Музей епархии в Харькове

29.12.2004, 16:31
Музей епархии в Харькове - фото 1
Анна СИЛАЕВА (Харьков) Историко-церковный музей в Харькове открывается третий раз за сто лет. Между двумя последними открытиями — интервал в три месяца. Между двумя первыми — девяносто восемь лет.

Анна СИЛАЕВА (Харьков)
Историко-церковный музей в Харькове открывается третий раз за сто лет. Между двумя последними открытиями — интервал в три месяца. Между двумя первыми — девяносто восемь лет.

1.jpgДайте мне музей, и я заполню его. Это слова Пабло Пикассо, всемирно известного художника. Наверное, автор двухсот тысяч картин, гравюр, скульптур и коллажей имел право на подобную самоуверенность. Но организовать выставку работ плодовитого мастера и создать полноценную музейную экспозицию — все-таки разные вещи. По многим причинам — от количества затраченных усилий до содержания.

ОТКРЫТИЕ

2.jpgИсторико-церковный музей в Харькове открывается третий раз за сто лет. Между двумя последними открытиями — интервал в три месяца. Между двумя первыми — девяносто восемь лет.

Третий, окончательный раз — с освящением и первой экскурсией — музей открылся в начале декабря. Вообще-то экспозицию авторы готовили в подарок к юбилею Харькова. В конце лета город праздновал 350-летие. Но полностью оформить экспозицию тогда не успели. И все равно в августе состоялось — предварительное, неофициальное, но вполне торжественное открытие — с участием главы Украинской Православной Церкви митрополита Владимира.

ЮРИЙ ТИТИНЮК (главный художник исторического музея):
— Где-то года через 2 этот музей будет в расцвете сил. Сейчас еще такая… первая стадия. Мы еще не успели сделать стеклянные витрины — чтобы это было солидней, серьезней, не успели колпаки сделать… Видите, экспонаты пока еще лежат произвольно.


Музей и сегодня еще далек от совершенства. Стенды не защищены стеклом, а у экспонатов нет пояснительных бирок. Но нынешнее оформление зала — просто великолепно по сравнению с тем, как выглядело помещение меньше года назад. Да и работа по сбору экспозиции только начинается. Просто в день открытия сменился вектор — из прошлого в будущее. С одной стороны вековая история создания музея закончилась, а на самом деле — она только начинается.

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ МУЗЕЙ

Историко-церковный музей в Харькове уже был. Только назывался он иначе — церковно-археологическим. В начале двадцатого века, в 1902 году историки собрали на двенадцатый археологический съезд уникальную коллекцию церковной утвари, произведений искусства и исторических документов.

Отец МАКСИМ ТАЛАЛАЙ (заведующий музеем):
— И там так много было представлено экспонатов, относящихся к церковному искусству, что тогдашний правящий архиерей Харьковской епархии, архиепископ Флавиан Городецкий сказал: нужно устроить церковно-археологический музей. Здесь небольшая оговорка: раньше археологией называли все, что относится к истории древности. Это не археология в нынешнем, современном понимании.


3.jpgМузейную коллекцию собирали со всей епархии. Слава о ней вышла далеко за пределы Российской империи, об экспозиции заговорила Европа, появились публикации в популярных альманах. И организаторы решили не возвращать экспонаты владельцам. Церковно-археологический музей стал постоянно действующим. Позже один из харьковских архиереев — митрополит Антоний Храповицкий — даже издал указ, чтобы приходы отдавали в музей всю церковную утварь, которая не используется в богослужениях, но представляет историческую ценность.

СЕРГЕЙ КУДЕЛКО (историк):
— Старинные церковные книги, церковное шитье, редкостные иконы, фотографии всех харьковских церквей и иконостасов, и частные подношения, и переданные церковнослужителям. В итоге сложилась уникальная выставка.


Историки рассказывают, только пасхальных писанок в церковно-археологической коллекции было не меньше двух тысяч. Расположился музей в здании, где сейчас находится Харьковская духовная семинария. Особняк музею подарил один из харьковских помещиков. Просуществовала выставка шестнадцать лет. Последний год — при советской власти. Повезло, добавляют историки.

Отец МАКСИМ ТАЛАЛАЙ:
— Но, к сожалению, после октябрьского переворота 17 года музей постигла трагическая участь: он был в декабре 18 года (и это еще поздний срок! — он полтора года просуществовал) закрыт. Часть коллекции бесследно исчезла либо была расформирована по разным музеям: истории народной культуры, истории религии и атеизма. Очень много отсюда вывезли немцы, очень много, когда Харьков был оккупирован. Либо он был попросту разграблен.


ЭКСПОЗИЦИЯ

Сегодня в церковно-историческом музее нет ни одного экспоната из того, дореволюционного. То немногое, что сохранило время — разбросано по светским — художественным и историческим музеям.

Отец МАКСИМ ТАЛАЛАЙ:
— Я думаю, этот вопрос решаемый. Мы должны понять, что нас многое объединяет — и наша культура, и наши традиции. Ведь еще Пушкин говорил: человек, который не ценит традиции своих предков, не знает истории — он подобен варвару, ибо танцует на гробах своих пращуров. Мы не должны этого делать. И поэтому в этом музее, в возрождении его принимали участие и труженики нашего городского исторического музея, и профессура харьковского национального университета, и библиотеки имени Короленко, многие, многие и многие.


Современная история музея только начинается — уверены его создатели. Экспозиция будет обогащаться еще много лет. Нынешняя коллекция положила начало уникальному, в своем роде, опыту — церковно-исторических музеев на территории Украины нет. Да и во всем огромном бывшем союзе подобная экспозиция только одна — в Москве.

ЮРИЙ ТИТИНЮК:
— Люди, которые будут посещать, они посмотрят, и у них будет желание тоже поучаствовать. Они скажут: ой, а у меня у бабушки там что-то есть, как обычно, где-то что-то интересное лежит. Будут нести, будут нести священники, митрополит Никодим, владыка Онуфрий.


Экскурсии по музею будут водить против часовой стрелки. По церковной традиции — говорят священники — по ходу солнца.

4.jpgЗдесь — история христианской культуры Слобожанщины, первые поселения и первые храмы Дикого поля, галерея выдающихся иерархов, церковная утварь — кресты, облачение — одежда для богослужений. Есть очень любопытные экспонаты: например, митры — служебные головные уборы священников — саратовского хрусталя или плетеные из соломы.

Отец МАКСИМ ТАЛАЛАЙ:
— Экспонаты можно разграничить по ценности. Если говорить об облачениях — то, конечно же, это облачение, подаренное владыкой Никодимом, — вышитое серебром. Оно бесценно. Особую ценность представляют металлические иконы — складни так называемые, кресты XV-XVII столетий. Архивную ценность представляют письма, написанные рукой святого человека — святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского. У нас подшивка его писем. Последние подписаны дрожащей рукой, когда он уже ничего не видел: два инициала АЛ — архиепископ Лука.


Особый стенд занимают документы и материалы из рассекреченных архивов КГБ — это следственные дела харьковских священников. Каждое с пометкой — расстрелян. На почетном месте — древняя Библия, одно из первых изданий Священного писания.

ЮРИЙ ТИТИНЮК:
— При проектировании надо знать, какие будут экспонаты. Вот если взять центр зала. Знаете, там, в центре должна быть красивая икона Озерянской Божией матери. Она у нас сейчас уже есть. Это подарок. Пока мы секрет раскрывать не будет, но такой центр у музея уже есть.


Существенная часть экспозиции посвящена пастырскому пути нынешнего харьковского архиерея — митрополита Никодима. Впрочем, историки не скрывают — львиная доля выставленных в музее экспонатов — дар главы Харьковской епархии. Ризы и кресты, утварь и предметы обихода, фотографии, награды, письма и документы.

ЮРИЙ ТИТИНЮК:
— Вначале было очень мало экспонатов — до неприличия. Я все время говорил — давайте сначала соберем экспонаты — а потом уже будем формировать экспозицию, думать, как ее оформить. Но здесь, если честно, вообще-то можно из одних экспонатов владыки Никодима создать большущий музей. У него их очень много.

ОТЕЦ МАКСИМ ТАЛАЛАЙ:
— Конечно, и в сегодняшних словах владыки митрополита Никодима, которые он сказал после освящения, о том, что наша общая задача, плод наших совместных усилий — возрождать былое величие Харькова, его духовной истории. Сегодня уже многие люди, представители интеллигенции, педагогических слоев, культурных, профессора университетов понимают, что истоком всего в нашей жизни являются не какие-то сиюминутные ценности — преходящие, конъюнктурные, а источник всего нашего благосостояния — Господь. И поэтому мы должны это преумножать и заботиться о его возвращении.


ПЕРВАЯ ЭКСКУРСИЯ

Первую экскурсию отец Максим проводит для своих коллег. Лекция проходит с успехом. Экскурсовод объясняет это благодатной аудиторией: священники слушают с почтением и пониманием.

Отец ОЛЕГ БОРОВЛЕВ:
— Во-первых, меня очень тронули те документы, которые повествуют о том, как были расстреляны, репрессированы невинные люди, в частности священники. Я посчитал — 71 год ему был. Был расстрелян. Только потому, что он священнослужитель. Фотографии, экспонаты, которые рассказывают о том, что наш народ издревле был православным — они вдохновляют и нас на то, что нам надлежит помнить о том, кем мы являемся и прилагать усилия, чтобы тоже могли потомкам оставить память о тех временах, в которых мы сейчас живем.


Заведующий музеем, отец Максим — историк-энтузиаст, фактически автор экспозиции и единственный экскурсовод. Пока — с надеждой говорит отец Максим. Со временем проводить экскурсии здесь смогут семинаристы. И не только для духовных лиц, но и для светских.

Отец ОЛЕГ БОРОВЛЕВ:
— Я думаю, это будет интересно в первую очередь людям, которые интересуются историей церкви. Когда мы говорим о детях, если их насильно будут загонять… Мы же помним, как в советские времена водили детей насильно в музеи. Но все равно что-то запоминалось, что-то оставалось. Дети есть дети. Поэтому, я надеюсь, что сюда будут приходить люди не просто ведомые кем-то, а будут приходить те, кого интересует история Харькова, история церкви, для которых не пустые слова, что если мы хотим строить будущее — мы должны помнить о прошлом.


Организация музея — возможно, не самая насущная проблема в жизни епархии. Есть вопросы главнее и прагматичнее — строительство и реставрация храмов, создание новых приходов и воскресных школ, издательская и образовательная деятельность.

Но такие — пусть не очень заметные извне дела — могут оказаться важнее внешнего благополучия. Ведь люди приходят в храм зачем-то, и каждому из них нужно что-то дать.

Отец МАКСИМ ТАЛАЛАЙ:
— И мы верим, что эта лампада, которая засияла, будет согревать и сердца верующих харьковчан, и гостей, которые приедут. И этот музей станет данью памяти тем, которые, как сказал апостол Павел — никто и ничто не могло отлучить от любви Божьей. И пускай эти наши труды станут общим плодом, который был принесен и к 350-летию Харькова, и вообще во славу бытия святого Православия, которое на протяжении всех исторических рубежей был щитом нашего народа — во времена напастей, бурь, треволнений и во времена радости и торжеств.


Получается, те кто занимается — казалось бы — бесполезным делом: изучением давно прошедших и почти забытых лет, дат, людей, — сегодня сами становятся и создателями истории — ее частью. Ведь не зря говорят — чтобы попасть в историю, надо жить в свое время. Просто жить можно по-разному.