Кое-что об образовании и религиозном воспитании
Алла БОЙКО. — "Зеркало недели", 5 февраля 2010 года
«Деградация среднего и высшего образования», «техногенные катастрофы», «распространение инфекционных болезней», «эмиграция вольнодумцев и религиозных диссидентов». Нет, это не сценарий очередного фильма ужасов. Такие беды, как предсказывают некоторые академики и доктора наук, обрушатся на головы украинцев, если в средних школах введут факультативный курс «Этика веры». Это — короткое содержание их открытого письма, разосланного по электронной почте.
Для того чтобы теоретически прийти к какому-то выводу или найти что-то близкое к истине, необходимо использовать разностороннюю информацию. Жизнь еще раз доказала эту аксиому — в течение недели посетила презентацию книги российских авторов «Государства и религии в Европейском союзе» (М., 2009) и получила «антирелигиозное» письмо к министру образования И.Вакарчуку с просьбой его подписать. Сегодня это письмо активно обсуждается в Интернете. Его авторы — несколько докторов и кандидатов наук — акцентируют внимание на том, что Украине мешает идти в Европу религия, трактующаяся ими как признак средневекового мышления. А если конкретнее, то нашему движению в Европейский Союз «противостоит» школьный курс «Этика веры», который уже введен в некоторых школах как экспериментальный.
Да, действительно, в Украине церковь отделена от государства, а школа от церкви. Это закон нашего государства, и никто не собирается его нарушать. Поэтому предложенный школьный курс «Этика веры» является факультативным, и предполагается, что дети будут посещать его с согласия родителей.
Не стану углубляться в размышления «подписантов» относительно клерикализации современной Украины и засилья религии в нашем обществе. Это их мнение и они имеют на него право. Как, впрочем, имеют право выступать против введения в средней школе учебного курса «Этика веры».
Коротко процитирую авторов так называемого антирелигиозного письма. Возможные последствия клерикализации для нашего общества, по их мнению, просто ужасающие:
1. Деградация среднего и высшего образования в стране, возврат его к средневековому уровню и восприятие как истины в последней инстанции содержания проповедей научно недообразованных священнослужителей.
Нелишне вспомнить, что со времен средневековья наука и образование были прерогативой монастырей, а в университетах непременно были религиозно-философские факультеты. Как и то, что известнейшие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, врачи, естествоведы были глубоко верующими людьми. А кроме того — как преподавание «Этики веры» может помешать изучению естественных дисциплин? И трудно поверить, что современные школьники, имеющие свободный доступ ко многим источникам информации, будут принимать за истину то, что кто-либо попробует им навязать.
2. Неминуемый рост количества техногенных катастроф вследствие низкой квалификации обслуживающего персонала.
Как известно, крупнейшая в Украине техногенная катастрофа произошла именно во времена господства атеистического режима, который не смог предотвратить трагедию на Чернобыльской АЭС, как, впрочем, не смог справиться и с ее последствиями.
3. Значительное ухудшение медицинского обслуживания и рост заболеваемости населения, распространение инфекционных болезней.
Какая связь между эпидемиями и школьным курсом «Этика веры»? Разве не знают уважаемые «подписанты», что страны, где здоровый образ жизни стал культом — Германия, США, Израиль, Япония и др., переживают в ХХ—ХХІ веках свободное сосуществование всех конфессий? И что ни одно религиозное учение не одобряет пьянства, наркомании, распутства, являющихся основными причинами болезней, а верующие люди становятся не только лучшими врачами и медицинскими сестрами, санитарами (поскольку проявляют настоящее сочувствие к больным), но и оказывают бесплатную медицинскую помощь тем, кто в ней нуждается, — например, миссия католических волонтеров в Африке и т.д.
4. Разрушение отечественного ВПК и окончательная деквалификация соответствующих производственных коллективов.
Без комментариев!
5. Возникновение конфликтов между гражданами различных вероисповеданий, между ветвями разных православных церквей и т.д.
Этому пункту нужно уделить особое внимание. Действительно, государство должно вести работу для предотвращения межконфессиональных конфликтов. Но это не означает, что религиозная жизнь в стране должна игнорироваться или запрещаться. Предоставить всем конфессиям равные возможности, вернуть историческое — духовное и материальное — наследие, призвать церкви к диалогу должны и правительство, и президент. И это делается в Украине на государственном, общественном и церковном уровнях.
6. Эмиграция вольнодумцев, атеистически настроенных специалистов и религиозных диссидентов.
Трудно найти в нашем государстве тех, кто был бы подвергнут наказанию за атеизм или вольнодумство. И кого можно назвать в Украине, поликонфессиональном государстве, религиозным диссидентом? А вот во времена советского тоталитаризма таких было очень много. Однако эмигрировать удалось только нескольким тысячам, остальные же стали жертвами именно атеистического, безбожного в прямом и переносном смысле этого слова, режима. Впрочем, кто мешает сегодняшним атеистам свободно излагать свои идеи, формировать научное мировоззрение нации?
Авторы письма к министру образования И.Вакарчуку предупреждают: Украина не станет членом Евросоюза, поскольку в государстве происходит клерикализация образования. Однако аргументов в пользу своего мнения уважаемые доктора и кандидаты, к сожалению, не приводят. А достаточно лишь посмотреть, как решается эта проблема в странах Евросоюза. Воспользуемся упомянутой выше книгой «Государства и религии в Европейском союзе». Тираж ее всего 1000 экземпляров, а в Украину попало не больше 50, поэтому публикация некоторых сведений, как представляется, не будет лишней.
Так, в государственных школах Австрии христианская этика является обязательным предметом. Если же школьники отказываются от религиозных занятий, они могут посещать уроки так называемой светской этики. Государство контролирует этот процесс.
В Германии религиозные занятия являются обязательными в государственных школах. Исключение составляют внеконфессиональные учебные заведения. Дети мусульманских иммигрантов посещают занятия по религии и культуре ислама, которые проводятся на турецком языке или фарси. Во многих государственных университетах есть теологические факультеты определенных конфессий.
Интересно организовано религиозное образование в Дании. Там с первого по десятый класс ученики изучают основы христианских знаний, этот предмет является обязательным. На основе Библии учащиеся знакомятся с культурными ценностями страны. А старшеклассники изучают основы всех мировых религий.
В Италии уроки религиозного воспитания проводят в государственных и частных детских садах и начальной школе — два часа в неделю, и только один час в неделю посвящен этой проблеме в старшей школе. Впрочем, если ребенок после 13 лет не желает продолжать религиозное образование, он может вместо этого изучать другие учебные дисциплины.
В Финляндии занятия по религии и этике — установленная законом составляющая заботы о ребенке. Тесты по религиозным или мировоззренческим знаниям обязательны для поступления в университеты.
В странах Евросоюза, имевших опыт тоталитарных коммунистических властей, например в Польше, Чехии, Эстонии, эти проблемы тоже решены толерантно и разумно. Так, в польских средних школах религиозные занятия введены с 1992 г. Тем не менее если родители не желают, чтобы их ребенок овладевал азами католичества, им предложат уроки другие конфессии. Примерно по такому же принципу осуществляется образование в государственных и частных школах Чехии. Теологические факультеты в этой стране существуют в пяти университетах, причем только в Карловом университете в Праге их три (католический, протестантский и гуситский). В Эстонии, где школы преимущественно государственные, изучение религии является добровольным и внеконфессиональным. Принципы и темы религиозных занятий определены в учебных планах, утвержденных министерством образования. Но родители сами решают, будет их ребенок изучать основы религии или нет.
Основой законодательства стран Евросоюза является религиозная толерантность и обеспечение прав верующих, в том числе и права на получение религиозного образования. Свободная конкуренция идей — залог свободы. И преподавание христианской, протестантской, мусульманской, иудейской, буддистской или общечеловеческой этики отнюдь не может привести к разделению школьников по принципу «свой—чужой».
Впрочем, должны быть признательны уважаемым авторам «антирелигиозного письма», которые привлекли внимание общественности к тонкой и деликатной проблеме религиозного воспитания. Надеюсь, новое правительство решит ее с учетом украинского культурного наследия и в европейских традициях.