Комментарий эксперта по поводу результатов социологического исследования о доверии общества к разным социальным институциям
Доверие Церкви — так, как его демонстрируют наши соотечественники, то есть с большим отрывом от всех прочих организаций — это доверие идеальному учреждению, не зависящему от язв «мира сего», от его кричащей испорченности и всего мирового зла. Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, Церкви более всего доверяют — не всегда, но очень часто — тогда, когда нет доверия земным институтам. Во-вторых, это тот колоссальный кредит доверия, который, вопреки всему, сохраняет Церковь. После падения коммунизма на Церковь возлагали огромные надежды, которые, как мы теперь понимаем, Церковь просто не могла оправдать. Потому хотя бы, что классики марксизма сочно нарисовали человечеству переход от капитализма к социализму, но забыли выписать рецепт обратного пути. Такого рецепта не было, как опять-таки выяснилось, ни у Церкви, ни у большинства политологов и экономистов.
После падения коммунизма были и межконфессиональные конфликты, и битвы за храмы, и скандалы, и изобличения, но Церковь все равно лидер человеческого доверия. Это даже не доверие какой-то определенной Церкви с ее иерархией, клиром и местным приходом. Скорее — это доверие к тому, чему только и можно доверять, к чему не липнет вся та грязь, с которой человек ежедневно сталкивается. Смотрите: никого так неистово не обвиняли в сотрудничестве с КГБ, как Церковь. Коллаборационизм писателей, ученых или художников общественность не то, чтобы извинила, а просто не приняла так близко к сердцу. А вот когда запятнаны церковные ризы — это цепляет и цепляет больно. Когда городской бюджет опустошает местный князек — это просто противно, а вот когда батюшка запускает руку в церковную кружку — это невыносимо.
И, в конце концов, Церковь — это место, — за определенными досадными исключениями, — откуда Тебя не выгонят и где Ты, — пусть опять же с какими-то исключениями, — но свой.
Доверие Церкви — это еще в значительной степени и доверие отчаяния, последнее доверие, доверие, взывающее к Небу, когда не остается никого, к кому можно было бы взывать
Обратите внимание и на третье обстоятельство. Церкви верят более всего во многих посткоммунистических странах. Во многих, но не во всех. В странах, счастливо преодолевших свое переходное состояние и не имеющих бурных дискуссий по поводу пункта назначения перехода, уровень доверия президенту, парламенту, органам юстиции, даже национальной валюте (в Словении, к примеру) соизмерим с доверием Церквям, а кое-где превышает его. Это нормально. Потому что доверие Церкви — это еще в значительной степени и доверие отчаяния, последнее доверие, доверие, взывающее к Небу, когда не остается никого, к кому можно было бы взывать. Поэтому церковным иерархам не следует очень уже радоваться результатам социологических исследований. Эти результаты не являются точным отражением результатов их служения. Но иерархам не надо будет и беспокоиться, если к Церкви «будут подтягиваться» нынешние аутсайдеры народного доверия. Когда с Церковью будут конкурировать суды, банки и, помечтаем, милиция, будет означать всего лишь, что все начало складываться в этой жизни, под этим небом и на этой земле…