Она положила начало развитию тридильного типа храмов в украинской каменной архитектуре ХІІІ–ХVІІІ веков.
Но летописные источники не упоминают времени возведения церкви, потому среди исследователей нет единого мнения о времени ее основания. Критерием датирования достопримечательности является анализ ее архитектуры, строительной техники и материала. И все же большинство исследователей относят строительство Ильинской церкви к концу ХІ века. На сегодняшний день она является единственным уцелевшим строением такого типа из архитектуры древней Руси, рассказывает наш черниговский корреспондент Любовь ПОТАПЕНКО.
… Когда преподобный Антоний из Любеча (недалеко от Чернигова), основатель монашества на Руси, в 1069 году прибыл из Киева в Чернигов, то полюбил себе Болдину гору и там поселился («возлюби Болдиню гору, ископав пещеру, ту сия всели»). В том же году черниговский князь Святослав Ярославович построил над пещерой Антония деревянный храм в честь святого пророка Ильи. Так возник Ильинский монастырь. Через три года Антоний вернулся в Киев, а монастырь продолжал жить и развиваться. И где-то в середине XII века черниговские зодчие возвели вместо деревянной небольшую каменную тридильную однобанную церковь, которая сохранилась доныне.
Уже тогда монастырь был выдающимся центром церковного занятия живописью. Ведущим художником здесь считался выходец из Волыни Григорий Лубенский, в монашестве Геннадий. В 1654 году он написал одно из самых выдающихся произведений украинской иконописи XVII века – икону Божьей Матери для Ильинского монастыря, которая впоследствии прославилась чудом в 1662 году. Чудотворная икона в эпоху Руины вызывала большой наплыв паломников, потому архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) решил значительно расширить монастырь, перенеся его на вершину соседней горы. По проекту архитектора из Вильно Й.-Б.Зауера был построен монументальный тринавовый семиверхий Троицкий собор. В его главной бане до 1805 года была надпись: «В рок 1679 апріля в послідний день Храм сей свят зачатий, 17 літ здася. Совершися року 1695 коштом ясневельможного его милости пана Іоанна Мазепи гетмана войска запорожского». В 1677-79 годах рядом была построена Введенская церковь с трапезной и корпусы келий. Тогда же был оформлен и упорядочен пещерный комплекс уже Троицко-Ильинского монастыря, который состоял, кроме названных наземных храмов, из нескольких ярусов подземных галерей, часовни, келий и трех подземных тридильных церквей: преподобного Антония, преподобного Феодосия и святого Николая, князя черниговского (Николая Святоши). Здесь же обустроен открытый склеп с костями монахов, убитых татарами в 1239 году.
В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего пространства. Главной особенностью архитектуры интерьера является использование элементов византийской крестово-купольной системы с бесстолпной композицией храма, что характерно для деревянного зодчества. К сожалению, древний декор интерьера потерян. Не сохранились ни фрески, ни пол из керамических плиток. Сохранился лишь иконостас 1774 года в стиле рококо, в котором интерпретирован коринфский ордер.
Отреставрирована Ильинская церковь по проекту архитектора М.М. Говденко в 70-е годы ХХ века. К северо-западу от достопримечательности в 1908 – 1910 годах построили трехъярусную колокольню типа “восьмерик на четверне”. Нижняя двухъярусная четверня каменная, верхний восьмерик – деревянный. Венчает колокольню двухъярусная баня барокових абрисов. С 1967 года доныне Ильинская церковь входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника “Чернигов древний” и является его музеем.
Тяжелой и трагической является судьба пещерного комплекса Троицко-Ильинского монастыря, который и до сих пор полностью не исследован. Не обходили его в течение веков не только войны, но и коммунистические новостройки. В частности, когда в 1984-85 годах при строительстве помпезного монумента в честь советской победы во Второй мировой войне на Болдиной горе в почву забивали железобетонные сваи, в результате чего в сводах пещерных ходов и церквей появились опасные трещины. Ситуацию ухудшил и намыв песку в заводи Десны (район Лисковици), и создание неподалеку искусственного озера, и строительство коттеджей почти у подножия Ильинской церкви и пещерного комплекса. По мнению специалистов, неразумное изменение инженерно-геологической ситуации, в конечном итоге, может привести и к катастрофе.
В спасении нуждается и трехсотлетний дуб, который своим корнем держит купол наивысшей в Европе подземной церкви святого Феодосия. Срубать дерево нельзя: Черниговские пещеры святого Антония без него могут обвалиться. А это четыре каменных подземных храма. Подземная церковь Феодосия – достопримечательность не только архитектуры, но и акустического искусства. Она наивысшая из всех подземных церквей Европы – почти 9 метров. Это классический храм украинского барокко, опущенный под землю неизвестным архитектором. Посадили над ней дуб умышленно или он там рос на период начала строительства – неизвестно. Но за триста лет церковь и дуб крепко срослись. Когда же дерево начало стареть и трухлеть – треснул ствол, ветер свалил половину ветвей. Однако срубать дуб нельзя – тысячи мелких корешков сразу приведут к пещерам воду, и пещеры начнут замокать. Суглинки, в которых они выкопаны, очень плохо выдерживают влагу. Эти почвы превращаются в настоящий кисель, и своды пещер могут обвалиться.
Кроме корней пещеры и дубы связывает древняя легенда. На одном из них «работал» прототип Соловья-разбойника – вор Малей. Правда, угомонил его не черниговский богатырь Илья Муромец. По преданию, страшного разбойника из черниговской околицы, которого никто не мог одолеть, укротил святой Антоний. Отец русского монашества, который пришел в эти леса, обратил разбойника в христианство: тот принял постриг и стал монахом.
Когда-то на Болдиных горах росло больше сотни дубов. В настоящий момент не насчитаешь и десятка. Маленькие саженцы уничтожают домашние козы, а старые деревья – время я и местные вандалы. Чтобы подземная церковь не обвалилась, дуб над ней стянут металлическим прутом, а дупла зальют бетоном, однако такого «лечения» не хватит надолго. Поэтому руководство музея заботится о том, как продлить жизнь дереву и надеется на совет ученых.