Митрополит РКЦ российскому изданию рассказал, как греко-католики на западе Украины «узурпировали римско-католические храмы»
В интервью журналисту издания "GAUDETE.ru" и продюсеру из Санкт-Петербурга Михаилу Фатееву Митрополит Мечислав Мокшицкий рассказал, как складываются отношения между римо- и греко-католиками в Украине.
«Мы стараемся сотрудничать на многих площадках. Мы участвуем в торжествах общин другого обряда, общаемся. Мы не хотим разделять наших верующих. Стремимся к тому, чтобы все друг друга уважали. Но вопрос узурпации греко-католиками наших римско-католических святынь по-прежнему остается неурегулированным. От права собственности на них мы не собираемся отказываться. ...Светская власть должна еще раз рассмотреть вопрос передачи церковного имущества его законным владельцам», – подчеркнул Митрополит Мечислав.
По его словам, когда Украина получила независимость, в демократическом государстве власть, получив в управление храмы, не вернула их прежним собственникам, но отдала их опять в руки других.
«Нам больно, что нынешняя украинская власть поступила так же, как поступили коммунисты. Те забрали греко-католические церкви и отдали их православным, а теперь демократические власти в демократической стране отдали римско-католические церкви в руки других, незаконных владельцев. В советские времена у нас здесь забрали 126 церквей. В самом Львове нынешняя демократическая власть незаконно отдала греко-католикам 23 наших храма, несколько церквей православным и даже протестантам. В то время как римско-католической общине не вернули ни одной церкви! Другие церковные общины, в основном греко-католические, приняли наши храмы, даже не спрашивая нас о согласии. Они не имели морального права этого сделать. Теперь они молятся в незаконно присвоенных храмах, можно сказать, украденных у другой общины», – выразил возмущение Митрополит РКЦ.
Он акцентирует на том, что все имущество принадлежит именно Церкви, будь то Римско-Католическая, будь Греко-Католическая. Каждая из них имеет право на свое имущество.
«От наших церковных зданий мы не отказываемся, и на них по-прежнему претендуем. И будем постоянно напоминать о своем праве на них. Хотя, вероятно, не все здания будут нам необходимы. Но в рамках сотрудничества или в знак доброй воли мы можем передать их в пользование греко-католиков. Морально-имущественные вопросы должны быть решены. Потому что наши верующие не понимают, как мы учим уважать чужую собственность, соблюдать заповеди Божии, а особенно заповедь «не укради», а поступаем иным образом. Мы, иерархи, должны показывать пример», – сказал в интервью Митрополит Мечислав.
Греко-католики еще в 2011 году дали ответ на эти же обвинения со стороны Митрополита Мечислава Мокшицкого:
а) греко-католики не отняли у римо-католиков ни одного действующего костела. Местная власть передала греко-католикам сооружения, которые десятилетиями не использовались или же были превращены в склады, кинотеатры, дискотеки, а потому были полуразрушены или осквернены;
б) государство не реабилитировало УГКЦ и поэтому не вернуло храмы. Это означает, что много храмов УГКЦ, отобранных большевиками и после 1946 года переданных Православной Церкви, и поныне употребляются этой Церковью. В 90-е годы ХХ в. органы власти передали греко-католикам заброшенные помещения бывших храмов в качестве компенсации за храмы невозвращенные;
в) римо-католики, число которых в Украине по известным причинам после Второй мировой войны резко упало, в 90-е годы из-за малочисленности не претендовали на возвращение бывших храмов. Очевидно, что за прошедшее двадцатилетие численность римо-католиков не выросла, а продолжает сокращаться вследствие эмиграции и ассимиляции;
г) за двадцать лет греко-католики привели заброшенные сооружения в надлежащее состояние за счет собственного труда и финансовых пожертвований. Восстановленные храмы стали центрами приходов, сплотив сотни тысяч верующих. Каждое воскресенье и по праздникам они массово участвуют в Божественной Литургии. Когда-то этих людей обвинила коммунистическая власть, теперь их обвиняет владыка Мечислав;
д) владыка не может не знать, что в его родной Польше тоже живут греко-католики, которые после Львовского псевдособора 1946 года так же пострадали, как и греко-католики в Украине: их храмы были или закрыты, или переданы римо-католикам и православным. После падения коммунизма в Польше из-за немногочисленности греко-католики не претендовали на все свои храмы. И сегодня они не обвиняют римо-католиков в «захвате» их храмов. Можно только радоваться, что и после трагических событий ХХ века храмы не пропали, но продолжают по обе стороны границы служить для духовного добра и поляков, и украинцев, и римо-католиков, и греко-католиков.
Напомним, во время последнего визита Ad Limina епископов УГКЦ и РКЦ в Украине в феврале 2015 года, Папа Франциск отметил, что украинские епископы двух обрядов могли бы иметь немного лучшие отношения.
Тогда Папа дал наставления владыкам. В четвертом наставлении (а их всего 5) Папа украинским епископам западного и восточного обрядов сказал: «Мне лично досадно слышать, что между вами существуют недоразумения и раны. Есть потребность во враче, а им является Иисус Христос, которому вы служите великодушно... и я призываю вас найти между собой способ принять друг друга и великодушно поддерживать друг друга в ваших апостольских трудах... Поэтому, считаю очень важными общие встречи всех Церквей sui iuris, действующих в Украине. И всегда будьте искренними, общаясь как братья!»
Добавим, что в последние годы существует положительная тенденция в этих отношениях. Речь идет о встречах епископов двух обрядов на общих реколлекциях, которые уже стали традиционными.