Created with Sketch.

Монашеская обитель между лесистыми холмами и стремительными потоками

01.10.2007, 18:15

О своем путешествии в Боронявский василианский монастырь на Закарпатье рассказывает наш корреспондент Игорь СКЛЕНАР. Это второй материал автора из серии „Василианские обители Украины”, подготовленный для РИСУ

Когда мы подъезжали к месту нашего двухдневного быта, карпатские горы уже остались позади. Позади за нами остался и районный центр Хуст. Город известен не только стремительной и извилистой рекой Тиссой, которая в этом году из-за жары существенно подсохла, но и домом священника Августина Волошина, президента Карпатской Украины, государства, просуществовавшего всего несколько дней, однако в начале Второй мировой войны устами своего лидера заявившего о желании здешних украинцев свободно жить на родной земле и быть в политическом и духовном единстве со своими братьями и сестрами-украинцами. А сегодня в этом местечке больше бросаются в глаза атрибуты советской действительности, которые остались и до сих пор, в частности, названия улиц слишком „пролетарские” – Дзержинского, Кирова...


Но вот на трассе завиднелись и указатели на монастырь в Бороняве. В глаза сразу бросалось то, что боронявскую местность окружают высокие лесистые холмы, они будто полукругом замыкают ее. Если заглянуть за них на десяток километров на запад, то там находится территория нынешней Румынии. Говорят, что стремительная Тисса разделена пополам – одна украинская, а другая румынская. Живописность местности, в которой было положено начало монашеской обители василиан, захватывает не только тем, что из нее открывается панорама на село с несколькими тысячами жителей. Тот, кто задумал заложить место для молитвы и духовного служения, видел перспективу его будущего расширения.

Но об этом мы узнали на следующий день, а пока еще настоятель о. Иосафат Воротняк разместил нас в доме для гостей.

Боронявcкие паломничества соединяли верующих разных народов

История монастыря охватывает нелегкие и драматические перипетии, которые происходили в этом крае. Как рассказал нам нынешний настоятель монастыря, историки датируют основание обители 1716 годом. Монахи несколько десятилетий жили в пещерах в лесу недалеко от монастыря, хотя уже была построена деревянная церковь и небольшой монастырский дом. Одному из них, как предполагают, явилась Матерь Божья. Потом, после его рассказа, Богородицу нарисовал на полотне иеромонах Иоанникий Базилевич и подарил монастырю на праздник Благовещения в 1785-м году. Сегодня это место соответственно обозначено памятным стендом одного из нынешних прихожан.

Когда австрийский император Франц Иосиф начал мероприятия по ликвидации униатских монастырей, то Боронявский тоже подпал под „касату”. В 1788 году он был закрыт, а монахам пришлось опять жить в пещерах. Когда преследование прошло, была построена большая деревянная церковь высотой больше 21 метра и шириной около 10 метров, а также монастырь из глиняного кирпича длиной 39 метров. В 1888 году в центре села была освящена новая каменная церковь, в которой служили монахи-василиане.

Богородичная икона Иоанникия Базилевича прославилась многими чудесами, записанными в монастырской летописи после данных под присягой свидетельств набожных паломников из всех уголков Гуцульщины, которые приходили просить заступничества Матери Божьей. За чудотворные исцеления эта икона в конце XVIII ст. на основании представлений духовной комиссии была признана „благодатной”, то есть чудотворной. Согласно с декретом Папы Льва XIII от 28 марта 1893 года ее короновали, а монастырю предоставлено разрешение на проведение соответствующих праздников три раза в год: Благовещение Пречистой Девы Марии, св. пророка Илии и Воздвижения Честного Креста. С того времени на этих многолюдных праздниках со всех сторон края и далеко из-за его границ в Бороняву приходили не только украинцы, но и представители других национальностей, которые до сих пор представлены в закарпатском крае: венгры, чехи, словаки, румыны.

20-30-е годы ХХ в. стали золотым периодом в истории монастыря. Боронявский, как и другие греко-католические монастыри, становится местом самоосознания верующих, местом их искренних молитв, духовных запросов, мечтаний и надежд на благоустройство своей жизни, взбудораженной безгосударственным статусом и своеволием разнообразных оккупантов, которые постоянно причиняли беспокойство жителям Серебряной Земли.

После 1920 года монахи-василиане Закарпатского края переживали похожие проблемы, как и их собратья в галицком крае немного раньше. Речь шла о внутренней потребности обновления Чина ради более активного труда со своими верующими, часть которых начала переходить в православие после агитации российских эмигрантов-белогвардейцев (при содействии чешского правительства). Начали появляться и нетрадиционные для этого края протестантские общины. Благодаря нескольким отцам-василианам из Галичины удалось провести реформу по образцу Добромильской, как об этом писал уроженец Закарпатья, выдающийся историк Чина св. Василия Великого о. Афанасий Пекарь в "Очерке истории Василианского Чина" (Рим, 1992). К обновлению присоединились и монахи Боронявского монастыря, правда, последними среди всех остальных закарпатских обителей. Лишь в 1938 году они начали подчиняться руководству канонической Закарпатской Провинции св. Николая в Ужгороде, созданной на шесть лет раньше.

15-16 октября 1939 года ее молодой член, василианин Севастьян Сабол, писатель и поэт-лирик, стал свидетелем сдвига Карпатской Украины, был на месте боя между венгерскими воинами и карпатскими сечевиками – «Красном поле», которое раскинулось на более чем 20 километров от Боронявы. Там он преподавал умирающим борцам за свободу св. Таинства исповеди и Евхаристии. Здешние монахи были проинформированы обо всем, что там происходит. Они понимали, что инвазия любого характера ничего доброго ни для них, ни для их верующих не принесет.

По окончании Второй мировой войны ликвидация греко-католической Церкви на Закарпатье проводилась не так быстро. Как известно, коварная трагическая смерть ужгородского владыки, будущего блаженного Теодора Ромжи произошла аж в ноябре 1947 года. В том же году, в августе коммунистическая власть решила закрыть Боронявский монастырь, что вскоре и сделала, а игумена о. Иосифа Завадяка, ЧСВВ осудили на 25 лет заключения. Хотя этот иеромонах подпал под амнистию, но не поддался требованиям безбожной власти и пролил свою мученическую кровь за католическую веру. Сейчас он находится в списке духовенства и мирян УГКЦ, относительно которых начат беатификационный процесс.

Начиная с 1948 года, монастырский храм превратили в склад продуктов, овощей и зерна, а в 1967 году коммунисты начали трактором валить монастырскую церковь. Отважные боронявцы защитили родную святыню. Монастырь сначала превратили в детский садик, а в конце более половины здания развалили и передали имущество и дома монастыря колхозу.

Единственное, что осталось от целого монастырского комплекса - это каменная церковь конца XIX в., но ее временными хозяевами стали священнослужители Московского Патриархата. Здесь действует община этой Церкви, которая по своей численности уступает греко-католической общине. В Хусте находится также резиденция местного владыки упомянутой конфессии и собор Хустской епархии.

Интенсивное восстановление после десятилетий разрушения

Закарпатский люд всегда был чувствителен к переменам, потому что в его истории они происходили достаточно часто. Но самое величественное изменение для местных греко-католических верующих произошло тогда, когда в последнем десятилетии наступила свобода вероисповедания. Наступило время изменений и для жителей Боронявы, которые должны были подпольно молиться в своих домах, тайно приглашать священников для предоставления духовного попечения. В конце 1990 года храм и монастырь в поселке возвращен в аварийном состоянии настоящим владельцам. С начала 1991 года старенький иеромонах-василианин Богдан Тодавчич, а позже Теодосий Сочка возобновили василианскую общину. 8 апреля 1991 года чудотворная икона Богородицы была торжественно перенесена из Хуста в монастырскую церковь Боронявы. Во времена атеизма ее хранили преданные своей церкви миряне.

После назначения уроженца этого края о. Атаназия Чийпеша (нынешний настоятель монастыря Явления Пресвятой Семьи в с. Джублик на Закарпатье, где, согласно утверждениям двух девочек, объявилась Богородица) на средства игумена в 1999 году была построена часовня св. Илии и дом паломника по случаю Международного паломничества вервицы в Бороняве. По словам нынешнего настоятеля о. Иосафата Воротняка, в 2000 году разобран деревянный храм, а на его месте начали строить большой каменный храм с подвальным помещением. В декабре 2001 года обновили и укомплектовали колоколами колокольню, которую освятили еще в 1992 году.

С 2000 года начали строить новый монастырь, который будет соединен входом в церковь. Позаботились и о гостях, для них построили отдельный домик для временного пребывания в месте молитвы и прекрасной природы.

Традиция празднований оживает из года в год

Мы направились на север от монастыря. Тропинка сразу привела к тому памятному месту, где начиналась история монастыря. Колодец с водой при необходимости может утолить жажду. А духовное стремление паломника может удовлетворить Крестный путь, станции которого пролегли крутыми дорожками в леске (раньше монастырю принадлежало 70 гектаров, а, по словам настоятеля, сегодня в собственности общины есть лишь несколько гектаров). 14 станций сделаны в форме небольших часовен, которые будут дополняться иконописными изображениями.

Крестный путь начинает традиционную программу праздников отпущения грехов, которые происходят на праздник св. пророка Илии 1-2 августа. Как отмечал нам о. настоятель, боронявская община собирает в эти дни обычно до нескольких тысяч человек. Они проторяют тропинки живописного и благоухающего леса и размышляют вместе со своими духовными лидерами - местным владыкой, монахами и епарихальными священниками - над тем, какую жертву на кресте принес Христос. Среди паломников есть достаточно много старших людей, представителей молодежных приходских общин из соседних районов Закарпатья. В этом году молодые верующие прибыли из Раховского, Великобычковского и Тячивского деканатов. Они уже второй год подряд приходят на отпущение пешком, невзирая на то, что некоторым из них до Боронявы следует преодолеть около 70 км. К ним присоединяются члены некоторых молодежных христианских организаций из Львова. Потом паломники радостно идут со священниками на освящение воды, возвращаются на территорию монастыря, где в подвальном храме происходят ночные бдения. Когда на следующий день оживает природа, а птичье пение пробуждает все вокруг, в том числе и прибывших верующих, в храме слышны песнопения Утрени с величанием славного пророка Илии. Молитва доносится до села, откуда уже следуют потоки паломников из разных греко-католических приходов почти целого Закарпатья, возглавляемые священниками из соседних деканатов – Раховского, Тячивского, Виноградовского, Великобычковского. Под пение марийских песен происходит перенесение копии чудотворной иконы Богоматери и иконы с мощами блаж. Теодора Ромжи из храма в искупительную часовню св. пророка Илии. Традиционно там служат праздничную Литургию при участии многочисленного духовенства и в присутствии большого количества набожных мирян. Боронявский праздник, во время которого люди получают отпущение грехов, собирает не только монахов-василиан из соседних закарпатских монастырей - с. Малого Березного (рядом со словацкой границей) и с. Имстичева, но и отцов и братьев Чина из обителей львовского региона, сестер Служебниц (преимущественно из Сербии), Пресвятой Семьи (их дом находится в не очень далеком Междугорье). Местные римо-католики также не забывают объединиться в молитве по случаю праздника, в этом году были два священника и сестры адоратки. После неоднократных приглашений на отпущение ни разу не был настоятель местной православной церкви.

Встреча между боронявскими монахами и представителем УПЦ происходит лишь на школьном празднике по случаю первого звонка, но каких-то существенных противоречий, как рассказал нам о. Иосафат, между обеими общинами не существует.

Боронявские монахи постоянно открыты для прихожан

Когда на территории обители после многолюдного собрания верующих опять господствует привычный порядок и покой, члены боронявской общины приступают к привычному духовному труду. Настоятель о. Иосафат до недавнего времени был редактором журнала „Місіонер” в монастыре св. Ануфрия во Львове, а с лета 2004 года окунулся в водоворот душпастырского труда и организовал дальнейшие строительные работы в монастырском комплексе пгт. Боронява. Благодаря своей активности руководителю боронявской василианской обители за последние три года удалось найти спонсоров для отделки фасада храма, для перекрытия верхней части храма и установить девять куполов, которые в эту осеннюю пору сверкают на солнце.

Жертвенные прихожане заботятся о том, чтобы овощи и фрукты богатого ими закарпатского края постоянно были в рационе боронявских монахов. Но монахи не отказались от ведения собственного хозяйства, в наличии которого есть домашняя птица, свиньи, корова и др. По словам настоятеля, хозяйство убыточно, но оправдывает себя тем, что молитвенный дух членов общины поддерживается здоровым питанием. Нам удалось убедиться в качестве местной кухни и совместно с монахами употребить разнообразные специфические кушанья.

… Мы вошли в подвальную часть храма. Здесь Богослужения отправляются не очень часто, но это место чествования известных исповедников веры Серебряной Земли, об их подвиге напоминают иконы блаженных, епископов Теодора Ромжи и Павла Гойдича, а также портреты владыки Александра Хиры и о. Иосифа Завадяка с памятными таблицами.

Верующие регулярно приходят в монастырь со своими духовными нуждами. Кроме о. Иосафата разные таинства Церкви осуществляют его сотрудники о. Николай Кук и о. Макарий Ленив, а бр. Макарий заботится о том, чтобы новинки духовной литературы пополняли полки боронявских прихожан. Как рассказал нам о. Иосафат, верующие в этом крае произвели собственное местное пение богослужений, а некоторые из них охотно бы пели на старославянском языке, но он пытается поощрять их к уже устоявшемуся в УГКЦ литургическому тексту и пению на украинском языке. Какого-то сопротивления в этом со стороны боронявской общины не чувствуется.

Сама копия чудотворной иконы и мощи о. Иосифа Завадяка находятся в монастырской часовне, где тоже правятся ежедневные богослужения, в частности чтение в воскресенье для детей молодежи. На одном нам удалось побывать. Ребята и девушки в возрасте 10-15 лет охотно брали молитвенники в руки, шли на покаяние к священнику. Возможно, не одна юная душа во время этой Литургии вспоминала своего отца, который поехал в соседнюю страну на строительные работы, ведь это очень характерно для этого края.

Наступила пора прощаться с общиной. Но не так легко было это сделать. Мысленно по дороге домой возвращался в это монашеское место между лесистыми холмами и стремительными реками, где еще будто витает отзвук молитв монахов разных поколений. Их пение подхватили нынешние – за нас, сущих.

Подписи к фотографиям:

1. Общий вид на монастырь в Бороняве.
2. Икона, которая отмечает место вероятного явления Богородицы в лесу возле монастыря.
3. На престоле в монастырской часовне выставлены мощи последнего послевоенного игумена о. Иосифа Завадяка, беатификационный процесс которого начался в 2005 году.
4. Искупительная часовня св. пророка Илии.
5. Строение монастырской церкви еще продолжается.
6. Часовня-стация Крестного пути в лесу.
7. Сестры Служебницы Непорочной Девы Марии из Сербии вместе с о.-настоятелем Иосафатом Воротняком.
8. Иеромонах Иосафат Воротняк на фоне строительства храма.
9. Юные прихожане во время Литургии в монастырской часовне.
10. Монастырский храм, который направлен в небо.

Фотографии Леси МАЛАХОВСКОЙ

Читайте также
Религиозное краеведение Божья гора — святыня в тени Почаева
11.01.2010, 15:27
Религиозное краеведение Жемчужина Слободской Украины
20.07.2009, 18:22
Религиозное краеведение Последний форпост христианства на Подолье
09.06.2009, 18:43
Религиозное краеведение Голоса монастырских стен
20.10.2008, 14:11