сомневающейся, доказывающей самой себе, но искренностью.

Читаешь текст, а он поражает своей живостью. Он – не просто истории отдельных людей, а некая общая летописная ткань, которая на глазах ткется из мыслей, слов, переживаний людей, живших Майданом на Майдане. Надо понимать, что выговаривающиеся протестанты – это исключительные люди, каких в украинском протестантизме пока меньшинство. Они чутко реагируют на социальную и моральную несправедливость, они бунтуют против спокойствия, которое царит в протестантских общинах, они против убаюкивающего комфорта и разлагающего конформизма в жизни. Это люди, которые освободились от страха не только перед властью государства, но и всякой властью, кроме власти Бога. Они стараются в каждом событии найти Божий знак, чтобы оправдать Майдан как протест против преступной власти. Это люди ищут аргументы – библейские аргументы – в пользу протеста против социальных грехов, они фактически создают новую теологию, протестантскую теологию Майдана, теологию освобождения от гнета олигархов, гнета несправедливой державы, теологию прав человека на восстание против несправедливости, за достойную жизнь с верой в Бога.

Для многих читателей, особенно протестантов, очевидным является своеобразный разрыв традиционного сознания, которое мечется между библейским «Всякая власть от Бога» и «Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!», что есть, с одной стороны, фактическим запретом на протест, сопротивление, а с другой – призывом к совершению справедливого суда. Протестантам трудно согласиться с возможностью протеста, даже мирного, а тем более насильственного и агрессивного. При этом как-то забывается, что сам протестантизм своим появлением обязан Лютеру, выступившему против власти Рима. Существующее противоречие между различным пониманием власти снимает Мыкола Романюк, который предлагает понимать постулат «Нет власти не от Бога» не как оправдание любой власти, а только справедливой, народной. Он считает, как и большинство опрошенных, что у народа есть право изменять государственную власть, жизнь общества.

То, что жизнь кардинально изменилась, а у многих и сознание трансформировалось, признается всеми: элитой, политиками, простыми людьми, образованными и не очень, интеллектуалами и обывателями, верующими и атеистами, молодыми и взрослыми. Еще не раз мы будем вспоминать Майдан, роль Церкви на Майдане, снова и снова возвращаться к теме человеческого достоинства, к правам человека на достойную жизнь, на право протеста против преступлений власти, коррупции, издевательств, обмана и беззакония, несправедливости в обществе.

Мне, как читателю, все же не хватило масштабности присутствия Церкви на Майдане. Само название книги, при всех оговорках, которые делает автор (в авторском предисловии предупреждая о том, что полем внимания будет только протестантское сообщество, а не все христианство), предполагало, что речь пойдет не только о протестантах, ибо претендуют быть Церковью и православные, и католики. Сознательно отказавшись от привлечения более широкого материала, автор создает конфессиональную книгу, которая, надеемся, все же заинтересует не только протестантов, но и других христиан, верующих, а даже и неверующих, ибо так хочется познать истину, а следовательно стать свободным.

Людмила Филипович,

профессор