О своем путешествии в Боронявский василианский монастырь на Закарпатье рассказывает наш корреспондент Игорь СКЛЕНАР. Это второй материал автора из серии „Василианские обители Украины”, подготовленный для РИСУ
Когда мы подъезжали к месту нашего двухдневного быта, карпатские горы уже остались позади. Позади за нами остался и районный центр Хуст. Город известен не только стремительной и извилистой рекой Тиссой, которая в этом году из-за жары существенно подсохла, но и домом священника Августина Волошина, президента Карпатской Украины, государства, просуществовавшего всего несколько дней, однако в начале Второй мировой войны устами своего лидера заявившего о желании здешних украинцев свободно жить на родной земле и быть в политическом и духовном единстве со своими братьями и сестрами-украинцами. А сегодня в этом местечке больше бросаются в глаза атрибуты советской действительности, которые остались и до сих пор, в частности, названия улиц слишком „пролетарские” – Дзержинского, Кирова...
Но вот на трассе завиднелись и указатели на монастырь в Бороняве. В глаза сразу бросалось то, что боронявскую местность окружают высокие лесистые холмы, они будто полукругом замыкают ее. Если заглянуть за них на десяток километров на запад, то там находится территория нынешней Румынии. Говорят, что стремительная Тисса разделена пополам – одна украинская, а другая румынская. Живописность местности, в которой было положено начало монашеской обители василиан, захватывает не только тем, что из нее открывается панорама на село с несколькими тысячами жителей. Тот, кто задумал заложить место для молитвы и духовного служения, видел перспективу его будущего расширения.
Но об этом мы узнали на следующий день, а пока еще настоятель о. Иосафат Воротняк разместил нас в доме для гостей.
Боронявcкие паломничества соединяли верующих разных народов
Когда австрийский император Франц Иосиф начал мероприятия по ликвидации униатских монастырей, то Боронявский тоже подпал под „касату”. В 1788 году он был закрыт, а монахам пришлось опять жить в пещерах. Когда преследование прошло, была построена большая деревянная церковь высотой больше 21 метра и шириной около 10 метров, а также монастырь из глиняного кирпича длиной 39 метров. В 1888 году в центре села была освящена новая каменная церковь, в которой служили монахи-василиане.
20-30-е годы ХХ в. стали золотым периодом в истории монастыря. Боронявский, как и другие греко-католические монастыри, становится местом самоосознания верующих, местом их искренних молитв, духовных запросов, мечтаний и надежд на благоустройство своей жизни, взбудораженной безгосударственным статусом и своеволием разнообразных оккупантов, которые постоянно причиняли беспокойство жителям Серебряной Земли.
После 1920 года монахи-василиане Закарпатского края переживали похожие проблемы, как и их собратья в галицком крае немного раньше. Речь шла о внутренней потребности обновления Чина ради более активного труда со своими верующими, часть которых начала переходить в православие после агитации российских эмигрантов-белогвардейцев (при содействии чешского правительства). Начали появляться и нетрадиционные для этого края протестантские общины. Благодаря нескольким отцам-василианам из Галичины удалось провести реформу по образцу Добромильской, как об этом писал уроженец Закарпатья, выдающийся историк Чина св. Василия Великого о. Афанасий Пекарь в "Очерке истории Василианского Чина" (Рим, 1992). К обновлению присоединились и монахи Боронявского монастыря, правда, последними среди всех остальных закарпатских обителей. Лишь в 1938 году они начали подчиняться руководству канонической Закарпатской Провинции св. Николая в Ужгороде, созданной на шесть лет раньше.
15-16 октября 1939 года ее молодой член, василианин Севастьян Сабол, писатель и поэт-лирик, стал свидетелем сдвига Карпатской Украины, был на месте боя между венгерскими воинами и карпатскими сечевиками – «Красном поле», которое раскинулось на более чем 20 километров от Боронявы. Там он преподавал умирающим борцам за свободу св. Таинства исповеди и Евхаристии. Здешние монахи были проинформированы обо всем, что там происходит. Они понимали, что инвазия любого характера ничего доброго ни для них, ни для их верующих не принесет.
Начиная с 1948 года, монастырский храм превратили в склад продуктов, овощей и зерна, а в 1967 году коммунисты начали трактором валить монастырскую церковь. Отважные боронявцы защитили родную святыню. Монастырь сначала превратили в детский садик, а в конце более половины здания развалили и передали имущество и дома монастыря колхозу.
Единственное, что осталось от целого монастырского комплекса - это каменная церковь конца XIX в., но ее временными хозяевами стали священнослужители Московского Патриархата. Здесь действует община этой Церкви, которая по своей численности уступает греко-католической общине. В Хусте находится также резиденция местного владыки упомянутой конфессии и собор Хустской епархии.
Интенсивное восстановление после десятилетий разрушения
Закарпатский люд всегда был чувствителен к переменам, потому что в его истории они происходили достаточно часто. Но самое величественное изменение для местных греко-католических верующих произошло тогда, когда в последнем десятилетии наступила свобода вероисповедания. Наступило время изменений и для жителей Боронявы, которые должны были подпольно молиться в своих домах, тайно приглашать священников для предоставления духовного попечения. В конце 1990 года храм и монастырь в поселке возвращен в аварийном состоянии настоящим владельцам. С начала 1991 года старенький иеромонах-василианин Богдан Тодавчич, а позже Теодосий Сочка возобновили василианскую общину.
После назначения уроженца этого края о. Атаназия Чийпеша (нынешний настоятель монастыря Явления Пресвятой Семьи в с. Джублик на Закарпатье, где, согласно утверждениям двух девочек, объявилась Богородица) на средства игумена в 1999 году была построена часовня св. Илии и дом паломника по случаю Международного паломничества вервицы в Бороняве. По словам нынешнего настоятеля о. Иосафата Воротняка, в 2000 году разобран деревянный храм, а на его месте начали строить большой каменный храм с подвальным помещением. В декабре 2001 года обновили и укомплектовали колоколами колокольню, которую освятили еще в 1992 году.
С 2000 года начали строить новый монастырь, который будет соединен входом в церковь. Позаботились и о гостях, для них построили отдельный домик для временного пребывания в месте молитвы и прекрасной природы.
Традиция празднований оживает из года в год
Мы направились на север от монастыря. Тропинка сразу привела к тому памятному месту, где начиналась история монастыря. Колодец с водой при необходимости может утолить жажду. А духовное стремление паломника может удовлетворить Крестный путь, станции которого пролегли крутыми дорожками в леске (раньше монастырю принадлежало 70 гектаров, а, по словам настоятеля, сегодня в собственности общины есть лишь несколько гектаров). 14 станций сделаны в форме небольших часовен, которые будут дополняться иконописными изображениями.
Встреча между боронявскими монахами и представителем УПЦ происходит лишь на школьном празднике по случаю первого звонка, но каких-то существенных противоречий, как рассказал нам о. Иосафат, между обеими общинами не существует.
Боронявские монахи постоянно открыты для прихожан
Жертвенные прихожане заботятся о том, чтобы овощи и фрукты богатого ими закарпатского края постоянно были в рационе боронявских монахов. Но монахи не отказались от ведения собственного хозяйства, в наличии которого есть домашняя птица, свиньи, корова и др. По словам настоятеля, хозяйство убыточно, но оправдывает себя тем, что молитвенный дух членов общины поддерживается здоровым питанием. Нам удалось убедиться в качестве местной кухни и совместно с монахами употребить разнообразные специфические кушанья.
… Мы вошли в подвальную часть храма. Здесь Богослужения отправляются не очень часто, но это место чествования известных исповедников веры Серебряной Земли, об их подвиге напоминают иконы блаженных, епископов Теодора Ромжи и Павла Гойдича, а также портреты владыки Александра Хиры и о. Иосифа Завадяка с памятными таблицами.
Сама копия чудотворной иконы и мощи о. Иосифа Завадяка находятся в монастырской часовне, где тоже правятся ежедневные богослужения, в частности чтение в воскресенье для детей молодежи. На одном нам удалось побывать. Ребята и девушки в возрасте 10-15 лет охотно брали молитвенники в руки, шли на покаяние к священнику. Возможно, не одна юная душа во время этой Литургии вспоминала своего отца, который поехал в соседнюю страну на строительные работы, ведь это очень характерно для этого края.
Подписи к фотографиям:
1. Общий вид на монастырь в Бороняве.
2. Икона, которая отмечает место вероятного явления Богородицы в лесу возле монастыря.
3. На престоле в монастырской часовне выставлены мощи последнего послевоенного игумена о. Иосифа Завадяка, беатификационный процесс которого начался в 2005 году.
4. Искупительная часовня св. пророка Илии.
5. Строение монастырской церкви еще продолжается.
6. Часовня-стация Крестного пути в лесу.
7. Сестры Служебницы Непорочной Девы Марии из Сербии вместе с о.-настоятелем Иосафатом Воротняком.
8. Иеромонах Иосафат Воротняк на фоне строительства храма.
9. Юные прихожане во время Литургии в монастырской часовне.
10. Монастырский храм, который направлен в небо.
Фотографии Леси МАЛАХОВСКОЙ