Караимские кенасы в Евпатории

Кенасы напоминали собой храмы Джуфт-Кале, взятые авторами проекта за образец, и были построены в районе традиционного проживания караимов.

Елена Иванова. - "Боспор Крым", 28 августа 2008

В 1803 году было получено разрешение Александра I на строительство храмов, в 1804 — 1807 годах на средства караев была сооружена Соборная, а в 1807 — 1815 годах — Малая кенаса на месте прежней, о которой упоминалось в документах ХVIII века. Создателями проекта и руководителями строительных работ были братья Самуил и Соломон Бабовичи. Кенасы напоминали собой храмы Джуфт-Кале, взятые авторами проекта за образец, и были построены в районе традиционного проживания караимов.

Как свидетельствуют исторические источники, в облике кенас присутствовали элементы мавританского стиля, черты местных крымских традиций, следы влияния турецкой архитектуры. Неповторимый восточный колорит, геометрическая строгость двориков и зданий, пропорциональность объемов и умелое использование в декоре белого мрамора вызывали удивительное ощущение гармонии и покоя. В облике храмов также нашли отражение черты древних верований и традиций, связанных с кочевым прошлым караимов: переход между двориками был оформлен в форме купола шатра; ритуальная беседка у Соборной кенасы очень напоминала войлочную юрту древних кочевников.

В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. Местом его пребывания, как и резиденции духовного главы караев Великого Хана — Гахана — стал храмовый комплекс. Гаханы — братья Бабовичи, Пампулов, Шапшал — были не только официальными главами крымских караимов, но прежде всего признанными вождями, избранными народом.

Кенасы не обошли вниманием деятели культуры, высокие сановники, российские государи. В 1825 году здесь побывал А. Мицкевич, в конце 1820-х годов — армянский путешественник и историк М. Бжешкьян, в 1834 году — французский маршал Мармон в сопровождении князя Голицына, графа Воронцова и графа Витте. В 1851 году в мраморном дворике был установлен памятник в честь посещения кенас Александром I в ноябре 1825 года. В 1916 году храмы посетил государь Николай II.

В конце XIX — начале XX века Евпатория была мировым центром караимского вероисповедания и поставляла духовных пастырей за рубеж единоверцам других национальностей. До 1921 года облик кенас существенно не менялся. Большие изменения произошли лишь после революции. Не сохранился интерьер, были разрушены фасады храмов. В 1922 году были изъяты храмовая утварь, украшения, элементы внутреннего убранства. Большой зал Соборной кенасы был превращен в двухэтажное помещение с множеством комнат. В 1919 году прекратило деятельность Духовное Правление. В 1926 году кенасы были закрыты. В 1927 году в них был размещен антирелигиозный музей, а позже курсы медсестер. Кенасы вновь приняли верующих в годы войны, они функционировали до 1959 года и затем опять были закрыты.

Сегодня кенасы Евпатории отражают целую эпоху жизни караев на рубеже XIX — XX веков. Пятьдесят две мраморные доски в стенах дворика храма рассказывают о самых важных событиях в жизни крымских караимов и о выдающихся представителях этого народа. Год назад в Евпатории был закончен первый этап ремонтно-восстановительных работ комплекса караимских храмов-кенас, начавшихся в 2000 году. В ходе работ были отремонтированы Большая (Соборная) кенаса и три дворика с аркадами.

Кроме того, открыли Малую кенасу. На территории комплекса работает музей этнографии имени С. Кушуль, в котором собраны уникальные вещи и документы, и отреставрирован памятник, установленный здесь в конце 1851 года в память о посещении кенасы российским императором Александром I осенью 1825 года.