Если бы Стив Джобс был моим приятелем, я бы однозначно не раз сказал ему: «Слушай, друг, ты гонишь», – Дмитрий Кириченко
Совсем недавно название «Брайт Стар Паблишинг» очень громко прозвучало в светских медиа Украины благодаря новой книге, которую в декабре издало христианское издательство, а именно – украинскому переводу биографии Стива Джобса. Наш разговор с Дмитрием Кириченко – директором издательства «Брайт Стар Паблишинг», г. Киев.
12 лет назад с маленькой мечты и желания изменить если не мир, то хотя бы христианское книгоиздание в Украине, возникло издательство – сначала совсем крохотное и с другим названием. Там переиздавались книги одного киевского пастора, которые ранее имели ну совершенно непрезентабельный вид. Потом появлялись все новые и новые авторы, новые идеи, издательство росло и приобретало популярность, и уже сегодня выпустило более 500 изданий и переизданий – разного направления и для разных читательских аудиторий.
Совсем недавно название «Брайт Стар Паблишинг» очень громко прозвучало в светских медиа Украины благодаря новой книге, которую в декабре издало христианское издательство, а именно – украинскому переводу биографии Стива Джобса. Наш разговор с Дмитрием Кириченко – директором издательства «Брайт Стар Паблишинг», г. Киев.
Сейчас издательский дом имеет три торговые марки: «Светлая звезда» – под ней издается духовная литература, «Брайт Букс» – книги по бизнесу, личному развитию, здоровью, практической и семейной психологии и др., а также «Брайт Чилдрен» – книги для детей. Наш разговор с Дмитрием Кириченко – директором издательства «Брайт Стар Паблишинг», г. Киев.
– Наверное, после того, как стало известно, что «Брайт Стар Паблишинг» планирует издать биографию Стива Джобса, возникало немало вопросов, стоит ли христианскому издательству браться за такое дело. Что вы обычно отвечаете?
– Что христианским издателям, действительно, не стоит издавать такую книгу.Более того, я бы не советовал ее читать новообращенным христианам – для них лучшая «пища» – Библия и христианская литература. И, тем не менее, мы не хотим сосредотачивать свое внимание на издательстве чисто христианских книг.Издатель, знаете, как таксист. Может везти министра культуры, но может и отвозить пьяницу домой. Его задача – послужить своим клиентам, доставить их в нужное место. Но их мотивы, желания, все, что стоит за вызовом такси, – это их личная ответственность. Я издаю книги, которые полезны людям. Да, я убежден, что христианские книги наиболее полезны людям, важны и т. д. Если бы мог, то весь мир побуждал бы читать христианскую литературу.
Но кроме того, я хочу также служить нехристианам. Я вижу потребность в хороших, вдохновляющих книгах, которые бы побуждали людей думать и развиваться. Мне лично очень интересно читать книгу о Стиве Джобсе, и, думаю, другим тоже будет интересно. Перед христианским и светским издателями стоят неодинаковые, но весьма схожие задачи. И обе задачи очень важны. А люди, которые готовы достичь чего-то, которые ставят перед собой грандиозные цели, у которых есть глаза и разум, – должны уметь находить драгоценное во всем.
– А что вы можете сказать о личности самого главного героя? Может ли быть такой человек примером для подражания или, по крайней мере, образцом успешного менеджера?
– Если говорить непосредственно об этой книге и о ее главного героя, то, конечно, в моральном плане многого не стоит за ним повторять. Если бы Джобс был моим приятелем, я бы однозначно не раз сказал ему: «Слушай, друг, ты гонишь». Адекватные, мыслящие читатели понимают, что многое в своей жизни он делал неправильно. Но нужно человека воспринимать целостно, а не по частям. У людей, которые развиваются, очень много противоречий. Взять, к примеру, хотя бы святого апостола Петра. Он изменял и был верным, стеснялся своих отношений с язычниками и одновременно служил им. Вообще, большие люди редко бывают однозначными. Если человек делает то, чего никто не делал до него, он не может не ошибаться. Меня лично завораживают сильные и одновременно неоднозначные фигуры – как Наполеон или царь Давид. И от Джобса возможно почерпнуть очень много интересных идей и принципов. Но следовать ему во всем или возводить в ранг образца, конечно, не стоит.
Меня гораздо больше интересуют люди, чем финансы. И это – одна из движущих сил в моем деле.
– За такой достаточно короткий промежуток времени существования издательства вы смогли достичь немало. Как вам это удалось? Видимо, не всегда все проходило легко. Что побудило не сдаваться, а продолжать работать?
– Нельзя говорить обобщенно о ключе к успеху в бизнесе, о выгодных вложениях или прибыльной профессии. Успех определяется другим: личным призванием (которое у всех разное), количеством и качеством знаний, которые дают возможность видеть, и большим желанием работать, воплощать призвание и достигать поставленных целей. Я – из тех людей, которые видят. Когда видишь, жизнь становится невероятно интересной и драйвовой. Видеть во всем возможности – это круто. А еще я работаю потому, что вижу людей, их потребности, запросы. Можно превратить эту работу на поиск наживы – и видеть возможности для заработка денег. Но меня гораздо больше интересуют люди, чем финансы. И это – одна из движущих сил в моем деле. В бизнесе всегда есть соблазн делать акценты на прибыли, но прибыль не должен заслонять людей.
А периоды разочарований – конечно, они бывают. Однако, если не уделять им особого внимания, они быстро проходят. Собственно, видение стимулирует развиваться дальше, идти дальше, не останавливаться.
– А какие книги читаете и любите лично вы?
– Мне очень нравятся книги Джека Лондона, нравятся биографии от Эдварда Родзинского (несмотря на то, что я не разделяю его системы ценностей), очень люблю читать Василия Шукшина, среди христианских авторов любимыми могу назвать Джона Бевера и Джона Максвелла. Вообще я стараюсь издавать то, что мне самому нравится. Наши книги – не всегда узкохристианские. Мы не позиционируем себя как сугубо христианское издательство. Я осознаю, что люди, которые не являются христианами, также нуждаются в ответах. Наши книги дают ответы на конкретные практические вопросы и показывают путь к важнейшей ответа на важнейший вопрос: почему?
– Ну и, собственно, что касается ответов и вопроса «почему». У вас немало литературы, в которой даются практические советы относительно конкретных сфер жизни. Как вы реагируете на упреки типа: «Пусть не учат меня жить» и т.д.?
– Такие фразы, как правило, присущи юношескому максимализму. Впоследствии как-то понимаешь, что научиться чему-то стоящему можно везде – было бы желание учиться. Все книги, которые мы издаем, соответствуют определенным критериям: актуальность, практичность, правдивость. Немалую роль играет, собственно, личность автора. Если человек достиг успеха в определенной сфере и готов поделиться своими секретами – ему можно доверять, по крайней мере, его следует выслушать/прочитать. Я хочу, чтобы меня научили чему-то. И, мне кажется, каждый зрелый человек рано или поздно приходит к такому пониманию.
– Издателей также часто обвиняют, что книги стоят слишком дорого, а издательства наживаются на людях.
– Я всегда таких людей спрашиваю, сколько книг они сами покупают. Как правило, они отвечают, что не покупают книг вообще (и у каждого целая куча объяснений, почему именно он этого не делает). То как я могу заработать на книгах, если вы их не покупаете? На самом деле, если найдется человек, который в украинских реалиях сможет разбогатеть, издавая книги, то я попрошусь к нему на мастер-класс.
Беседовала Надежда Гербиш, для РИСУ
Надежда ГЕРБИШ