Кальвинизм

02.01.2010, 19:04
Кальвинизм - фото 1

Кальвиизм – одна из систем вероучения в протестантизме, которую исповедует значительная часть протестантских церквей разных деноминаций. Название происходит от имени основателя. Жан Кальвин (1509-1564) был талантливым юристом, получившим прекрасное гуманитарное образование в Парижском и других модных французских университетах того времени. Блестящий знаток древних языков, он обратился в „новую веру” (протестантизм) приблизительно в 1533 году под воздействием своих друзей-гуманистов, которые тайно собирались в Париже.

kalvin_w.jpg1 ноября 1533 года ректор Парижского университета Николай Коп произнес речь, написанную для него Кальвином, которая призывала к библейской Реформации в церковной жизни, подобной лютеранской. После этого Коп и Кальвин были вынуждены оставить Францию. Эта речь, а также апологетический труд Кальвина „Институции христианской веры”, в котором он хотел объяснить королю Франциску І смысл новой веры, сделали Кальвина известным реформатором. Несколько лет Кальвин скрывался под чужим именем. В 1536 году проездом он остановился в Женеве.

В 1535 году Женева под воздействием своего союзника, Берна, стала протестантским городом. Главным организатором реформ в городе был Гилем Фарель. Именно он уговорил Кальвина остаться в Женеве и добился для него должности проповедника и учителя богословия, для того, чтобы тот мог организовать в городе новый церковный уклад. Кальвин взял за образец ветхозаветное Израильское государство, которое несло ответственность перед Богом за все общество и за каждого отдельного человека во всех сферах жизни: общественной, личной, религиозной и светской. Кальвин считал возможным руководить нравственностью, карая как плотских грешников, так и лжепророков. По согласованию городского совета была создана теократическая Женевская республика. Но очень скоро, в 1538 году, Кальвина с Фарелем выгнали из Женевы за деспотизм и строгость.

Через три года городской совет опять пригласил Кальвина в Женеву и согласился на выполнение всех его условий. Была основана так называемая консистория, которая сосредоточила в своих руках всю полноту как светской, так и религиозной власти. За каждую вину устанавливалась мера наказания. Так за танцы или игру в карты отлучали от участия в Вечере Господней, за прелюбодеяние или богохульство подвергали телесным наказаниям или казнили. Государство в Женеве срослось с церковью, и за 20 лет кальвинского правления Женева превратилась в образцовый город христианского образа жизни в кальвинском понимании. Карались несогласные с богословием Кальвина, все оппозиционные партии были уничтожены и церковные установления Кальвина победили в Женеве полностью.

Женева заняла ведущее место среди всех протестантских городов. Были созданы новая школа и академия для подготовки проповедников. Эта академия (которая в настоящее время является Женевским университетом) подготовила сотни проповедников для всей Европы, что чрезвычайно способствовало распространению учения Кальвина. Так, во Францию были направлены 150 пасторов.

Кальвин систематизировал и сохранил наследие нескольких предыдущих десятилетий протестантского движения: учение о спасении верой и авторитете Библии, общем священничестве и выборности пресвитеров, отказе от таинств и упрощении культа. В основном труде своей жизни „Наставление в христианской вере” (1536-1559 гг.) Жан Кальвин развил также новые доктрины: доктрину о жестком или двойном предопределении (то есть о личной невозможности человека ко спасению, а отсюда о предопределении Богом одних людей на спасение, а других - на гибель) и о том, что искупительная жертва Христа состоялась именно за предопределенных к спасению; учение об уверенности в спасении (то есть христианин должен верить в свою избранность ко спасению); учение о том, что служением является вся жизнь человека, ведь она от начала в Божьей воле и Его руках, является жизнью для Него и Его славы (набожность, нравственность и разумная упорядоченность жизни, успех в жизненном призвании были знаками, которые свидетельствовали об избранности человека ко спасению); учение о „мирском аскетизме” включало большое почитание производительного труда, инициативности, ответственности, личной нравственности, семейных ценностей, лояльность к справедливой государственной власти. В центре была личность, строго подчиненная Богу и Его заповедям. Методическое превращение всей жизни приводило к жесткому самоконтролю и контролю со стороны церкви за жизнью христиан.

Благодаря большому распространению трудов Кальвина, его личному влиянию и влиянию Женевской республики учение Кальвина распространилось в других странах Европы, а отсюда распространилось в Северной Америке и по всему миру. Так, во Франции, о протестантах которой заботился Кальвин, реформаторы приняли „Ларошельское исповедание”, подготовленное Кальвином. Протестанты здесь начали называться гугенотами по фамилии одного из своих руководителей - Безансона Гуга. Учение Кальвина легло в основу вероучения Пресвитерианской Церкви Шотландии, исповедовалось пуританами Англии, частично было принято в Англиканской Церкви, а также было принято в других реформатских (кальвинистских) Церквях. В Нидерландах в 1571 г. Национальный собор в Эдмоне принял пресвитерианскую кальвинистску систему церковного управления. Однако здесь среди протестантов у кальвинизма появился богословский противник - арминианство. Последователи Якоба Арминия в противовес учению Кальвина о предопределении судьбы каждого человека, выработали свои 5 статей „Ремонстрации”.

Сущность их сводилась к следующему:
- выбор человека к спасению предопределяется верой, осуждение предопределяется неверием;
- выбор к спасению принадлежит всем, и именно таким образом, что никто не получает прощения кроме тех, которые уверовали;
- вера идет не от человека, а от Бога;
- благодать действует не непреодолимо;
- остается нерешенным, является ли благодать непреодолимой.

Этим статьям нидерландские кальвинисты противопоставили свои 5 канонов ортодоксального кальвиизма:
- полная порочность человека, то есть человек ничего не может сделать для своего спасения;
- безусловный выбор, то есть человек избирается Богом без всяких на это оснований и условий;
- ограниченность искупления, то есть Христос умер только за избранных, а не за всех людей; - непреодолимая благодать, то есть, если человек избран для спасения, он не может совершить сопротивление Святому Духу;
- вечная безопасность, то есть раз спасенный – спасен навсегда и не может быть оставлен Богом никогда.

Впоследствии эти каноны стали основой всех форм кальвинизма и были приняты во французских, английских, швейцарских и других реформатских церквях. Следует отметить также, что арминиане, как и кальвинисты верили в полную испорченность человека грехом и невозможность спасения человека без действия Божьей благодати.

С развитием богословия протестантизма происходило появление новых течений, часть из которых приняла 5 основных канонов ортодоксального кальвинизма. В данное время его исповедуют многочисленные реформатские и пресвитерианские церкви Западной Европы и Америки. 5 основных канонов кальвинизма также исповедует большинство баптистов.

Реформатские Церкви всего мира известны под именем пресвитерианских или реформатских, в зависимости от того, были они исторически связаны с Шотландией или с континентальной Европой. Они придерживаются одной доктрины, имеют одинаковую форму управления, хотя могут называться по-разному: в Швейцарии, Голландии и Германии они зовутся реформатскими, в Англии и Шотландии - пресвитерианскими, во Франции - гугенотскими. Кроме того, повсюду существуют объединения реформатских и пресвитерианских Церквей, например, Североамериканский Совет Пресвитерианских и Реформатских Церквей, Международный Совет Реформированных Церквей, Объединение Евангельских Реформатских Церквей Украины, которое объединяет пресвитерианские и реформатские общины.

Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связано с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были увлечены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали самые образованные люди, которых приглашали богатые лица для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. Из первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковском, Павле Зеновиче, Николае Житнем, Александре Витрелине. На Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины до Подолья и Киевщины, однако сами собрания, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. В 1554 году состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. В 1562 г. в Несвизской типографии князей Радзивилов был впервые отпечатан на русском языке кальвинистский катехизис, который составил Шимон Будный.

В 60-х годах XVI столетия в Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.

Эволюцию кальвинизма в Украине можно условно разделить на три этапа: время зарождения конфессии 40-50 годы XVI столетия, второй этап – 60-80 годы XVI столетия обозначены наибольшими успехами течения; конец XVI – начало XVIІ столетия – период постепенного угасания активности реформатских общин. В 50-60-х годах XVIІ столетия их деятельность в большинстве регионов Украины почти прекращается.

В 1565 году из Кальвинистской Церкви выделилась так называемая "Младшая Церковь", ее верующие называли себя также "польскими братьями", а их оппоненты именовали "арианами" или антитринитариями из-за отрицания ними догмата о Пресвятой Троице.

Следует отметить, что распространение кальвинизма в Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси из-за принадлежности Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме в результате принадлежности к кальвинизму высокой шляхты. В целом, благодаря стараниям князя Николая Радзивила Черного (1546-1589), который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на определенное время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель.

До середины XVIІ столетия отмечаются также добрые отношения между кальвинистами и православными. Важнейшим следствием их взаимопонимания стал акт Варшавской конфедерации 1573 года, которым было гарантировано на территории Речи Посполитой равенство христианских конфессий и запрещено употреблять оружие для решения межконфессиональных конфликтов. Этот пункт вошел также в Pacta Conventa – обязательства, которые брал на себя под присягой каждый новоизбранный король Речи Посполитой. В период особенной опасности со стороны католицизма общность православных и кальвинистов приветствовало даже украинское казачество. Речь даже шла о заключении между ними соответствующей унии вместо унии с Католической Церковью. Однако успехи кальвинизма оказались недолговременными. Кальвинисты не смогли объединиться в мощный религиозный союз, заручиться симпатией народных слоев и поддержкой православной шляхты и православного клира. Впоследствии все больше развилась и стала очевидной богословская непримиримость православных и кальвинистов.

Вторая половина XVIІ – начало XVIІІ столетия – период наибольших потерь протестантизма в Украине, которая была охвачена полосой военных действий. Россия, Польша, Швеция, Турция вели борьбу за деление ее территории, с другой же стороны украинское казачество, крестьянство, часть шляхты и мещане добывали в борьбе государственную независимость. Со временем протестанты были лишены поддержки шляхты и существенно уменьшились численно. В конечном итоге большая территория Украины отошла к Российской империи, а западноукраинские земли – Австрии. Религиозная свобода в Российской империи была значительно ограничена. В первой половине XVIII столетия еще действовали одиночные лютеранские и кальвинистские (реформатские) общины на территории Украины.

Во второй половине XVIII столетия по решению Екатерины ІІ начинается колонизация завоеванных территорий юга и востока Украины. Самой весомой частью колонистов стали немецкие и голландские меннониты, которые как опытные рабочие приглашались для освоения новых территорий. Они формировали колонии из единоверцев и жили достаточно обособленной от украинского населения жизнью, хотя и брали на работу наемных работников из украинцев. Исторически меннонитство (по фамилии основателя течения Менно Симонса) является крайней ветвью кальвинизма, и на раннем этапе придерживалось догматов о предопределении и мирском назначении верующего. Меннониты исповедуют принцип „только Писание”, принцип всеобщего священства. Однако в отличие от кальвинистов они исповедуют и практикуют крещение лишь во взрослом возрасте через полное погружение или обливание водой. Во второй половине 70-х годов ХІХ ст. и 20-30 годах ХХ ст. значительная часть менонитов из Украины эмигрировала в США, Канаду, Южную Америку. Другая часть в 60-х годах прошлого столетия присоединилась к Союзу евангельских христиан-баптистов СССР.

Близким к кальвинистскому было учение Российского союза баптистов о спасении человека, написанное в начале ХХ-го столетия. Однако на начало 90-х годов того же столетия большинство евангельских христиан-баптистов стояли уже ближе к арминианскому учению о спасении. С наступлением религиозной свободы значительная часть отечественных верующих получила возможность учиться заграницей, в частности в учебных заведениях, которые исповедуют кальвинистске вероучение. Вследствие этого увеличились количество украинских баптистов, которые исповедуют кальвинистские взгляды на спасение. Хотя на официальном уровне все же преобладают арминиански взгляды по этому вопросу.

С открытием границ также появилась возможность открытия новых церквей заграничными миссионерами. Благодаря труду миссионера Филимона Семенюка в городах Ровно и Степане в 1992 г. были зарегистрированы реформатские церкви, а в 1996 г. Евангельская пресвитерианская церковь была зарегистрирована в Одессе.

По статистическим данным на 1 января 2008 года в Украине зарегистрировано 65 пресвитерианских общин. Подавляющее большинство их расположено в Южной и Центральной Украине. Действует 2 учебных заведения, 27 воскресных школ, 1 периодическое издание, 76 священнослужителей. Пресвитерианские церкви Украины поддерживаются со стороны своих единоверцев из США и Южной Кореи.

Церкви исповедуют кальвинистское вероучение и пользуются Вестминстерском исповеданием веры, разработанным и принятым в 1649 году на Вестминстерской Ассамблее в Англии. Совершаются таинства: водное крещение и Святое Причастие. Осуществляется крещение как взрослых, так и детей верующих родителей. При крещении погружение не является обязательным, обливание или обрызгивание водой также считается правильным. Богослужение происходит в скромной обстановке. Сопровождается пением профессиональных хоров. Проповедь Евангелия с кафедры ведется на родном языке, совершается также общее пение общины из книги псалмов. Церкви придерживаются коллегиального руководства общинами.

Пресвитерианские церкви Украины имеют 10 молитвенных помещений, еще 43 помещения арендуется для проведения богослужений.

Кроме духовной работы пресвитерианские церкви активно участвуют в благотворительных акциях (бесплатные столовые, реабилитационные центры для нарко- и алкоголезависимых, благотворительная помощь детским медицинским учреждениям в виде оборудования, лекарств, мебели, детского питания).

Церкви, которые входят в состав Евангельской пресвитерианской церкви Украины (ЕПЦУ), входят также в Союз Евангельских Реформатских Церквей Украины. Союз Евангельских Реформатских церквей состоит из пресвитерианских и реформатских церквей Украины. В союз входит около 20 церквей.

Евангельская Реформатская семинария Украины является общим учебным заведением Украинской евангельской реформатской церкви и Евангельской пресвитерианской церкви Украины. Сейчас в семинарии учится около 50 студентов.

Другой церковью Украины, которая придерживается кальвинистского богословия, является Закарпатская Реформатска Церковь (ЗРЦ), абсолютным большинством верных которой являются венгры и которая исторически происходит от реформатов Венгрии. В Венгрии протестантизм сначала распространялся в форме лютеранства, но около 1557 года большинство венгерских протестантов приняли кальвинистское „Ченгерианское исповедание”.

На Закарпатье первые общины реформатов появились в 20-30-х гг. ХVІ ст. На сегодня ЗРЦ состоит из 114 общин, которые обслуживаются 53 священнослужителями. ЗРЦ входит во Всемирный Реформатский Союз; руководствуется ее установками в организационных и канонических делах, сохраняя автономию в управлении. Церковь действует в 8 районах Закарпатской области. Эта территория разделяется на три церковных округа (Ужанский, Березский, Мароморош-угочанский), которые подчиняются Управлению ЗРЦ. Наивысшую власть осуществляют Общие собрания и Синод Управления ЗРЦ. Епископ Церкви и Синод избираются на 4 года. При общинах действует 107 воскресных школ. Также церковь финансирует три специализированные школы-интернаты, в которых, кроме обязательных общеобразовательных дисциплин, преподаются отдельные религиозно-богословские предметы. В то же время ЗРЦ не имеет собственного духовного учебного заведения, а потому желающие учатся за рубежом.

В с. Большая Добронь Ужгородского района основан благотворительный дом-интернат для умственно отсталых детей, о котором заботится специализированный Благотворительный фонд ЗРЦ, который оказывает и другую социальную помощь. С 1998 г. церковь издает ежеквартальник „Кюлдетеш” („Миссия”) – орган Управления ЗРЦ.

Использованные источники и литература:

• Головащенко С. Історія християнства: Курс лекцій. — К.: Либідь, 1999. — С.188-210, 254-315.
• Догматика. – М.: ВСЕХБ, 1970. — 281с.
• История баптизма: Сборник. Вып. 1. — Одесса: „Богомыслие”, 1996. – 496с.
• Любащенко В.І. Історія протестантизму в Україні: Курс лекцій. -2-е вид. – К.: Поліс, 1995.-350с.
• Пресвітеріанська церква // Релігійна панорама. — 2005. — № 8-9. — С. 80-84.
• Решетніков Ю. Санніков С. Огляд історії Євангельсько-баптистського братства в Україні. — Одеса: Богомисліє, 2000. — 230с.
• Сайт Євангельської пресвітеріанської церкви Святої Тройці, м. Київ — holytrinity.inet-ua.ws 
• Сайт Євангельської Пресвітеріанської Церкви України – www.epcu.org.ua  
• Сайт Євангельської реформатської семінарії України. — www.ersu.org
• Сайт Першої євангельської пресвітеріанської церкви м. Харкова — www.kharkov-church.narod.ru  
• Сайт Реформатське богослов’я для України. — www.reformed.org.ua  
• Сайт Соломенської Пресвітеріанської реформатської церкви м. Києва – jesus.kiev.ua
• Санніков С.В. Огляд історії християнства. — К.: Світ знань, 2007. — С. 719.
• Статистичний звіт Державного департаменту у справах релігій за 2007 р. – Київ, 2008.
• Яковенко Н. Нарис історії середньовічної та ранньомодерної України. — К.: Критика, 2005. — 537 с.

Подготовила: Тамара РЕШЕТНИКОВА

Последнее обновление страницы: 19.06.2008