На что направлен лазерный прицел

07 ноября, 10:58
   - фото 1
Источник фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Протестантского пастора, заявившего о несовместимости Евангелия с боевыми действиями, поместили в СИЗО. Одной из старейших в России Церквей грозит разгром

Источник: Новая газета

В конце октября на закрытом заседании Балашихинский суд Московской области отправил в СИЗО (для начала до 16 декабря) старшего пастора пятидесятнической церкви Святой Троицы Николая Романюка. Прихожан и родственников арестованного на заседание не пустили, присутствовал лишь адвокат, от которого верующие узнали, что пастор будет содержаться в СИЗО № 11 подмосковного Ногинска. Согласно электронному «Справочнику тюрем РФ», заведение это пользуется дурной репутацией: камеры отапливаются плохо, почта доходит не всегда, а передачи — не полностью… Романюку вменяют преступление, предусмотренное ст. 280.4 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства». Ему грозит до семи лет лишения свободы.

Задержание лидера старейшей (через год ей исполнится 100 лет) пятидесятнической церкви Московского региона происходило в демонстративно жесткой форме. Затемно, в 6.20 утра 18 октября, в частные дома Романюков, активистов церкви Репиных и Жуковых, а также в здания церквей в Балашихе и Волоколамске ворвались хорошо экипированные спецназовцы. Как рассказал руководитель молодежного служения церкви Святой Троицы пастор Роман Жуков, в некоторых домах выломали дверные секции, а детей Николая Романюка вывели во двор, не дав одеться, и положили на землю.

Пока шли обыски (а это заняло около 12 часов), они так и лежали лицом в землю под прицелами автоматов, а конвой, чтобы не скучать, скользил по их головам лазерными прицелами.

У активистов церкви изъяли компьютеры, другие носители информации и разного рода документы, а у Максима Репина — еще и банковские карты, загранпаспорт и пенсионную карточку пожилой мамы. Старшему пастору Николаю Романюку предложили сделать «покаянное заявление» на камеру — он отказался, и вечером, когда уже стемнело, его увезли.

Во время обыска. - фото 142680
Во время обыска.
Источник фото: соцсети

Вера как состав преступления

Николай Николаевич Романюк родился в 1962 году в Москве в семье христиан веры евангельской (пятидесятников) (ХВЕ), которые тогда находились в СССР на полулегальном положении. Позже его отец, Николай Романюк, родом из Тернопольской области Украины, стал пастором церкви Святой Троицы, он умер несколько лет назад. Активным верующим трудно тогда было получить высшее образование, и Романюк-младший окончил ПТУ по специальности «скорняк». Уже в эпоху религиозной свободы он окончил Киевскую семинарию ХВЕ со степенью бакалавра. Традиционные пятидесятнические семьи многодетны — у Николая Романюка 9 детей.

Действия силовиков и арест стали реакцией на проповедь, которую он произнес с кафедры своей церкви 25 сентября . Говорил Николай Романюк хоть и харизматично, но просто, с легким украинским акцентом (исторически пятидесятническое движение пришло в Россию из Украины, и почти все пасторы до недавнего времени были этническими украинцами). В центре проповеди оказалась проблема «коллективной ответственности»: в какой мере потомки отвечают за грехи предков, а народы — за грехи власти. «Это бесы, из бездны которые выскочили». Ссылаясь на классическое вероучение ХВЕ, принятое в 1920-е годы,

Романюк назвал грехом участие в любых боевых действиях — неважно, добровольное или нет. «Найдите мне в Новом Завете хоть намек, что мы как верующие люди можем в этом участвовать!» — воскликнул он.

Николай Романюк. - фото 142677
Николай Романюк.
Источник фото: соцсети

Догадываясь, что его ждет, пастор напомнил о старшем поколении ХВЕ, которые отказывались брать в руки оружие. «Мы не благословляем тех, которые едут туда, которых насильно берут, мы молимся, чтобы они были вызволены оттуда», — завершил проповедь Николай Романюк. А затем прозвучала молитва, в которой были такие слова: «Сатана правит свой бал… в этой стране, где много бесправия, где много беззакония». Разительный контраст с эрпэцэшной «молитвой о Святой Руси» , за отказ читать которую репрессируют российских священников…

Письмо Романюка из СИЗО - фото 142681
Письмо Романюка из СИЗО

 

Голос церкви

Пацифизм консервативных российских пятидесятников, в общем-то, широко известен и активно критиковался еще в советской атеистической литературе. 43-летний пастор Роман Жуков признается, что воспринимает свою церковь как гонимую и чувствует, что она продолжает путь мучеников первых веков христианства. В этом мире, пишет он, «все поворачивается с ног на голову: кто-то угрожает другому убийством и остается без внимания, а кто-то молится за мир и получает срок!». В случившемся со своим старшим пастором он видит исполнение слов апостола Павла: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Жуков так описывает «апостольское преемство», которое сложилось в его церкви за сто лет: «У нас есть преемственность, когда сын встает в строй рядом с отцом, беря на себя ответственность. Отец в тюрьме, а сын с непреклонностью встает на его место!» Племянник арестованного Николая Романюка, тоже Николай, служит дьяконом в его церкви.

Весьма авторитетный в пятидесятнической среде профессор Владимир Франчук, в прошлом — советский узник совести, сидевший за веру при Брежневе и даже Горбачеве, — вынес свой вердикт:

«Честные и справедливые люди в России (верующие и неверующие) страдают — и будут страдать! — за свою позицию честного человека… Господи, доколе?!»

Признанный «иноагентом» за № 841 (он даже наколол себе этот номер на запястье) калужский пятидесятнический епископ Альберт Раткин делает из истории с Романюком философские выводы. «Кто посвятил себя Христу, тот приговорил себя, — считает он. — Мертвость Господа Иисуса Христа мы носим в самих себе (2 Кор. 4:10), поэтому надо жить как приговоренные». Согласно этой доктрине, получившей развитие во многих церквах при тоталитарных режимах, не распявшись вместе со Христом, невозможно и воскреснуть вместе с Ним для вечной жизни, поэтому каждый верующий «обязан» стать жертвой репрессий. Одно из самых ярких движений украинского христианского подполья советской эпохи взяло себе самоназвание «покутники», то есть «страдальцы»…

Историческая преемственность

Сегодня церковь Святой Троицы располагается в поселке Зворыкино, административно входящем в Балашиху, недалеко от метро «Новокосино» (ул. Поповка, 46). Ее история не менее драматична, чем история всего пятидесятнического движения в СССР/РФ.

Церковь святой Троицы. - фото 142679
Церковь святой Троицы.
Источник фото: cerkovst.ru

Церковь Святой Троицы — правопреемник первой пятидесятнической церкви в Московском регионе, заявившей о себе в 1925 году. На следующий год в Одессе, где нес свое служение «отец славянского пятидесятничества» Иван Воронаев, был рукоположен первый московский пресвитер М.З. Быков, репрессированный в 1933-м. Воронаев (1885–1937) — фигура легендарная для ХВЕ. Бывший православный и бывший баптист, он сменил фамилию для того, чтобы покинуть Российскую империю в 1912 году, служил пастором в Сиэтле и Нью-Йорке, где пережил «крещение Духом Святым», «заговорил на языках» (см. сноску 1) и решил вернуться на родину, уже контролируемую большевиками, чтобы «принести огонь духовного возрождения» и туда. С 1921 года проживал в Одессе, где вокруг него возникла крупнейшая в СССР пятидесятническая церковь, там же проводились всесоюзные съезды нового движения. В 1930 году, когда ХВЕ открыли уже более 250 церквей в разных регионах страны, начались массовые репрессии против них — сам Воронаев и его ближайшие сотрудники отправились в ссылку в Коми. Вторично Воронаев был арестован в конце 1936 года и вскоре расстрелян, но его детям и жене, которая провела почти 20 лет в лагерях и ссылках, удалось вернуться в США.

К 1932 году были ликвидированы все легальные церкви ХВЕ в СССР, и движение полностью ушло в подполье. После 1944 года часть церквей смогла возобновить деятельность «под крышей» вновь созданного Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, но отдельно, в статусе автономных церквей, регистрировать пятидесятников власти согласились только при Брежневе, в конце 1960-х. В рамках этого «нового курса», в 1975 году была зарегистрирована церковь ХВЕ в подмосковном Косино (ныне в черте Москвы), ее возглавил ветеран движения Серафим Марин, который входил еще в общину 1925 года. Люберецкий райисполком выделил церкви полуразрушенное здание (Б. Косинская ул., 178), которое верующие быстро перестроили, и в 1979 году начали в нем регулярные служения. В конце 1980-х в здании разместился центр возрождавшегося Союза ХВЕ.

В начале 1990-х был обнародован генплан, по которому частная застройка на Большой Косинской улице шла под снос. В 1996-м общине предоставили новый участок под строительство молитвенного дома, в 1998-м она прошла перерегистрацию по новому закону о свободе совести, а к 2000-му — согласовала проект строительства. Все как будто шло хорошо, но в России вдруг наступила новая эпоха — и власти стали тянуть время.

Сначала с общины вдруг затребовали многомиллионную «компенсацию за упущенную выгоду» сельхозпредприятию, которому раньше принадлежал участок. Затем предложили два новых участка: рядом с открытым отстойником, где строительство запрещено, и на месте гаражного кооператива, что вынуждало церковь идти на конфликт с владельцами гаражей. От новых вариантов ХВЕ отказались, и в 2005 году правительство Москвы в одностороннем порядке разорвало с ними договор аренды на старое здание церкви, начались судебные тяжбы. Возможно, свою роль тут сыграл расположенный по соседству Косинский храмовый комплекс РПЦ — популярное место паломничества к Моденской чудотворной иконе, где как раз набирало обороты «антисектантское» движение.

Косинский храмовый комплекс РПЦ. - фото 142678
Косинский храмовый комплекс РПЦ.
Источник фото: kosino-hram.ru

Решение суда о принудительном выдворении пятидесятников из молитвенного дома вступило в силу в 2010 году, а в ночь на 27 сентября 2012 года храм был снесен, причем под обломками оказались Библии, чаши для причастия, духовная литература. Пастор Василий Романюк, родной брат Николая, записал тогда на руинах поруганной святыни проникновенное обращение, в котором предсказал «Божье посещение» префекту Восточного АО Николаю Ломакину. Действительно, префект вскоре заболел и умер в 2016 году, не дожив до 60. Умер и сам пастор Василий, причем в церкви намекают, что его отравили, потому что в больнице, где он провел свои последние дни, ему так и не смогли поставить диагноз. Храм сносили под предлогом строительства на его месте спорткомплекса, но до сих пор там пустырь — «мерзость запустения», на языке Библии…

Изгнанная церковь стала молиться под открытым небом, в дружественных церквях, а к 2016 году построила свое новое здание на нынешнем участке.

Христианам здесь не место

Из уже сказанного ясно, что случай с Николаем Романюком — не единичный. Гонения на христианских активистов в России за пацифистскую позицию носят системный характер.

На 20 ноября назначено заседание суда апелляционной инстанции по делу калужского епископа церкви «Слово жизни» Альберта Раткина*, в июне включенного в список «иноагентов». В сентябре Калужский райсуд наложил на него штраф за то, что еще до признания его «иноагентом» епископ не донес сам на себя, что «является» таковым. Но Раткину непонятно, на каких основаниях он внесен в список: политической деятельностью не занимается и иностранных источников финансирования не имеет.

Альберт Раткин. - фото 142682
Альберт Раткин.
Источник фото: nebesnaya7.com

На довольно популярном в христианской среде YouTube-канале «Взгляд с Небесной» можно найти сотни роликов о том, как епископа годами таскают по судам, пытаются снести здание его церкви, лишить ее регистрации. В августе прошлого года в офисе и дома у Раткина прошли обыски, причем силовики зачем-то решили проникать в помещения через окна. Епископ был доставлен в СК, где узнал, что проходит свидетелем по делу баптистского пастора Юрия Сипко, бывшего главы Российского союза евангельских христиан-баптистов, ныне подозреваемого в «дискредитации ВС РФ» и распространении «фейков».

До этого, в декабре 2022 года, Раткина задерживали на пастырской конференции в подмосковном Раменском, где силовики положили в пол лицом около 150 протестантских служителей. Конференцию связали с запрещенной церковью «Новое поколение»**, которую, в свою очередь, подозревают в симпатиях к батальону «Азов»*** (?!). По итогам той облавы были задержаны и позже осуждены на разные сроки епископы Святослав Югов и Николай Улитин, причем в телеграм-каналах, близких к силовикам, были опубликованы фото их шенгенских виз, наличие которых явно доказывает «вину» епископов.

Баптистский пастор из Орла Александр Легостаев был осужден (приговорен к штрафу) еще в 2022 году — за то, что в своем блоге разместил «личное мнение». Публикация была сделана до появления статей о «фейках» и «дискредитации» и вскоре удалена, но это не помешало признать пастора виновным. Адвентист Седьмого дня Алексей Галимов проводил во Владивостоке в 2023 году одиночные пикеты с цитатами из Библии типа «Не убий» и «Блаженны миротворцы». После серии задержаний его привези в психиатрическую больницу, где предупредили о принудительном лечении. 9 марта прошлого года ранним утром к нему в квартиру ворвался спецназ, а сопровождавшие его следователи предложили верующему подписать контракт с ВС РФ, угрожая в противном случае передать его в руки специалистов по кувалдам (тогда это был «модный тренд») из ЧВК «Вагнер». Не выдержав постоянного напряжения, Галимов с семьей покинул РФ и попросил политубежища в США.

Там же ждет решения властей пастор московской церкви «Царство Славы» Михаил Манзурин, который молился за Украину и ее народ во время своих служений в 2022 году. В результате его покинули почти все прихожане, пастор был уволен со светской работы, а после объявления частичной мобилизации бежал в Казахстан, откуда сумел добраться до Мексики и пересечь границу США. Из подобных примеров можно составить объемную «Белую книгу» и верим, что когда-нибудь она появиться…

…Не хочется повторять трюизмы о более тяжелых, но менее подлых временах. Однако

гонения, с которыми сталкиваются христиане в современной России, действительно намного подлее советско-атеистических.

Тогда акценты были расставлены честно: «Бога нет — Бог есть!» Сейчас же христиан уничтожают именем русского патриотического Христа, которого официальная пропаганда и РПЦ наделяют чертами, более напоминающими антихриста из последней книги Библии — Апокалипсиса.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».
** Признана властями РФ нежелательной организацией.
*** Признана властями РФ экстремистской организацией.