«Мы получили новую секту – чрезвычайно радикальную и воинственную»
В конце марта этого года во Львове состоялись общественные акции против пропаганды гомосексуализма, внедрения в Украине ювенальной юстиции и т.д. Такие и подобные акции прошли и в других городах, несколько областных и городских советов приняли обращение с таким же содержанием. Как оказалось, кое-кто из организаторов этих мероприятий связан с т.н. «группой Догнала» – новым религиозным движением, которое в последние годы активно действует в Западной Украине и «прославилось» различными провокационными акциями. Как ни странно, но во главе этого движения стоят иностранные граждане, приехавшие в Украину по туристическим визам, однако занимающиеся религиозной деятельностью. О причинах этих мероприятий, сути и целях движения «догналитов» – в беседе с руководителем проекта «Католический обозреватель» о. Орестом-Дмитрием ВИЛЬЧИНСКИМ, который уже несколько лет изучает это движение.
– Сегодня в Украине наблюдаются многочисленные выступления различных общественных и религиозных организаций против узаконивания однополых «браков», регистрации гей-объединений и т.д. Почему именно сейчас началась эта кампания? И что это – кампания или отдельные выступления обеспокоенных данными вопросами людей и организаций?
– Судя по всему, это скоординированная кампания, поскольку эти акции как-то странно совпадают с заявлениями на эту тему депутатских советов разных уровней. Это очень напоминает скоординированные проявления «народного гнева» сталинских времен или времен «зрелого социализма» товарища Брежнева.
Несомненно, активизация гей-лобби в Украине является проблемой, поскольку даже сама по себе гей-идеология борется за общественную терпимость неестественного, греховного поведения. Но опасность для общества заключается не только в этом, а и в подрыве самого понятия семьи. За гей-идеологией стоит целая система, которая не только стремится релятивировать понятие моральности, но и разрушает традиционные понятия семьи и отцовства.
На сегодняшний день, слава Богу, украинское общество еще не готово смириться с попыткой навязать ему гомосексуальное поведение как нечто нормальное и допустимое. И это нужно учесть. Возможно, здесь не стоит прибегать к громким акциям протеста. Думаю, здесь нужна кропотливая просветительская работа Церкви и общественных организаций, призванных защищать семью.
Очень симптоматичен сам факт, что организаторы антигеевских протестов, говоря о том, что они стремятся защитить семью, прибегают к определенным манипуляциям понятиями
За попыткой привлечь внимание общества к этой проблеме может стоять стремление отвлечь его от сегодняшних социальных, экономических и политических проблем. Это с одной стороны. С другой стороны, очень симптоматичен сам факт, что организаторы антигеевских протестов, говоря о том, что они стремятся защитить семью, прибегают к определенным манипуляциям понятиями. Например, ювенальная юстиция выставляется социальным злом, а вопрос гендерной политики они пытаются свести лишь к вопросу дискриминации лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Такая манипуляция понятиями может иметь только один результат – потерю доверия общества к тем, кто борется за сохранение нормальной, традиционной христианской семьи. Еще более симптоматичным является тот факт, что замалчиваются вполне реальные проблемы, с которыми сталкивается чуть ли не каждая украинская семья – ужасающая коррупция, тотальная безответственность, нефункционирование правовой системы, безработица, разгул аморальности в СМИ. Совершенно замалчивается то, что в Украине до сих пор массово убивают нерожденных детей. Возникает вопрос, не является ли все это какой-то технологией?
– Зачем же тогда проводить все эти антигей-мероприятия?
– Сделайте проблему смешной – и она перестанет быть проблемой. Кричите без перерыва: враги, враги наступают! – и люди просто не заметят, когда начнется реальная вражеская атака.
Ни для кого не секрет, что людей, израненных первородным грехом, легко заставить себя слушать, если говорить о разных страшилках и сексуальности. Это притягивает внимание, отвлекая от насущных проблем. Это политтехнология, известная как древним китайцам, так и римлянам. В контексте посттоталитарного общества все это скорее напоминает собственно политическую игру с традиционными для тоталитарных обществ элементами – борьбой за светлое будущее, поиском врага, «народным» гневом, – чем реальную борьбу за сохранение украинской семьи.
Молодежь легко радикализируется в обществах, где чувствует угрозу бесперспективности. Присущий молодым людям романтизм и идеализм относительно просто можно направить против любого объекта, предварительно дегуманизировав этот объект. И здесь может возникнуть вопрос: не смешивается ли в человеческих сердцах ненависть к греху с ненавистью к людям? Организаторы этих акций говорят о добре людей или о собрании политических баллов?
Без сомнения, среди организаторов и участников этих акций много искренних, добрых людей. Но создается впечатление, что ними манипулируют для достижения своих целей бессовестные манипуляторы.
Следует отметить, что странным образом эта кампания связана с клеветой на УГКЦ, которая якобы поддерживает гомосексуализм. Однако это неправда, потому что УГКЦ, в полном сопричастии со Вселенским Архиереем, со всей полнотой Католической Церкви, никогда не учила и не учит чему-то противоположному той науке, которая является частью вероучения Католической Церкви. Как Католическая Церковь в целом, так и УГКЦ считают гомосексуализм греховной наклонностью, а гомосексуальное поведение – глубоко неестественным и греховным. Вместе с тем, Церковь никогда не отождествляла грех с грешником, всегда последовательно разделяя: грех – это зло, к которому нельзя быть терпимым, но грешнику необходимо помочь жить по нормам Евангелия Христова. Чтобы убедиться, что это именно так, достаточно полистать Катехизис Католической Церкви.
Во время этих акций звучит и откровенная ложь, которую легко проверить. Например, что народные депутаты в феврале этого года проголосовали за конвенцию, узаконивающую гомосексуальные браки. Где они это услышали и увидели, кто им это сказал? В новостях было четко сказано, что депутаты проголосовали за этот документ, но внесли в него поправки, чтобы он не противоречил Семейному кодексу Украины. А в кодексе под браком понимают связь мужчины и женщины.
– Нередко звучит, что это навязывается нам Европейским Союзом. Действительно ли это так?
– К огромному сожалению, большая часть украинского общества полностью не осведомлена в таких вопросах. Политики, общественные и религиозные деятели очень часто говорят, что ЕС навязывает государствам-членам или тем, кто стремится к такому членству, обязательность введения абортов, гомо-«браков», неразумных форм ювенальной юстиции, гей-идеологии, христианофобских законов. Но недавняя борьба европейцев против попыток лишить их права держать в государственных учреждениях религиозные христианские символы четко указала на то, что дехристианизация проводится не непосредственно ЕС, а местными, «домашними», антихристианскими радикалами. Организация движения против христианофобии в Хорватии доказала, что ЕС не навязывает государствам антихристианских, антигуманных принципов. Антихристианская политика ЕС является скорее мифом, чем реальностью. Мифом, который рассчитан на неосведомленность общества.
– А кому все это выгодно?
– Очевидно, тем, кто всеми силами стремится удержать Украину на орбите «Русского мира».
– Что Вы имеете в виду?
– Московским геостратегам, очевидно, не дает покоя греко-католическая Галичина. Попытка расколоть консолидирующую силу украинства – УГКЦ – через создание группы о.Ковпака с треском провалилась. Лефевризм не может быть успешным проектом в постмодернистском обществе, которым все больше и больше становится Галичина. Поэтому была предпринята очередная попытка – через агента спецслужб бывшей коммунистической Чехословакии, бывшего римо-католического священника, бывшего василианского иеромонаха Антонина (Илью) Догнала и его группу расколоть УГКЦ. В результате мы получили новую секту, типичную для времен постмодернизма, секту москвофильского характера, с большими политическими амбициями, чрезвычайно радикальную и воинственную.
Серьезной опасностью догнализма является его мимикрийный характер – они не только мимикрируют под УГКЦ, они создают различные общественные организации и фонды, учреждают журналы, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с догнализмом, но в действительности созданы догналовскими адептами и управляемы прямыми директивами сектантских гуру.
Серьезной опасностью догнализма является его мимикрийный характер – они не только мимикрируют под УГКЦ, они создают различные общественные организации и фонды, учреждают журналы, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с догнализмом, но в действительности созданы догналовскими адептами и управляемы прямыми директивами сектантских гуру. В то же время о существовании такого ручного способа управления этими организациями большинство членов даже не догадывается. Одним из способов действия является инфильтрация их агентов в различные политические организации, социальные проекты и т.п. Фактически, догнализм – это боевой авангард «Русского мира» на галицких землях.
К огромному сожалению, некоторые общественные движения и организации уже стали жертвой обмана со стороны догналовских агентов. Все, кто не хочет быть строителями проекта «Русский мир», должны быть более бдительными, чтобы не стать игрушками в руках его агентов. Это касается и определенных протестантских деноминаций, которые неразборчиво сотрудничают с догналовскими организациями.
В этом контексте очень важна позиция религиозных СМИ. Им бы следовало потихоньку, без лишнего шума, проводить просветительскую деятельность, в частности, освещая проблемные вопросы церковной и общественной жизни в истинном свете. Людям нужно донести информацию об опасности со стороны различных сектантских группировок, в том числе и доганловской.
– Вы идентифицируете группу Догнала с «Русским миром» потому, что в своих письмах ее лидеры во многом повторяют программные идеи из концепции Патриарха Кирилла, в частности, тезис, что Запад – зло, а т.н. «Русский мир» – безоговорочное добро? Или потому, что «пиар» этой группы осуществляют откровенные апологеты «Русского мира» К.Фролов и В.Анисимов?
– Во-первых, зададимся вопросом: кому выгодно само существование секты Догнала? Ведь догналовцы неустанно шельмуют УГКЦ, обливают ее грязью, не прекращают выдвигать смехотворные тезисы о том, что вся Католическая Церковь отпала от христианства. В последнее время особенно активно они поливают грязью блаженной памяти Папу Иоанна Павла ІІ. Кому это выгодно? Кому выгодны стремления ослабить позиции католицизма в Украине? Ведь украинский католицизм всегда был мощным забралом украинства перед русификацией и полонизацией. При любой политической ситуации УГКЦ и впредь будет оставаться такой. Следовательно, борьба против УГКЦ ведется, прежде всего, для того, чтобы облегчить поглощение украинства новой Московской империей. И догналовцы являются инструментом в этой борьбе. На то, что именно эти силы стоят за догналовской сектой, недвусмысленно указывает и архиепископ Львовский владыка Игорь (Возьняк) в послании по случаю подготовки к беатификации Слуги Божьего Папы Иоанна Павла ІІ, с которым он обратился в свое время как Администратор УГКЦ.
Догналовцы не только повторяют тезис о том, что Запад – это эссенциальное зло. Согласно их письмам, Украина, Россия и Беларусь должны были бы быть объединены в одно государство, в Католической Церкви невозможно спастись, но зато возможно постичь спасение в РПЦ
Кроме этого, догналовцы не только повторяют тезис о том, что Запад – это эссенциальное зло. Согласно их письмам, Украина, Россия и Беларусь (письмо от 25.09.2010) должны были бы быть объединены в одно государство, в Католической Церкви невозможно спастись, но зато возможно постичь спасение в РПЦ (письмо «Единство с Римом» от 21.07.2009). Пиар догналовцев адептами «Русского мира» К.Фроловым и В.Анисимовым также подтверждает тезис о том, что догналовцы – боевой отряд того же «Русского мира». Можно говорить о взаимном пиаре: догналовцы не гнушаются рекламировать известного украинофоба Вадима Колесниченко (письмо от 09.09.2010). Поэтому неудивительно, что в одном из их писем читаем высказывание о едином народе России, Украины и Беларуси (письмо от 10.12.2010). Список доказательств можно продолжать, но, думаю, уже этих достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы.
– Вернемся к теме антигей-пропаганды. Зачем такие организации как т.н. «Движение чистых сердец», активно действующее во Львове, скрывают свою принадлежность к группе Догнала?
– Это сокрытие – одна из тактик секты догналовцев. Ведь никто в здравом уме не захочет, чтобы его имя связывали с агрессивной сектой религиозных маргиналов. Любая политическая или общественная сила, любая религиозная организация, претендующая на влияние в обществе, стремится выглядеть привлекательно в глазах того же общества. А сотрудничество с религиозными маргиналами как-то не вяжется с привлекательным имиджем. Руководители догналовской группировки хорошо это понимают. Мы можем ставить под сомнение их психическое здоровье, но не стоит недооценивать их умственные способности. Понимая собственную непривлекательность для общества, руководители догнализма прибегают к обману. Как я уже говорил, в обществе они действуют через различные «нейтральные» организации, которые под красивыми названиями и лозунгами скрывают свои истинные цели – втянуть в свои сети как можно больше людей, получить власть в обществе. Речь не идет о простых членах организаций, которые зачастую даже не подозревают, куда они попали. Речь идет о руководителях этих организаций, всеми силами пытающихся скрыть свою принадлежность к догнализму. Хотя сознательно или несознательно они выдают себя, употребляя специфическую догналовскую лексику, выставляя на своих страницах в Фейсбуке или «В Контакте» догналистские тексты или ссылки на веб-источники догнализма.
Что характерно со стороны догналовских псевдо-организаций речь идет не о борьбе с гей-идеологией как общественным или религиозным злом, а о саморекламе. Кроме того, это может быть частью широкого плана манипуляции сознанием людей для достижения целей, противоположных тем, что открыто декларируются.
– Группа Догнала действует в Украине уже несколько лет. УГКЦ делала определенные шаги, чтобы сообщить о ее деятельности. Как известно, лидеры этой группы – иностранцы – находятся в Украине, нарушая визовый режим уже не один год. Почему за столько времени соответствующие органы не обратили на это внимание?
– Думаю, с таким вопросом стоило бы обратиться в первую очередь к самим органам власти. Действительно, интересно было бы услышать их официальное объяснение такого феномена. Но, кажется, это не отдельный случай в новейшей украинской истории. Вспомним хотя бы пастора Сандея Аделаджу. Очевидно, что и в случае с догналовцами имеем идентичную ситуацию. Более того, известны и имена народных депутатов, политиков, бизнесменов, которые тем или иным образом поддерживают догналовскую секту. Но, как говорили старые римляне, «Nomina sunt odiosa». Думаю, рано еще называть конкретные имена, хотя они известны и в более широких кругах. Возможно, эти люди были обмануты догналовской мимикрией, возможно, не сумели разобраться, кто есть кто. А указав их имена, можно превратить тему догнализма в инструмент межпартийной борьбы и черного пиара. Однако настораживает тот факт, что догналовской секте было разрешено проводить службы в часовне Верховной Рады.
– Деятельность группы Догнала не была бы так продолжительна, если бы она не имела определенной поддержки среди верующих. Что с этой точки зрения способствует ей даже за пределами Галичины, где это движение возникло?
– В Украине сложилась уникальная ситуация: страна одной ногой стоит уже в эпохе постмодерна (сильнее всего это чувствуется в Галичине и Закарпатье), а другой – в глухом постсоветизме (наиболее всего это выражено на Донеччине и в Крыму). С переходом в эпоху постмодерна возникли и специфические религиозные потребности. Их можно обозначить положениями документа под названием «Феномен сект», который совместно подготовили Папский секретариат по вопросам единства христиан, Папский секретариат по вопросам нехристиан, Папский секретариат по вопросам атеистов и Папский совет по вопросам культуры вместе с Государственным секретариатом Ватикана. Согласно этому документу, такими потребностями человека современности являются: поиск собственной принадлежности (стремление быть в сообществе), поиск ответов на насущные вопросы современности, поиск целостности (голизм), поиск культурной (цивилизационной) идентичности, потребность признания и уникальности, поиск трансцендентного, потребность духовного руководства, потребность видения, потребность участия и заангажированности.
Догнализму удалось ответить на все стремления современного человека, и в этом ему стоит отдать должное.
Догнализм предлагает своим адептам ощущение принадлежности к сообществу избранных. Догналистские базовые сообщества дают человеку ощущение защищенности.
Догнализм на все вопросы современности дает четкий ответ – Церковь отпала от Божьей истины, поэтому Бог наказывает неверное человечество. Необходимо Церковь реформировать – отбросить «историко-критическую теологию», отречься межрелигиозного диалога, жестко осудить любые проявления милосердия в отношении представителей сексуальных меньшинств и больных СПИДом, отбросить все проявления народного оккультизма, отправить в отставку всех епископов Католической Церкви и поставить у руля «правоверных» – и все проблемы будут решены. На личном уровне догнализм перенял ответы протестантской теории «евангалияпросперитета», которая практически на все проблемы дает один ответ – они походят от греха, отбрось грех – и все будет хорошо, все проблемы сами собой разрешатся.
Таким образом, догнализм фактически использует голистический подход. Человеку предлагается спасение через кардинальное обращение и постижение экстатического религиозного опыта, предлагается физическое и духовное оздоровление, помощь в проблемах с алкоголем и наркоманией, удовлетворение эмоциональных потребностей через экстатические проявления на богослужениях.
Догнализм упорно выставляет себя единственным наследником подпольной УГКЦ, подчеркивая свою «настоящую» христианскую идентичность. Призывы к обороне традиционных ценностей перед нашествием либерализма создают у адептов догнализма ощущение последнего бастиона европейского христианства, если не христианства вообще, последнего бастиона христианской цивилизации. Умело манипулируя фактами, догнализм создает у своих адептов ощущение уникальности, избранности, нездорового элитизма и одновременно через разнообразные акции предоставляет возможность самореализации своим сторонникам.
Догнализм имеет четко разработанную систему реколекций, которые дают возможность человеку познать Библию, получить опыт спасения, почувствовать себя духовно наполненным, подчеркивают действие Бога в жизни каждого христианина.
Гуруистский характер догнализма наполняет его адептов чувством постоянного духовного руководства. «Непогрешимый» характер этого руководства гарантирован прямой связью руководителей догнализма с Богом, и поэтому у адептов создается убеждение, что сам Бог ведет их в повседневной жизни, как непосредственно, так и под «безошибочным» руководством их гуру. Избежание этого руководства выбивает всякую почву из-под ног догналистов, именно поэтому они проявляют практически истерическую преданность своим руководителям. Всякое отрицание авторитета догналистских гуру воспринимается как нападение на собственный интегритет.
Догнализм предлагает также и новое, целостное видение человека, Церкви, общества, Бога, которое усиливается впечатлением того, что якобы Церковь отпала от истинной доктрины и поэтому не способна выработать правильное видение Бога, самой себя и мира. Он, как и типичные религии постмодернизма, отмечает видение нового и лучшего мира, правда, отодвигая его в эсхатон. Догналистская проповедь предлагает «улучшение жизни уже сегодня» в случае обращения целого народа и полное счастье в эсхатологическом завершении истории.
Постоянными акциями и мероприятиями, разделением ролей, миссионерскими задачами догнализм предоставляет всем своим адептам возможность ангажироваться в свое дело, которое подается как дело Божье. В последнее время догнализм начал апеллировать к утраченным современным христианством ценностям: благородству, романтизму, элитности. Именно эти характеристики являются тем магнитом, который притягивает молодежь к той или иной идее. Поэтому следует ожидать увеличения деятельности догналистов в направлении втягивания молодежи в их ряды.
Догнализм – хорошо продуманная религиозная система с эффективными методами распространения, которая обращается к верующим традиционных украинских вероисповеданий с помощью понятных им символов и понятий. Его радикализм хорошо соответствует радикализации украинского общества.
Все это делает догнализм типичной религией постмодерна. Религией понятной и приемлемой для человека нашего времени. Поэтому следует уделить должное внимание инкультурации евангельской проповеди в современное положение вещей в Украине. И новый Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав Шевчук уже в своих первых выступлениях и интервью подчеркнул эту потребность. Чем лучше эта инкультурация будет проводиться УГКЦ, тем меньшую популярность будет иметь догнализм. Гораздо хуже ситуация с Православными Церквами. Ведь догнализм перестал быть проблемой сугубо УГКЦ, теперь его миссионерская деятельность все больше обращается к верующим УАПЦ и УПЦ КП. А ожидать попыток инкультурации в эпоху постмодерна от этих Церквей почти невозможно. Поэтому существует реальная угроза, что в ближайшее время именно эти конфессии станут главным поставщиком членства для догналовской секты.
С проникновением постмодернизма в другие регионы Украины можно ожидать там и распространения этой секты. Что это так, свидетельствует попытка догналовцев закрепиться в Киеве, который уже практически вошел в постмодерн. Ситуация на Большой Украине станет чрезвычайно плодотворной для развития догнализма на этих территориях. Но это человеческие предположения, как будет на самом деле известно только одному Богу.
– Спасибо за беседу!
Беседовал Тарас АНТОШЕВСКИЙ
Львов, 15 апреля 2011 года