Епископ УГКЦ Богдан (Дзюрах): "Мы являемся носителями восточного благочестия в его византийско-киевской традиции, начиная от крещения Владимира"
Епископ-помощник Киево-Вышгородский УГКЦ БОГДАН (Дзюрах) комментирует для РИСУ Постановления Патриаршего Синода епископов этой Церкви (Львов, 13-20 сентября 2006 года), обнародованные 29 сентября 2006 года
– Патриарший Синод Украинской Греко-Католической Церкви, который недавно завершил свою работу, издал постановления, в которых, в частности, на первом месте речь идет о выражении собственной идентичности: что УГКЦ является Церковью своего права, что она объединена с преемником Святого Петра, епископом Рима, что она является носителем восточного христианского благочестия византийской традиции с времен крещения Владимира, и, последнее, что на УГКЦ лежит особая миссия – содействовать согласию византийской и латинской традиций. Итак, как Вы можете прокомментировать это постановление, которое, с одной стороны, выглядит довольно обобщенным, по сравнению с другими постановлениями, а, с другой, является особой декларацией.
– Утверждения выглядят в самом деле довольно общими, но это совсем не означает, что они являются абстрактными. За каждым из них стоит очень конкретная действительность нашего церковного самовыражения на каноническо-правовом, богословском, литургийном, духовном и экуменическом уровнях. Так, когда мы говорим, что наша Церковь является Церковью своего права, то тем самым напоминаем о традиционном устройстве, которым руководствуются Восточные Церкви, в том числе и те, которые находятся в сопричастии с Епископом Рима.
Один из существенных атрибутов нашей идентичности – это полное сопричастие с преемником св. ап. Петра. Из давней и самой давней истории УГКЦ знаем, что за верность Апостольской Столице наша Церковь заплатила высокую цену мученического свидетельства. Это – наше сокровище и мы не можем уменьшать его значения.
Далее, утверждение, что мы являемся носителями восточного благочестия в его византийско-киевской традиции, начиная от крещения Владимира, призвано противодействовать распространенным стереотипам, утверждающим, что наша Церковь берет начало от Брестской Унии. На самом деле наша Церковь является одной из украинских Церквей – наследниц Владимирового крещения, и на этой основе мы стремимся строить диалог с нашими братьями-православными.
Наконец, Синод подчеркивает также нашу роль в экуменическом диалоге: быть его активными субъектами, свидетельствовать о богатстве восточной традиции перед западными христианами и способствовать объединению и взаимному сближению христианских Церквей в Украине и в мире. Таким образом, эти четыре утверждения являются в определенной мере четырьмя фундаментальными основами, на которые может опереться и развиваться вся наша поместная Церковь.
— Которые из решений Синода Вы бы еще выделили? В частности, что обозначает термин «Aндреев грош», который был введен Синодом?
— «Андреев грош» – это без сомнений новшество в нашей Церкви. Оно берет начало от традиции, существующей в Католической Церкви, а именно так называемый «петров грош», фонд, который призван оказывать содействие развитию миссионерской деятельности Католической Церкви. В нашем деле это должно служить поддержке духовного окормления наших верующих в тех странах мира, где еще нет наших церковных структур.
По мере нашего становления в Украине, мы должны заботится о наших верующих, которые в силу разных обстоятельств проживают далеко за пределами родины, и протянуть им руку братской помощи и христианской солидарности. Что касается названия «андреев грош», то оно относится к преданию о присутствии св. ап. Андрея Первозванного на наших землях. «на этих горах засияет благодать Божья», – должен был сказать св. Андрей. Из этих киевских гор, из сердца Украины должен распространяться свет веры и любви, окутывая детей Владимирового крещения, разбросанных по всему миру.
– Также на Синоде речь шла о молодежной тематике, о соответствующем Соборе. Были ли еще какие-то решения, являющиеся очень важными для Церкви?
– Да, в следующем году нас ждет важное событие в жизни Церкви, а именно Собор, посвященный молодежной тематике. Молодежь – надежда Церкви, ее будущее, поэтому никогда не будет достаточно уделено внимания вопросам места и роли молодых христиан в Церкви и в обществе. Уже теперь мы готовимся к общецерковному Собору, организовывая подобные мероприятия на епархиальном уровне, проводя социологические опросы, интересуясь мнением молодых людей о церковной и общественной жизни.
Радует тот факт, что в наших храмах есть активная молодежь, готова сотрудничать с духовенством ради духовного возрождения народа. С другой стороны, не можем не замечать огромной волны секуляризации, которая наползает на нас, не можем не замечать массовой атаки молодежи со стороны определенных субкультур, далеких от христианских ценностей и нравственных норм. Вместе с молодежью нам следует задуматься, как противодействовать этим вызовам современности и помочь молодым быть отважными и аутентичными свидетелями Христа в мире.
Другая чрезвычайно важная тема, которая, была главной на Синоде, это – тема священства. Известно, что большинство верующих воспринимает Церковь именно через призму духовных лиц. Перед нами стоит много вызовов, главный из которых – новая евангелизация как в Украине, так и за ее пределами. Именно этой теме будет посвящен Синод в следующем году. Мы убеждены, что для успешного осуществления этого большого евангелизационного дела, нам следует окружить особой заботой подготовку и надлежащее воспитание будущих священников. С этой целью Синод принял за основу главные направляющие формирования в УГКЦ священников и поручил группе специалистов выработать единую Программу воспитания будущих священнослужителей. Надеемся, что данная Программа поможет нам воспитывать в стенах семинарий священников, которые будут добрыми проводниками других на дорогах святости, учителями и образцами благочестия, одним словом – духовными родителями для своих верующих.
Также стремимся лучше познать религиозную ситуацию и потребности наших верующих на Востоке Украины и за ее пределами, чтобы выработать план для лучшего духовного окормления их. С этой целью было создано две группы владык, которые на протяжении года исследуют реальное состояние, духовные потребности наших верующих.
В вопросах литургийных владыки концентрировали свое внимание на необходимости оживления деятельности Патриаршей Литургической Комиссии, в частности того, что касается перевода литургических книг на украинский язык. Подчеркивалась важность научного подхода к данному вопросу, поэтому предлагалось привлечь к работе группу специалистов – патрологов, богословов, филологов и т.п.
Кроме того Синод выделил обязательность некоторых предыдущих документов, изданных Апостольской Столицей для Восточных Католических Церквей. Речь идет, в частности, об Уставе служения Вечерни, Утрени и Божественной Литургии, изданный в Риме в 1953 году; Документ Второго Ватиканского Собора о литургийных вопросах «Священный Собор»; Инструкция по применению литургийных предписаний Кодекса канонов Восточных Церквей, изданная Конгрегацией Восточных Церквей 6 января 1996 года.
Конечной целью всех этих мероприятий является углубление литургийной жизни в нашей Церкви, воспитание наших верующих так, чтобы их участие в богослужениях было сознательным, активным, полным и приносило им духовные ценности.
– Двадцатое постановление Синода касается состояния партикулярного права УГКЦ. Нескольким владыкам поручено разобраться в этом вопросе. Почему возник этот вопрос?
– Очень часто, когда мы рассматриваем какие-то вопросы церковной жизни, сталкиваемся с необходимостью привести этот вопрос в соответствие с нашим партикулярным правом. В связи с этим возникла необходимость проверить, насколько совершенным есть наше партикулярное право и, в случае потребности, внести необходимые изменения, дополнения и предложить их на рассмотрение Синода.
Именно поэтому была создана группа специалистов по каноническому праву, которая должна заняться партикулярным правом, проверить соответствие некоторых канонов современным потребностям и опыту церковной жизни, чтобы со временем подать Блаженнейшему Любомиру на утверждение.
– Спасибо за разговор.
Беседовал Тарас АНТОШЕВСКИЙ,
Львов-Киев, 2 октября 2006 года
Фотография из официального сайта УГКЦ