Из-за прихоти Патриарха Кирилла под угрозой уничтожения оказалась бесценная икона «Троица» Андрея Рублева

Из-за прихоти Патриарха Кирилла под угрозой уничтожения оказалась бесценная икона «Троица» Андрея Рублева - фото 1
Икону, вопреки протестам музейщиков, отвезли из Третьяковской галереи, чтобы Кирилл использовал ее во время Богослужения.

Церковный скандал в России. Кирилл потребовал для богослужения в Троице-Сергиевой лавре бесценную икону Андрея Рублева. И теперь артефакт нуждается в реставрации. Об этом пишет Фокус.

Икона «Троица» – одна из самых известных православных икон в мире. Ее создал иконописец Андрей Рублев в 1400-х годах. Критики считают ее «вершиной древнерусского искусства».

Ее создавали для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры по заказу игумена монастыря Никона. Она написана на доске и покрыта олифой. Годами ее использовали в храме, что, конечно, не слишком хорошо на ней отразилось. К тому же на нее то одевали, то снимали драгоценные одеяния. Ее накрывали покровом, но все равно до 1904 года икона была в плачевном состоянии.

Из-за прихоти Патриарха Кирилла под угрозой уничтожения оказалась бесценная икона «Троица» Андрея Рублева - фото 96887

Именно тогда коллекционер и член Императорской археологической комиссии Илья Остроухов обнаружил «Троицу». Ее реставрацией годами занималась целая команда мастеров, и в Третьяковскую галерею ее передали только в 1929 году. Тогда икона приобрела статус уникального памятника искусства, и именно в музейных условиях ей обеспечили безопасность.

Но Патриарх Кирилл потребовал уникальную икону для богослужения в честь 600-летия получения мощей Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лаврой.

Переговоры об иконе, как оказалось, продолжались почти год. В 2008 году Кирилл уже требовал «Троицу», но тогда ее удалось отстоять. В 2022 году, как оказалось, российский патриарх обратился к главе администрации президента Антону Вайну, и ее увезли из галереи на полтора дня впервые за сто лет.

Позже выяснилось, что перевозка осуществлялась с нарушениями, и выставляли ее в лавре без всякого пиетета. Теперь бесценный артефакт отправится на полугодовое наблюдение, потому что ненадлежащее ее хранение и перевозка могли катастрофически на нее повлиять. В самой галерее реставраторы и работники были настолько возмущены инцидентом, что были готовы даже уволиться.

Но история получила развитие. 20 июля глава думского комитета по вопросам собственности, земельных и имущественных отношений Сергей Гаврилов предложил парламентариям подумать о механизме передачи церквам икон, находящихся в собственности государства, то есть в музеях.

«Важно понимать, что иконы – это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле. Это часть нашего религиозного мировоззрения», – подчеркнул Гаврилов, забыв при этом, что большинство старинных икон без присмотра музейщиков просто уничтожат.

Сами музейщики от будущих перспектив в ужасе.

«В 1904 году лавра сама отдала музейщикам икону, чтобы спасти ее. Почему священники начала ХХ века понимали эту необходимость, а начала XXI – нет? Мы что, варвары, а за окном – Средневековье? Это уникальная иконография, уникальная достопримечательность. Как можно было рисковать ее безопасностью – не понимаю. Теперь неизвестно, как поведет себя церковь после этого: она же ненасытная», – посетовал один из директоров федерального музея, в коллекции которого есть иконы.