• Главная
  • Эксперты критически оценили содержание обращения европейских комиссий «Справедливость и мир» о бедности, но одобряют важность темы и ожидают практических предложений...

Эксперты критически оценили содержание обращения европейских комиссий «Справедливость и мир» о бедности, но одобряют важность темы и ожидают практических предложений

17.03.2010, 12:51
С просьбой прокомментировать как само обращение, его реалистичность и практичность, а также важность темы для украинских реалий комиссия обратилась к нескольким украинским экспертам.

Комиссия «Справедливость и мир» Украинской Греко-Католической Церкви опубликовала обращение Конференции европейских комиссий «Справедливость и мир» относительно финансового кризиса и действий во время его.

 С просьбой прокомментировать как само обращение, его реалистичность и практичность, а также важность темы для украинских реалий комиссия обратилась к нескольким украинским экспертам.

Комиссия «Справедливость и мир» УГКЦ: Насколько реальными для воплощения кажутся Вам предложения Конференции Европейских комиссий «Справедливость и мир»?

София Опацкая, главный исполнительный директор Львовской бизнес-школы УКУ: Сама тема очень важна: несмотря на внешне лучшие условия жизни людей, вопрос бедности не исчезает, а наоборот становится более очевидным в связи с увеличением пропасти между богатыми и социально незащищенными слоями. Все без исключения рекомендации нужно принять во внимание на макроуровне.

Вместе с тем из декларации сложно понять, с помощью каких именно инструментов эти предложения могут внедрять в ежедневную практику, как большие международные корпорации, так и бизнес регионального уровня.

Виктор Жуковский, докторант богословия, главный редактор журнала «Христианин и мир»: Это зависит от того, является ли это обращение только декларацией, за которой не стоят ни конкретные действия (или стоят только символические меры, имитирующие какую-то деятельность), ни четко разработанная стратегия деятельности, которая реально направлена (и имеет серьезные рычаги для этого) на то, чтобы эффективно влиять на уменьшение уровня социального неравенства, на улучшение условий работы и жизни. Кроме того, эти призывы «вводить», «поощрять», «содействовать», «удалять», «поддерживать» и т.п. останутся просто пустыми безличными лозунгами, если не будут выстраивать различные «ценностные» системы влияния на властные и бизнес-структуры.

Цель подобных обращений состоит в том, чтобы постоянно стимулировать реальную и практическую динамику работы в формировании духовно-моральных, просветительских центров, во все более частом и наиболее влиятельном присутствии христианского голоса в масс-медиа — и не только всеобщих, а и узкоспециализированных. Эти усилия должны быть стабильными и характеризоваться исключительной длительностью в продвижении на всех уровнях народного хозяйства, политики и культуры христианских идей солидарности, уважения к человеческой личности и общему благу. В противном случае эти предложения незаметно отойдут в прошлое, как очередное «правильное» теоретизирование «на тему». Простыми призывами, без системного, постоянного и многовекторного продвижения и отстаивания представленных в обращении предложений, ситуацию не изменишь.

Мирослав Маринович, президент Института религии и общества; проректор по вопросам назначения и миссии УКУ: Бросается в глаза определенное несоответствие отдельных профессионально сформулированных призывов и адресата, к которому они направляются, то есть «ко всем европейским нациям». Например, я не знаю, в какой мере для всех наций является очевидной нечестность требования относительно сотрудничества с Фронтексом. Это утверждение может понять лишь ограниченный круг экспертов. Целый ряд призывов сформулирован весьма обтекаемо. Скажем, для большинства читателей голословным будет выражение «вводить систему стандартов и правил» – в любом случае, я не знаю, как можно будет со временем проверить, была ли выполненная эта рекомендация, и в чем конкретно она должна была заключаться. Вообще не поддаются проверке такие выражения, как «поощрять прозрачность…», «содействовать политике развития…», «подавать пример… через способы привлечения внимания» и т.п. Поскольку похожие замечания можно сделать почти к каждому пункту Обращения, то общий мой вывод неутешительный: текст довольно слабый.

Орест Друль, аналитик, Западная аналитическая группа: Обращение Конференции европейских комиссий «Justitia et Pax» является, по сути своей, продолжением направления деятельности Церкви, очерченного в Caritas in Veritate (третьей энциклике Папы Римского Бенедикта XVI), деятельности, которая апелляцией к солидаристским первоисточникам христианства – братского сообщества милосердия и справедливости (любви и правды) – старается переломить тренд консюмеризма западного общества с его эгоизмом и равнодушием к нуждам ближнего. Церковь устами Папы напоминает, что целью экономической деятельности общества является достижение общего блага, и рыночная экономика является хорошим инструментом в тех пределах, в которых она содействует достижению этой цели, — и не более. Инструмент не может превращаться в самоцель.

Поэтому приоритетным является политическое сообщество: «причиной серьезного нарушения равновесия является отрыв экономической деятельности, которую воспринимают только как источник богатства, от политической деятельности, которую считают средством достижения справедливости через перераспределение богатства».

Документ комиссии «Justitia et Pax» должен был бы конкретизировать средства воплощения этого видения Церкви относительно нынешних общественных проблем в областях активности Комиссии: справедливости, человеческих прав и мира.

Соответствует ли мериторический уровень восьми конкретных призывов «ко всем европейским нациям» широте обзора последней энциклики? Не уверен. На фоне комплексного и целостного взгляда Caritas in Veritate чересчур разноплановые пункты этого обращения оставляют впечатление бессистемно выхваченных из текущего событийного потока актуальностей на сиюминутные нужды, причем, только из т.н. западных обществ a la «углубить, улучшить, содействовать»; из восьми пунктов — два призыва одобряют политику ЕС относительно проблемы изменения климата. И только два — с конкретными предложениями: сделать наглядной честность компаний с помощью специальным идентификатором и введением специальной пошлины с финансовых операций в пользу Overseas Development Aid.

Но весь ли круг релевантных ныне проблем очерчен обнародованными призывами? Или Европа ограничивается Европейским Союзом? Ограничивается ли международная несправедливость проблемами сотрудничества с Фронтексом? Единственным ли критерием развития является «содействие наилучшим условиям для подобающей работы и жизни» («fosters the best conditions for decent work and life»)? Далеко не уверен. Лучшим и наиболее наглядным критерием, по моему мнению, является постулат Дж. Ролза: справедливо то развитие, которое улучшает жизнь наиболее обделенным.

Генрик Альбериус, Генеральный вице-секретарь Комиссии «Справедливость и мир»-Европа: Мы ожидаем, что наши лидеры воспользуются этой исторической возможностью, чтобы исправить очевидный недостаток в нашей экономической и финансовой системе. Именно это и является причиной наших таких четких требований. И именно поэтому мы объединяем множество других организаций и политиков вокруг такого формулирования. Экономика не является фаталистической структурой, ее нужно и возможно контролировать, не только ради защиты самых слабых членов наших сообществ. Об этом также сказано в Caritas in Veritate: «Иногда глобализацию рассматривают в фаталистических терминах, так, будто вовлеченная динамика является результатом анонимных безликих сил или структур, независимых от человеческой воли... Если глобализацию рассматривать с точки зрения детерминизма, критерии, которыми оценивают ее и руководят ею, утрачены. Истина глобализации как процесса и ее фундаментальный этический критерий заключаются в единстве человеческой семьи и ее развития в направлении добра. Как следствие, необходимо продолжительное посвящение себя содействию личностно-построенному и общинно-ориентированному культурному процессу всемирной интеграции, открытой к трансцендентности» (№ 42).

Каким образом, по Вашему мнению, можно содействовать политике развития «для поддержания достойных условий работы и жизнь»?

София Опацкая: Компаниям должно быть интересно использовать такие принципы, также нужно ликвидировать экономические препятствия для повышения их социальной роли. В Украине, например, пожертвования дополнительно облагаются налогами, поэтому у компаний возникают опасения относительно возможностей филантропии. Изменения в законе относительно поддержки общественного сектора со стороны юридических и физических лиц, которые обсуждались в рамках Международной экуменической недели в 2009 году, могли бы значительно усилить сотрудничество бизнеса и граждан с третьим сектором. А именно: третий сектор часто внедряет проекты, направленные на преодоление бедности. Это был бы очень практический и реальный шаг.

Понимание руководителями наилучших практик создания достойных условий работы, а также признание и распространение такой информации о лучших практиках – еще одна возможность.

Виктор Жуковский: Как и в каждом деле, ради успеха необходимо объединить усилия всех здоровых сил общества и Церквей, к которым члены общества принадлежат. Кроме уже сказанного выше, важным элементом содействия политике развития является четкая вертикаль персональной ответственности за выполнение той работы, которая возложена на разные церковные или государственные структуры, которые согласно своей обязанности должны проводить эффективную и отважную деятельность в направлении реальных и практических результатов решения конкретных проблем. Это поле для создания действенных профсоюзов, их сотрудничества с общественными организациями, а главное — с Церковью, как источником духовно-моральных ориентиров в решении непростых вопросов, возникающих во время глобального финансово-экономического кризиса и моральной дезинтеграции.

Именно здесь Церковь на епархиальных и деканальных уровнях должная смело предлагать разные инициативы относительно сотрудничества с властью и бизнесом ради решения социальных проблем. Но, повторяю, все это должно касаться конкретных проектов, персональной ответственности за это и четкого контроля за выполненной работой. Понятно, что в украинских реалиях, должна быть не только прописанная декларативная стратегия, но и в деталях расписанная тактика внедрения этих принципов в реальные и конкретные обстоятельства жизни и мониторинг плодов этой работы.

Мирослав Маринович: По моему мнению, в обращении «к нациям» можно и нужно говорить большей частью об основах и принципах, на которые должна опираться любая политика развития. Завершаться такое обращение должно предложением создать (под эгидой Комиссии « Семь») рабочую группу экспертов, которые провели бы экспертизу действующих вариантов такой политики на их соответствие принятым принципам, и вышли на соответствующие учреждения с рядом конкретных практических рекомендаций.

Насколько эта тема актуальна для Украины и почему?

София Опацкая: В обращении очень метко сказано о нашей персональной ответственности и способности изменять. Часто украинцам присуще перекладывание ответственности на государство, правительство, политиков и т.п. Любой из нас может делать персонально или в организациях, которые мы представляем, шаги к созданию достойных условий сожительства. Создавая и развивая в Украине бизнес, базирующийся на ценностях, мы уже становимся частью движения, которое ориентируется не только на финансовые результаты, но и на морально принципиальные вещи.

Виктор Жуковский: Учитывая уровень бедности и социальных перепадов между 7000 миллионеров и 70% тех украинцев, которые живут за чертой бедности в Украине, эта тема не просто актуальна; она «взывает к небам». Не обращать внимания на причины этой общественной патологии означает сознательно забрасывать не только современное поколение, но прежде всего – будущих потомков. Проблемы, связанные с бедностью, неравенством и социальной несправедливостью являются «пробным камнем» для возможного сотрудничества между Церковью, государственной властью и бизнесом. Инициатором такого сотрудничества в деле утоления голода и жажды алчущих, облачения нагих, предоставления крова чужеземцам, посещения больных и тех, кто в тюрьме (ср.: Мф. 25, 31-46), должна быть Церковь на разных уровнях — от архиепархии до самых отдаленных приходов. Это поле для реального служения и проповеди Евангелия Христа, который пришел, чтобы послужить, вплоть до отдачи своей жизни за всех людей.

Орест Друль: Относительно позиции Комиссии УГКЦ, которая свела свою роль к простому (не всегда точному) переводу обращения Конфедерации – уверен в противоположном: нельзя сводить свою роль к ретрансляции совместной декларации. Ситуация нуждается в если не отдельном мнении (в смысле votum separatum), то в отдельном обращении Комиссии УГКЦ. А если уже и представлять перевод – то полного текста декларации, потому что объяснение понимания общественных процессов европейской Конфедерацией является для нас куда более необходимым, чем конфликты с Фронтексом. И в любом случае следует объяснить, чем является Overseas Development Aid, на конто которого нас призывают пересчитывать 5 копеек из каждой тысячи гривен наших финансовых трансакций.