Дональд Тарбитт – наставник, который возвращает мужчин в церковь
«Когда я впервые зашел в церковь, почти все вокруг были женщинами. А я был пожарным, сильным мужчиной, который привык преодолевать стены и рисковать, а не сидеть в кругу милых женщин, поющих сладкие песенки. До сих пор я работаю над тем, чтобы это изменить», — рассказывает Дональд ТАРБИТТ, который посвятил себя служению 20 лет назад. Он координатор служения в восьми странах от римско-католической организации «Пастыри обновления» (Renewal Ministries), а также поборник служения для мужчин. О поисках святости, практическом воплощении веры в жизнь и маскулинную сторону служения журналист РИСУ пообщалась с мистером Дональдом.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути от пожарного до проповедника. Что побудило кардинально изменить свою судьбу?
— Я всегда был католиком, всегда знал о Боге, но никогда не имел с Ним личных отношений. Более 20 лет назад моя жена заболела рассеянным склерозом. У нас было трое детей, а от меня требовалось финансовое обеспечение семьи. Жизненная цель для меня всегда была в том, чтобы стать богатым, потому что я вырос в бедной семье. И поэтому большая часть времени уходила на работу или инвестиции на рынке для большего заработка. В один момент мои инвестиции прогорели, я потерял значительную часть работы, а у жены нашли страшную болезнь. Я был разбитым и нуждался в переменах. Тогда я упал на колени в молитве, мне оставалось уповать только на Бога.
Таким образом, в 1960-х мы заинтересовались движением Пастыри Обновления (Renewal Ministries), а я в течение года привлекался к проекту Ежедневной службы. Это была плохая идея, которая обернулась чудом. Мы были католиками, но не знали причины, почему ими стали. После моих молитв жена стала чувствовать себя лучше. У нее был особый опыт, когда она почувствовала призвание ходить в церковь и надеялась, что я переживу то же. Я стал ходить вместе с ней, а затем местный священник предложил мне присоединиться к движению. На что я ответил: «Нет, спасибо, люди меня будут воспринимать как сумасшедшего».
Но в 1970 году мы пошли на духовное собрание и встретили людей, открыто говоривших об Иисусе, что было шоком для меня. Я слышал о подобных группах общения у протестантов, но не думал, что католики делают нечто подобное. Я был в восторге от наших разговоров, историй из жизни людей и их изменений. Я еще не успел ничего понять, но в голове была одна мысль — это то, чем я хочу заниматься.
Во время одного из обсуждений наша группа формировала миссию в другую страну и мне предложили присоединиться к команде. Это был тот самый персональный опыт ощущения Иисуса, который я пронес через всю свою жизнь, это придавало моему существованию смысл. Мое служение — это путешествие, которое продолжается до сих пор, в духе христианства.
— С этого момента началась Ваша работа?
— Лидером харизматического движения был Ральф Манн в 1967 году в США. Более 30 лет назад он решил создать подобную организацию, в которой люди работают в рамках Миссии по всему миру. Сначала мы с женой поехали в Польшу, а затем в Украину. Тогда Ральф спросил, не хотим ли мы ездить по миру за деньги, когда все поездки будут оплачиваться. Это было идеальное предложение для нас и с 1999 года мы начали официально работать. За эти 16 лет я побывал в более чем 25 странах. И с тех пор я также начал заниматься вопросом служения для мужчин.
— Я видела на официальном сайте, что служение также заключается в еженедельной ТВ-программе и радиопередаче раз в неделю.
— Программами занимается лично Ральф, у нас есть еще и ежедневные радиопередачи. Команда лидеров нашей группы служения сконцентрирована в США, и они не должны так много путешествовать, как мы. В целом у нас есть 12 мужчин, которые осуществляют служение в различных странах. Это при условии полной свободы планирования своих встреч и стратегий служения. Но мы не занимаемся харизматическим движением, мы работаем в сфере католической евангелизации. Неважно, кто вы по вере или конфессиональной принадлежности, мы призываем вас вернуться в Церковь. Мы открыты к экуменизму и делаем совместные конференции между различными христианами, православными и протестантами в частности. Но в США нет такого разнообразия церквей, как в Украине.
— В одном из своих интервью Вы говорили, что хотите вернуть мужчин к своему призванию и видите в этом свою миссию. В чем оно заключается и как Вам удается это делать?
— Одна из самых больших проблем всех христианских церквей — это феминизация Церкви. Мужчины от природы хотят быть лидерами, но им трудно это осуществить. В нашем служении мы даем возможность мужчинам стать лидером у себя дома. Существует разница между лидером в общем понимании и лидером в католическом толковании. Мы учим мужчин, что цель нашей жизни — защита женщин и детей и борьба с демонами. Мужчины от природы хотят бороться. И мы ведем борьбу с демонами, защищаем нашу семью в духовном измерении. Мы стремимся к тому, чтобы мужчины пытались становиться духовным большинством, которое должно победить секулярное понимание жизни. Мы показываем преимущества духовной жизни по сравнению с простым бытием в теле. Однако мы не ставим никаких рамок, говоря, что если вы будете придерживаться 10 заповедей, то будете хорошими людьми. Наоборот, это пространство свободы и выбора для каждого, как они лично могут приблизиться к святости.
— А Вы могли бы привести пример, как можно заинтересовать мужчину и вернуть его в церковь?
— Такая формула существует — она называется «72-часовой план». В Писании сказано, что Иисус умер и воскрес через три дня, то есть 72 часа. Фактически мы говорим, что если вы уделите нам 72 часа в год, то мы дадим вам рецепт спасения жизни. Если выделять по два часа в месяц, то это получится 24 часа в год. Кроме того, раз в год у нас происходит встреча для мужчин в субботу в течение 6 часов. Также мы организовываем мужское собрание (ретрит) раз в год, что ранее не практиковалось у католиков. Когда человек впервые приобщается к нам, мы рассказываем, как возможно построить личные отношения с Иисусом, как впустить силу Святого Духа в нашу жизнь. Это 42-часовая встреча в течение двух выходных дней, вместе с другими мероприятиями составляет 72 часа. Это небольшая жертва, которую мы просим сделать со стороны мужчин.
Но как мужчина может пожертвовать эти 72 часа в год? Это всегда был проблемный вопрос для меня, потому что я слышал один ответ — «у меня нет времени». Но Бог дал мне именно эту формулу, в рамках которой они могут найти время на духовность. Когда первые мужчины начали приходить на наши собрания, то они были преимущественно старшего возраста, а увидеть 20-, 30- или 40-летних было фактически невозможно. Тогда на экраны вышел фильм «Отважные» (США, 2011 год), церкви должны поблагодарить авторов за эту прекрасную картину. Он показывает, насколько человек нуждается в духовной жизни, как может стать настоящими отцом и защитником. На первый показ пришли около 100 мужчин и 40 из них присоединились к собранию нашей общины святого Иосифа. И вот, наконец, среди них были и молодые мужчины. Подобный опыт кинопоказов я использовал в Польше, думаю, его применяли и в Украине.
Представьте, когда мужчина будет приходить в церковь и будет видеть там себе подобных ребят, то он с большей вероятностью захочет там остаться. Мы учим их, как возвращаться к духовной жизни и что означает призвание. Для этого мы издали специальную книгу с простым толкованием, которая переведена на многие языки мира, в том числе и на русский (в Киеве обещают ее появление с осени этого года — прим. авт.). Мы ведем практику чтения Священного Писания в рамках занятий по катехизису, когда каждый может задать любой вопрос. Именно это способствует появлению персонального понимания Иисуса каждым человеком. Стараемся сохранять небольшие группы, до 8 человек, чтобы обсуждение оставалось эффективным. Если группа будет больше, то не все будут делиться мыслями, застенчивый человек никогда не заговорит в таких условиях. Такие же говоруны, как я, и так говорят много, нас надо ограничивать J Иногда нам хватает 2-3 вопросов, о которых мы дискутируем в течение всего вечера.
— Вы приглашаете на встречи тех, кто вообще не ходит в церковь или, например, не является католиком?
— Как-то мы говорили о том, как евангелизировать людей в мире. Тогда мы подсчитали, что если каждый сделает так, чтобы один знакомый пришел в церковь в течение года, то мы сможем восстановить былое влияние католицизма. На Западе всего 20% католиков ходят в церковь в воскресенье. И каждому из нас хватит вернуть только 5 человек в церковь, чтобы католиков вновь стало больше миллиарда. Поэтому, если каждый в течение следующих 4 лет вернет 4 человека в церковь, то мы восстановим старое количество верных в мире. И если в течение следующих трех лет каждый из католиков вернет по одному человеку в церковь, то в мире будут жить 8 миллиардов католиков. Иисус пытался достичь этого две тысячи лет, а мы можем сделать это всего за восемь.
— Но все же, как можно заинтересовать мужчину в подобном возвращении?
— В теле каждого из нас есть место для Бога. И если вы приходите к своим друзьям с тем, что знаете немного о Боге, то рано или поздно они начнут задавать вам вопросы. Я не хожу к людям, наоборот, люди приходят ко мне с вопросами о Боге. Они не хотят идти в церковь, они хотят получить ответы. Если вы достаточно близко подходите к Богу, Его свет меняет вашу жизнь. И люди тянутся к вам.
Мы хотим привлечь мужчин, у которых нет ответов. Поэтому вы можете узнать больше вместе с вашими друзьями. В таком случае оба вырастут духовно. Иисус обращается к людям не на улице, а в церкви, поэтому если вы хотите найти ответ, вы должны туда прийти.
— Вы выступали с лекцией «Человек, сильный духом». В современных реалиях кого можно таким назвать? Как можно стать духовно сильным в наши дни?
— Люди с сильным характером становятся сильными христианами. Есть немало очень интеллигентных людей, которые ищут свой путь знакомства с Богом. Но мое послание отличается от их пути. Я только хочу донести людям, что у них есть старший брат. Я — шестой ребенок в своей семье. И когда я ходил в школу, никого не боялся. Потому что если кто-то бы собрался меня обидеть, я знал, что мои старшие братья постоят за меня. На своем пути к Иисусу я знал, что Он стал для меня духовным старшим братом. И каждый человек должен знать, что он находится под защитой. Вы больше не одни. Но человек не хочет петь сладкие песни и украшать голову цветами, что мы видим в церквах. Мужчина хочет только быть уверенным, что его старший брат всегда его защитит, и он может на него рассчитывать. В церкви больше не говорят о демонах, но призвание человека — это борьба с ними. И все мы, мужчины и женщины, хотим удовлетворить своего Отца, это в нашей природе. И это делает нас сильными.
— Одно из Ваших желаний — чтобы все люди стали святыми. Но как человек может стать святым на практике, в повседневной жизни?
— Вне одного часа в церкви в воскресенье, другую часть жизни мы также проживаем в присутствии Бога. Наша работа, дом, жизнь — это сплошное служение в присутствии Бога. Когда я принял Святого Духа, мои глаза открылись и я увидел совсем другой мир. Я мог видеть глазами Бога, что происходит вокруг. Я словно заново родился. Нет никакой гарантии рая, пока вы не попали туда, но каждый день вы можете изменить свой дух и свою жизнь. Сейчас, благодаря своей работе, я каждый день вижу малые чудеса, которые наполняют мою жизнь. Вчера я молился с группой монахов в Киеве, и уже через сутки они сообщили, что ситуация изменилась коренным образом, они больше не чувствовали себя одинокими. И все это изменилось благодаря силе молитвы. Когда обычные люди видят это, они это будут использовать.
— Ваш принцип — быть жестким, как скала. Насколько возможно это воплотить в нашей жизни, которая требует гибкости?
— Быть жестким, как скала, не значит потерять гибкость, а значит иметь сильный характер и не сгибаться под влиянием обстоятельств. Мы не действуем под влиянием эмоций, но согласно Слову Божьему, вместе с Ним. Правда есть только в Его словах. Мы гибки в некоторых моментах, но мы не согнемся тогда, когда в наши дела вмешивается дьявол. Мы можем сказать: «Теперь я знаю, как прожить свою жизнь. Именно так, как нас учил Иисус».
Иногда я спрашиваю священника, как много демонов вы победили на этой неделе? И никогда не получаю ответа. Однако речь идет вовсе не об экзорцизме, а об искушениях, которые ежедневно нам встречаются. Таких демонов полно вокруг нас, и мы с ними боремся в любой момент. И используем имя Иисуса для своего освобождения. Когда мы становимся жесткими, как скала, то готовы преодолеть любую преграду. Для этого не надо быть священником или епископом — это может сделать каждый. И когда ты уверен, тебя уже невозможно сдвинуть с места.
— За годы своего служения Вы посетили более 25 стран. Какие изменения замечали в людях, зависело ли это от страны, в которой Вы находились?
— Сами страны изменились кардинально, особенно те, что раньше жили в доктрине коммунизма. Изначально у всех людей одинаковые потребности. И то, что не сделали коммунисты в свое время, особенно в Восточной Европе, удалось сделать нам. Мы были более эффективны в отвращении людей от простых потребностей тела и потребительства в секулярном мире. Потому что люди заинтересованы приобщаться к группам, которые присоединены к РКЦ. Но и в целом люди меньше интересуются вовлечением в церковь, чем раньше. На примере современной России я вижу, как трудно вернуть людей к духовности после поколений, выросших при атеизме.
— А если сравнить Москву и Киев?
— В Киеве я постоянно видел духовность, которая сейчас только растет. Видел первых протестантов и монахов, которые появлялись после перестройки. И они были очень духовно сильными людьми. Общий уровень духовности в Украине намного выше, чем в России и в других странах. Хоть это и мой личный опыт, но это то, что мне удалось заметить.
— А что насчет других 24 стран?
— Могу рассказать об Ирландии и Польше, где проводил большую часть времени. Если раньше мы упоминали эти две страны, то их граждане однозначно ассоциировались с католицизмом. Но за последние годы произошло очень, очень большое изменение и никто уже не может так утверждать. Ирландия — это совсем другая страна, чем та, где вырос мой дедушка. Виной тому большой скандал, который произошел внутри Церкви. Моя знакомая недавно вернулась жить из США в родную Ирландию. Она мне рассказала, что если раньше она гордилась тем, что является ирландкой и католичкой, то теперь она и дальше гордится происхождением, но ей стыдно называться католичкой. Коррупция, гомосексуализм съели доверие к Церкви.
— Если я не ошибаюсь, Вы работаете в Украине с 1999 года. В основном Ваша работа заключается в проведении ретритов в Красилове (Хмельницкая область). Видите ли изменения в стране за эти годы?
— Конечно, в глаза бросаются финансовые изменения. Если сравнить страну в начале 90-х и сейчас, то это совершенно разные государства. Ранее рядовой учитель мог заработать от 1 доллара до 8 в день. Для Америки это просто невозможно, особенно для людей с высшим образованием. Сейчас, конечно, ситуация не очень изменилась из-за курса валют, но общие обстоятельства стали другими. Зато наши встречи не меняются, мы так же проводим мероприятия и обучение. Люди хотят узнавать больше о Боге и делиться этим с другими. И я рад учить их видеть чудеса каждый день.
— Учитывая обстоятельства прошлых лет, революции и войны на Востоке и Юге страны, заметны ли изменения?
— Оранжевая революция, как мне кажется, была полезна всем. И, прежде всего, для сознания человека. Живя в США, мы порой не представляем, как люди могут иметь ограничения в ситуациях, которые для нас уже стали привычными. И после первой революции люди в Украине стали куда более самостоятельными, стали открытыми и свободными. Мой опыт показывает, что сейчас все говорят о войне. Дети, взрослые — никто не хочет продолжения конфликта. Дело даже не в возложении вины на россиян, а в том, чтобы больше никто не погиб. Духовные люди говорят, что мы должны молиться за врагов, какими бы они ни были.
— Вы бы могли посоветовать жителям страны, как можно изменить ситуацию, становясь святыми людьми?
— В этом мире бизнеса, коррупции и власти, трудно оставаться честными и не терять надежды. Но, как христианин, каждый должен начать с себя. Бог создал нас свободными, и мы можем делать выбор. Такое впечатление, что сейчас все навесили мнимые замки на свои двери, не хотят больше никому доверять. Но если вы любите Иисуса, то ваши двери никогда не будут закрыты, тогда и придет свобода. Нам могут настолько доверять, что нашим друзьям также начнут доверять, и это сломает любые преграды.
— Изменения продолжаются и в понимании религиозности. Некоторые возвращаются к частной вере, не посещая церковь. Как можно на это повлиять и как вынести религию в публичную сферу?
— Я всегда говорю, что церкви должны быть более харизматичными. Потому что это средство рекламы для тех, кто не с нами. Как только вы попадаете в церковь, приобщаетесь к этой мощной атмосфере, то вам не нужно их обращать, они сами этого захотят. Если люди видят одно и то же каждый день, то они отправляются на поиски чего-то нового и захватывающего. Мы не хотим развлекать людей в церкви, но мы должны делать атмосферу открытой и идти в ногу со временем.
В Африке ежедневно сотни людей обращаются в католичество. В Китае живут миллионы верующих в подпольной католической церкви. В Бразилии РКЦ потеряла тысячи верующих из-за отказа от харизматизма. Я люблю цифры и статистику. И если бы Церковь использовала эти знания, то служители бы увидели, что харизматизм поможет вернуть тысячи людей в храмы.
Если вы обратите в веру подростка, то 16% членов семьи пойдут за ним; если обратите мать, то это будут 64% родных; если же обратите отца, то 93% семьи последуют его примеру. Тогда почему мы ориентированы на детей и женщин? Лучше бы нам концентрироваться на мужчинах. Когда я спрашиваю священников, сколько они тратят пожертвований в поддержку детей, то они называют средние суммы, на женщин идет куда меньше финансов, а мужчинам не достается ничего. Если у вас есть бизнес, есть определенное окружение и вы теряете 80% клиентуры — это очень странно. Если вы управляете своей организацией, а вам показывают, как вернуть 93% аудитории, то почему вы ничего не слышите? Если мы будем обращаться к общему знанию и обращать внимание на все категории верующих, то сможем изменить мир.