День всех святых – 1 ноября
1 ноября – особый день для верных и духовенства УГКЦ, поскольку в этот день в 1944 году умер Митрополит Андрей Шептицкий, который возглавлял Церковь на протяжении 44 лет.
Почитание святых в Церкви берет свое начало вместе с культом первых мучеников христианской эры. Вначале христиане отмечали «день рождения к небу» (dies natalis), т.е. день мученичества единичных христиан. Обычно этот день совпадал с днем погребения, поэтому по общепринятому тогда обычаю при их гробах происходили трапезы. В случае христиан этой трапезой было совершение Евхаристии. Вначале поминовение святых мучеников было тесно связано с местом пребывания их останков. Со временем, благодаря взаимному обмену литургическими календарями между локальными церковными общинами, поминовение мучеников какого-то одного места распространяется и на другие церковные округи.
Значительное обогащение литургических календарей поминовениями dies natalis мучеников приводит к тому, что в III–IV вв. возникает отдельный праздник всех Мучеников, поскольку в течение литургического года было уже невозможно вспомнить всех известных и безымянных христиан, которые пролили кровь ради Господа и Его Евангелия.
Начало празднования торжества Всех Святых в Западной Церкви можно увидеть в освящении Папой Бонифатием IV 13 мая 609 (или 610) года бывшего Пантеона, языческого святилища в Риме, где с давних времен были собраны идолы богов, почитаемых в Римской империи, как церкви в честь Девы Марии и всех Мучеников. Годовщина этого дня с тех пор ежегодно празднуется с большим торжеством.
В следующем столетии Папа Григорий III (731–741) в базилике св. Петра освятил часовню в честь Спасителя, Его Пресвятой Матери, всех апостолов, мучеников и исповедников Христа и всех совершенных праведников, которые почили по всему миру. Дата освящения этой часовни неизвестна, но с того времени в некоторых странах (Англии, Ирландии) начинают чествовать Всех Святых 1 ноября. В IХ–Х вв. этот день становится на Западе известен как торжество Всех Святых. Папа Григорий VII (1073–1085) окончательно отменяет празднование этого праздника 13 мая, связанное с освящением Пантеона, и переносит его на 1 ноября.
Восточная Церковь тоже отмечает праздник Всех Святых. По давней традиции, которая уходит IV–V века, Всех Святых восточные христиане вспоминают в Литургии в первое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, подчеркивается особая связь святости с действием Святого Духа в человеческих сердцах. На следующий день после праздника Всех Святых Западная Церковь чтит память умерших.
В первые века христианства поминовение умерших ограничивалось семейным кругом. Особыми днями молитвы за умерших были дни в непосредственной близости к похоронам, а также годовщины смерти. Поэтому какой-то один общеустановленный день памяти всех умерших христиан был для античной Церкви совсем неизвестен.
Такой день рождается в стенах монастырей. До сегодня во многих монашеских общинах есть обычай поминовения поименно своих предшественников и молитвы за них в годовщину их ухода к Господу. Так что монастырские стены были хорошей почвой для возникновения первых общих поминаний умерших. Так, например, в начале IX века в аббатстве в Фульди (Германия) было установлено, что 17 декабря, в годовщину смерти их основателя, будут возноситься молитвы за всех умерших монахов этого монастыря.
Однако настоящее рождение поминального дня на Западе связано с именем аббата Одилона из Клюни (известный бенедектинский монастырь во Франции), который приказал во всех подчиненных ему монастырях отмечать 2 ноября как поминовение всех умерших верных. В то время в Западной Церкви 1 ноября уже отмечался праздник Всех Святых. Поэтому дата аббата Одилона, предназначенная для поминовения всех умерших христиан, имеет глубокую связь с праздником Всех Святых.
Из монастыря Клюни этот обычай распространился по всей Западной Церкви, которая до сегодняшнего дня поминает всех умерших 2 ноября, то есть на второй день после торжественного поминовения Всех Святых. В этот день церковные общины собираются на кладбищах для общей молитвы за умерших.
Церковь восточного обряда, кроме первого воскресенья после Пятидесятницы, вспоминает в своих молитвах всех умерших и в воскресенье после Пасхи. В так называемое Проводное Воскресенье.
Про історію та традицію празника «Всіх Святих» і дня поминання померлих