К чему ведёт активность пророссийских и околоцерковных радикалов?
![К чему ведёт активность пророссийских и околоцерковных радикалов? - 1 К чему ведёт активность пророссийских и околоцерковных радикалов? - фото 1](/uploads/770x433_DIR/media_news/2020/05/5ed1570287e73362485062.jpeg)
Последний месяц ознаменовался усилением активности представителей радикального крыла как в «русском движении» Украины, так и в околоцерковной среде.
В настоящем издании уже сообщалось о состоявшемся в марте заседании Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников (ВКСОРС), на котором в руководство рабочих органов был введен ряд довольно одиозных фигур, позиционирующихся к тому же как верные Украинской Православной Церкви. Сообщалось также и об акциях «православных общественных организаций»: о шествии к резиденции Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира с передачей ему «петиции», представляющей по существу критику его действий, и о «собрании общественности УПЦ», обратившейся к властям Украины с рядом призывов, в частности, прекратить движение в сторону Евросоюза и «предоставить канонической Православной Церкви на Украине [т. е. УПЦ (МП)] статус доминирующей».
Как фигурирующие в сообщении активисты ВКСОРС, так и участники «собрания церковной общественности» выступают в роли защитников Украинской Православной Церкви, а также русских и русского языка в Украине. Представляется, что при таких защитниках ни Церковь, ни русский язык не нуждаются ещё и во врагах.
Начнём с околоцерковных общественников. Рекомендации по поводу внешнеполитического выбора Украины – типичный пример «политического православия», неоднократно осуждённого нашей Церковью. Этот вопрос должен решаться гражданами Украины, и поскольку в рядах Церкви есть сторонники разных решений, то категорические заявления в пользу одного из них есть не что иное, как внесение в жизнь Церкви чуждой ей политической конфронтации. Не лучше обстоит дело и с фундаменталистскими претензиями на роль по существу государственной Церкви. Сама Церковь вынуждена была отмежеваться от подобной активности её «сторонников» – заявление об этом от имени Секретариата Киевской митрополии УПЦ сделал и. о. председателя Отдела внешних церковных связей, секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Александр (Драбинко).
![](http://www.religion.in.ua/uploads/posts/2011-04/1303122182_.0.jpg)
Тем не менее, вред Церкви уже был нанесен. Сообщения о требованиях «церковной общественности» естественно вызвали рост враждебности к Церкви со стороны не принадлежащей к ней и заражённой идеологическими предубеждениями части общества, что, кроме всего, повысило уровень межконфессиональной напряжённости.
Немало поспособствовали этому и «демократические журналисты». Автор данной заметки специально просмотрел сообщения о «собрании общественности УПЦ» примерно на десятке сайтов. Сайт «Украинская правда» поместил информацию под заголовком «Московский патриархат просит Януковича не идти в Европу»; аналогичные заголовки дали все, кроме одного, из просмотренных изданий. Таким образом, 9/10 журналистов подали позицию граждан Ю. Егорова, В. Лукияника, И. Друзя и других как позицию УПЦ (ясно, что читатель именно так поймёт слова «Московский патриархат»). Трудно поверить, что налицо простая малообразованность журналистов – очевидно, что в большинстве случаев имеет место их откровенная недобросовестность – стремление лишний раз очернить УПЦ, которую наша журналистика, на 9/10 «национал-патриотическая», традиционно недолюбливает.
Не лучше обстоит дело и с «защитой» русского языка.
Автор данной статьи много лет озвучивает позицию, что права русскоязычных граждан Украины действительно нуждаются в законодательной защите, поскольку их нарушение носит массовый и системный характер – достаточно назвать невозможность обеспечить ребёнку обучение на русском языке, а зачастую – и просто изучение русского языка.
А теперь «собрание общественности УПЦ» требует предоставления русскому языку статуса государственного; среди главных задач ВКСОРС также названа и защита русского языка. Более того, Координационный Совет «соотечественников» даже возглавляется народным депутатом Вадимом Колесниченко, главой правозащитной организации «Русскоязычная Украина», одним из наиболее известных и активных «защитников русского языка» в Украине. А рядом с ним в руководство этого совета входят и господа из Союза Русского Народа, иначе говоря, «чёрной сотни», проводящие панихиду по «жидами убиенному Андрею Ющинскому» (если кто не помнит, в этом убийстве в обвинялся в 1910-х годах Бейлис) или публичную молитву «за освобождение от ига жидовского», – именно этим отметился руководитель Комитета по поддержке канонического Православия и защите единства Русской Православной Церкви (в составе ВКСОРС) некто Ю. Егоров, деятельность которого, кстати сказать, была осуждена в 2008 году Священным Синодом УПЦ.
Так что подача защиты прав русскоязычных оказывается в одном пакете с идеологией Союза Русского Народа, что несправедливо дискредитирует саму идею такой защиты в глазах общественности. Да и для канонического Православия – «ценная» поддержка.
Трудно нанести больше вреда любому делу, чем подать его в пакете с делами и идеями, с ним не связанными и вместе с тем явно неприемлемыми для значительной части общества, прежде всего – для той его части, которая пытается снизить имеющийся уровень конфронтации и найти компромиссные решения, устраивающие большинство членов общества. В рассмотренных случаях именно такую «услугу» и оказывают Церкви и русскоязычным гражданам и «российские соотечественники», и «церковная общественность».
Максим БЕЛЕЦКИЙ