«Церковные законопроекты №№ 4128 и 4511»: в чем суть
Вчерашний день прошел под знаком новостей от УПЦ (МП). Эта конфессия начала широкую информационную кампанию против двух «церковных» законопроектов, рассмотрение которых запланировано на четверг 18 мая. Верующие собирают подписи против законодательных инициатив, епископат же собирает самих верующих на пикет под Верховной Радой. Мы пытались разобраться во всех перипетиях вокруг обсуждаемых документов. О чем в них на самом деле говорится и чем они не нравятся Церкви.
Начнем с законопроекта № 4128 авторства народного депутата В. Еленского.
Этим проектом дополняется существующий закон «О свободе совести и религиозных организациях» пунктом об упрощении процедуры внесения изменений или перерегистрации уставов религиозных общин. Так, авторы предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами верующие этой общины, а не епархиальное руководство или митрополия. Таким образом, изменения смогут внести с согласия большинства членов общины на приходском собрании. Возникает логичный вопрос, а кто же является членом общины, ведь в большинстве приходов отсутствует фиксированное членство. Законопроект определяет, что принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины.
Основные критики этого законопроекта, а это в частности высшее руководство УПЦ, РПЦ и представители «Оппозиционного блока», заявляют, что согласно этому законопроекту в приход могут приехать любые посторонние люди и, проголосовав на приходском собрании, изменить юрисдикцию общины. Однако этого в принципе не может произойти, поскольку, чтобы принимать участие в собрании, надо, согласно законопроекту, принимать участие в религиозной жизни общины, то есть быть прихожанином.
Более того, чтобы не возникало споров и голосование не было фиктивным, Комитет по вопросам культуры и духовности предложил дополнительный предохранитель. Окончательную правомочность общего собрания должен признать руководящий орган общины (приходской совет, членское собрание и т.п.). Таким образом, исключается любая возможность привезти «туристов» со стороны, чтобы те проголосовали и перевели общину в другую юрисдикцию.
Однако многочисленные негативные заявления в СМИ по этому законопроекту чаще всего манипулятивны, поскольку сосредотачиваются на одном пункте законопроекта и, к сожалению, не анализируют его полностью. Митрополит Онуфрий даже заявил, что «происходит подмена понятий, и территориальную общину отождествляют с религиозной общиной». Хотя, как видно из самого текста законопроекта, право участия в голосовании по любым изменениям предоставляется не по месту жительства человека, а по ее участию в религиозной жизни общины.
Критиков этого документа, прежде всего, из УПЦ, волнует, что эти поправки сделают возможным переходы приходов из Московского в Киевский Патриархат, там, где этого требуют верующие. Поскольку сейчас они не имеют на это законной процедуры. «Государство не имеет права и не будет вмешиваться в автономию религиозной общины, и порядок, согласно которому будут регулировать религиозное членство, остается на усмотрение самой общины. Главный механизм заключается в том, что человек не только отождествляет себя с общиной, но и принимает активное религиозное участие в ее жизни. Изменения заключаются и в том, что в случае решения большинства о смене юрисдикции, они так же получают и религиозное имущество», – отмечает инициатор документа В. Еленский.
Второй законопроект, вызвавший резонанс в СМИ, документ № 4511. Этот документ создает новые условия для функционирования конфессий, центры которых находятся в стране-агрессоре. Так вводится подписание дополнительных договоров между государством и религиозными организациями такой конфессии. В частности устанавливается обязательным согласование кандидатов на высшие церковные должности и приглашенных иностранных религиозных деятелей с государственными органами. Также в качестве сотрудничества представителей общины с террористами, государство оставляет за собой право прекратить деятельность такой общины.
Этот законопроект критикуется за чрезмерное вмешательство органов государственной власти во внутреннюю жизнь конфессий. Однако его цель – защита национальных интересов Украины через законодательное установление особого статуса религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве-агрессоре, что, по мнению авторов законопроекта, создаст возможность уполномоченным государственным органам Украины своевременно выявлять и должным образом реагировать на потенциальные деструктивные воздействия внешних факторов с использованием религиозных факторов и воздействий на общественность, а также нарушений территориальной целостности и государственного суверенитета Украины.
Напомним, что как заявил один из соавторов законопроекта № 4511 депутат Дмитрий Тимчук: «Все, что мы хотим от этой Церкви [УПЦ (МП)] указанным законопроектом, – это заставить ее взять на себя обязательство не осуществлять антиукраинскую деятельность в Украине».