Минкульту давно время осуществить рейд-ревизию
На прошлой неделе поступила и горькая новость, которая бросила на светлое и возвышенное тяжелую черную тень. И это не просто ложка дегтя, которая испортила кадку меда. Это те деяния отдельных прихожан, которые покачнули стабильный статус и доверие к церкви, которая в народном воображении имеет стойкий ассоциативный ряд институции национальной, патриотической, образованной. И вдруг — какой-то дикий, варварский поступок славской церковной общины во главе с настоятелем, где в угоду современным понятиям красоты в храме были уничтожены фрески известных украинских художников Юлиана Буцманюка и Модеста Сосенко. Художников, которые получили образование, а потом и заказ на выполнение работ от митрополита Андрея Шептицкого.
Еще за неделю до того львовское активное сообщество забило тревогу, понимая, к чему все идет, и пытаясь остановить беду. Уже сейчас известно, что в Славск выезжала комиссия с высшим духовенством и предостерегала отца от неправомерных действий. Но прихожане стояли на своем, настаивая на том, что церковь — собственность общины. И памятникоохоронный знак на фасаде не стал предостережением от преступления.
Как будут развиваться события дальше по этому делу, будет зависеть от готовности небезразличных идти до конца (письма руководству УГКЦ и иски в суд направлены) и готовности церкви признать факт преступления и наказать священника.
УСПЕНСКИЙ ХРАМ ПОСЕЛКА СЛАВСКОЕ НА ЛЬВОВЩИНЕ
Теперь же речь о большем. О том, что государство Украина не контролирует сохранение и защиту культовых сооружений, которые признаны объектами национального и государственного историко-культурного наследия и внесены в общий национальный реестр, о чем на фасаде каждой такого здания напоминает особый знак.
Давно это было, но стоило бы вспомнить, как с возвращением религии в нашу жизнь прихожанам и монастырям по всей Украине возвращали в пользование культовые объекты. Так, большинство из них было в катастрофическом состоянии. И следует признать, что благодаря деятельности священников и настоятелей (настоятельниц) монастырей эти объекты в итоге обрели приличный вид. Но отвечает ли он виду историческому? Выдержана ли буква закона относительно этих памятников?
Путешествуя по Украине с запада на восток и с Севера на юг, могу утверждать, что отдельные священники осознают, какой храм им достался в пользование. В большинстве случаев храмы, объекты национального наследия, предоставленные общинам в пользование на условиях аренды Минкультом, содержатся, как того желает священник или настоятель. Напомню, что по закону, они принадлежат не отдельной общине, а народу Украины.
По факту, каждый священник (независимо от конфессии) чувствует себя единовладельцем храма. Священник на приходе покрывает «золотом» купола, расписывает белые в интерьере казацкие церкви (буквально на днях в очередной раз увидела это в церквях Прилук и Полонок), устанавливает пластиковые окна, облицовывает мрамором или плиткой междверные проходы, лепит на фасадах современные мозаики. Священник заботится, чтобы прихожанам было «красиво». И до лампы священникам, что исторически храм выглядел иначе. Полы с подогревом, тюли (как это раздражает), пластиковые цветы. Еще более свободно чувствуют себя монастыри, где и колокольню достроить не грех, хотя это XVI в., и купол на колокольне на свой вкус переделать (как в Межьдуречье Острожских). Хотя бы кто-то в нашем Минкульте или в департаментах исторического наследия думал, что давно пора совершить рейд-ревизию по таким историческими культовым памятникам, осмотреть их состояние, зафиксировать нарушения и обновить договор аренды, четко указав пределы разрешенного и ответственность священников по сохранению этих памятников, или хотя бы не повреждение.
В ХРАМЕ УНИЧТОЖЕНЫ УНИКАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРЬЕРА РАБОТЫ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ МОДЕСТА СОСЕНКО И ЮЛИАНА БУЦМАНЮКА
Последней каплей моего терпения стал момент, когда мы впервые за более чем десять лет не смогли с туристами попасть в Юрьеву образницу, памятник XII в. Оказалось, что храм отдан в пользование священнику. Информировал ли кто-то из Остерской ОТГ Минкульт о данном решении? Есть ли необходимость в небольшом Остре, где далеко не один храм, пользоваться для богослужений один из старейших исторических памятников, где еще достаточно неплохо сохранились фрески.
Я слышу шум за спиной, что церкви построены для службы, а не для туристов. Мир изменился, господа.
На сегодняшний день по всему мирукультовые объекты всех конфессий посещают миллионы туристов. Туризм добрался до самых известных монастырей мира. И к этому с пониманием относятся верующие и монахи. Сколько людей за год посещает Ватикан, Лурд, Шао-линь, Золотую мечеть и Стену Плача. И настоящий квест для туриста — попасть в храм в Украине. Это сообразительные китайцы выдумали пускать туристов в свои монастыри по билетам, а для паломников придумали удостоверения. Это богатый Рим пускает в храмы бесплатно. Но будем искренни, ни один украинец не выйдет из церкви, не оставив хотя бы пару гривен. Почему же мы не имеем права доступа к своему культурному наследию?
Без согласования с отцом вы не попадете в храм. Хотя согласно Конституции Украины имеете на это право. Несколько проще в этом вопросе с монастырями и крупными церквами в городах, которые уже привыкли к туристам-не паломникам и даже обеспечат экскурсию в храме. Однако не так все просто с селами. По предварительной договоренности со святым отцом вы имеете шанс попасть в храм (если вам удастся найти его телефон). Однако не всегда. Скажем, чтобы осмотреть Михайловскую церковь в Полонках, я должна просить даже не главу сельрады, а обращаться за помощью к районному руководству. В церквях, которые и до сих пор не спешат переходить под юрисдикцию ПЦУ, вы еще и будете вынуждены придерживаться определенного «дресс-кода». Конечно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят (неплохо было бы выяснить происхождение высказывания), но совсем неприятно, когда тебя буквально хватают за руки, не позволяя фотографировать «без благолословения» историко-архитектурный памятник, на что ты имеешь полное право.
Почти сто лет тому назад церковь была отделена от государства. Да, это советская власть национализировала храмы и передала их в общенародное пользование. Признаем, что храмы, монастыри, колокольни для нас являются не только культовыми сооружениями, а исторической архитектурой, художественными памятниками и культурными ценностями. Государство взяло на себя ответственность за сохранение этого наследия. Что делалось на протяжении десятилетий? Что-то поддерживалось как культурный объект, большинство использовалось с «хозяйственным назначением» (склады, спортзалы), что-то разрушалось, что-то исчезло вообще.+
Но времена давно не советские, господа. За исключением храмов, которые почти полностью разрушены, остальные предано в пользование общинам. В пользование, но не в собственность. На данный момент вопрос обнажился, как нерв. Позорный факт уничтожения фресок в славской церкви, по сути порочащий память митрополита Андрея, должен заставить Минкульт, департаменты исторического наследия обновить формат договоров аренды общинам храмов — национальних памятников, напомнив священникам, что перед законом они так же ответственны за свои действия, как и остальные граждане Украины. Закон один для всех.
Анжела Савченко
Фото с facebook-страницы Андрея Юраша