На руинах храма живет молитвами душа
Юлианна ВАЙНОВСКИ. - "ХайВей", 9 сентября 2008
Большинство камней уже выпали из стен святилища, от дверей и окон остались только проемы, весь свод в трещинах, фрески давным-давно стерлись, а алтарь вообще находится под открытым небом… Мало кто знает, что это действующий мужской монастырь святого апостола и евангелиста Луки. И что здесь, вдали от цивилизации и всех благ прогресса, каждый человек, даже неверующий, находит свой островок души. Место такое необычное - святое.
Прикоснувшись к вечному…
Некогда на этом месте находилась греческая деревушка Лаки в 88 дворов, однако в 1942 году, большинство ее жителей погибли мученической смертью от рук немецко-фашистких захватчиков: часть жителей расстреляли, часть сожгли в местном магазине. Сегодня об этом красноречиво говорит небольшой монумент невдалеке от храма. Но сам храм немцы не решились трогать, время и люди сделали свое «черное» дело. Частично время разрушило стены, а люди растащили камни для собственных строительных нужд. Не красят храм и варварские надписи на уцелевших стенах вроде «Здесь был Вася» или «ДМБ 1989». Диву даешься, как поднимается рука человека на такое осквернение.
- Сам храм был возведен в начале ХХ века, освящен в 1904 году, - рассказывает наместник монастыря иеромонах Каллиник. – Раньше на его месте находился деревянный храм, но когда греческое село увеличилось, решили возвести каменный. Деньги на строительство выделил местный благотворитель, купец из Бахчисарая Дмитрий Патиджи.
Ранее в этих местах находилось около 12 храмов, рядом со скитом Святого Луки высится гора Святого Пророка Ильи, на которой находятся развалины часовни 9 века.
- С четвертого века в этих местах жили греки, - пояснил наместник монастыря. – Это святое место, здесь было много храмов заложено, много разрушено, много мученической крови пролито.
Добраться до монастыря сегодня трудновато, шесть километров горной грунтовой, каменистой дороги создают серьезное препятствие для проезда. Хотя служители и стараются по мере возможности очищать дорогу, чтобы облегчить проезд - несколько крымских проливных дождей и все труды насмарку. Ближайший населенный пункт - поселок Машино - находится в восьми километрах от монастыря, да и там нет ни больницы, ни школы, один магазин. Следующий приют цивилизации еще дальше – в 15 километрах.
Среди отвесных стен Качинского каньона, лугов, дурманящих ароматами разнотравья и густых лесов находится скит святого Луки
Среди отвесных стен Качинского каньона, лугов, дурманящих ароматами разнотравья и густых лесов находится скит святого Луки
Так и живут монахи в глухомани, без разнообразных современных благ, к которым так привыкли, и не можем без них обходиться мы с вами. К монастырю не проведено электричество, нет ни газа, ни воды.
- Неудобства и монахи – это сородние слова, - поясняет о. Каллиник. - Свет нам заменяют свечи, воду берем из колодца, но самое главное – это молитва. Белому духовенству, мирским священникам здесь, было бы невыносимо. Здесь нет прихожан. Зимой, когда дорогу к нам или дожди размоют, или снегом завалит, люди вообще в диковинку. Может несколько месяцев пройти, а никто сюда не доедет. А монахам некогда горевать, им необходимо трудиться и молиться.
Выбрал отец Калинник этот монастырь неспроста.
- Здесь можно провести такую духовную параллель, - объясняет сам иеромонах. - Так как в этих местах, в поселке Высоком служил Елизар Евпаторийский, а это был храм благочиния. Здесь он также проводил службы. Но потом греческая община попросила перевести его в Евпаторию, так как он сам был греком. Я сам евпаториец и во мне течет греческая кровь. Елизара Евпаторийского забрали отсюда в Евпаторию, а значит нужно было кому-то из Евпатории приехать сюда, чтобы этот храм созидать и делать.
Здесь нет никого, только человек и Бог
В храме нет мощного красивейшего алтаря и нарядного убранства. Полустертый лик святого Луки и лик ангела – вот все что осталось от настенных росписей прежнего храма. Вместо подсвечников три сколоченных вместе деревянных бруска, несколько скромных небольших икон и все. Здесь все не так как в обычных церквях. Служба проходит буквально под открытым небом, шаткие стены, камни из которых, кажется, вот-вот рухнут, не спасают от прохладного ветра. Хору из одного человека подпевают лесные птицы, которые во время службы порхают по храму. Поражают и колокола в монастыре. Звон колоколов слышен в долине еще 20-30 минут, хотя они уже умолкли.
Здесь не пахнет ладаном, а суровые апостолы и мученики не взираю строгими взглядами со стен, но чувствуется в атмосфере что-то необычное. Практически волшебное. Действительно, дивное место. Именно здесь остаешься наедине с Богом, именно здесь ощущаешь близость присутствия Святого духа. Отреставрировать бы еще храм, а деньги на его восстановление нужны немалые.
- Я четыре года нахожусь здесь, - продолжает рассказ отец Каллиник.– И четыре года занимаюсь вопросами восстановления храма. Три года нам понадобилось для того, чтобы перевести его в собственность Крымской Епархии, ведь этот храм является памятником архитектуры. Процедура эта очень дорогостоящая, да и времени заняла много. К великому сожалению, бюрократия действует везде и всюду. Но уже сейчас делается проект храма, есть в планах частично его разобрать. Есть несколько людей, которые инициируют его восстановление. Но сама монашеская жизнь дает право нам говорить, что храм будет восстановлен. Потому здесь живет братия, трудится, ежедневно молится в этом храме. Самое главное для таких мест – это молитва. Ведь физически храм можно очень быстро построить, наша же задача параллельно выстроить духовный храм. Чтобы не просто люди дали денег на восстановление, а чтобы они понимали, зачем они это делают, что они спасают свою душу.
Сейчас в храме вместе с наставником проживают три человека. Вместе трудятся, вместе молятся. Есть в монастыре небольшое хозяйство – несколько коз, курей и поросят. Зачастую продукты привозят паломники в виде добродетели. В близи храма среди нескольких озер раскинулись поля разнотравья. Монахи собирают травы и заваривают вкуснейший чай. Есть и своя пасека. В общем живут, чем Бог послал.
Полустертый лик святого Луки, покровителя храма, последнее, что осталось от былых богатых росписей
Полустертый лик святого Луки, покровителя храма, последнее, что осталось от былых богатых росписей
Не занимается монастырь святого Луки коммерцией, нет добровольно-принудительных пожертвований, чтобы войти в храм. Даже свечи лежат на столе без ценников.
- Каждый может положить столько, сколько может, а вдруг у человека не будет денег, что ж ему, не молиться? – объясняют служители.
Здесь не просят финансовой помощи у людей ни на восстановление, ни на содержание храма. Ведь каждый человек сам должен делать добро, без принуждения и напоминаний. А после посещения такого места, окунувшись в атмосферу единения с Богом, добро хочется делать везде и всюду.
Сейчас в Крыму открыто много монастырей для посещения туристами: и Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь, и Успенский мужской монастырь в Бахчисарае, и знаменитый пещерный Инкерман вблизи Севастополя и так далее. Но ни в одном из них я не почувствовала такой духовной наполненности как здесь.
- Здесь никогда не будет толп туристов, - говорит иеромонах Каллиник. – Во-первых, дорога сюда сложна, нелегко к нам добраться. Во-вторых, это неправильно, в монастырях монахи молятся, а на них приезжают поглазеть. Я поощряю паломнические поездки, когда люди приезжают не нас посмотреть как на диковинку, а помолиться Господу, провести покаяние, причаститься. Как-то к нам приехали одни люди и спросили: «Вам не скучно здесь?». А я ответил: «Нет, скучно тем людям, которые ездят и спрашивают это». Нам скучать не приходиться, здесь подъем в 5 утра, а потом и молитва и служба. Сегодняшняя проблема мира – суета. Люди много суетятся без повода. Сначала суетятся заработать денег, потом суетятся их потратить. А когда к нам приезжает человек, он как бы отходит от этого, вблизи нет ни магазинов, ни каких-либо развлечений, деньги негде тратить. Здесь только человек и Бог. Когда сюда приезжает человек из города, он вначале пугается тишины, а потом привыкает и к ветру и к пению птиц, к природе, задает себе вопрос: для чего он живет. Таким людям, которые ищут Бога и хотят немного найти себя, мы всегда рады. За четыре года, которые я здесь нахожусь, у меня было более 60 человек послушников, которых необходимо обуть, одеть, кому-то сделать документы. В жизни разные ситуации бывают: кого-то избили, ограбили, забрали документы, где-то человек потерялся, запил. Куда ему деваться? Вот и идут люди в такие монастыри, чтобы найти себя. Я понимаю, что в будущем они не будут монахами, но мы обязаны их принять, накормить чем Бог послал. Обязаны, прежде всего, перед собой, потому что мы называемся христианами. Люди в миру забыли, что такое быть христианином, они постятся, молятся, читают каноны и акафисты, но самого главного нет. Нет любви и прощения. Когда к нам приходит человек, неважно какого он религиозного исповеданья, какие у него взгляды на жизнь и мировоззрение, главное, что он пришел. Мы его всегда принимаем, а не отталкиваем.
p.s.: Сколько хороших отзывов я слышала о ските Святого Луки и его настоятеле, но, будучи по натуре скептиком – не верила. Однако сейчас, побывав там, могу с уверенностью сказать, что истинное православие еще есть. Сколько бы не говорила пресса гадостей о православных батюшках, о коммерции в церквях… Хочется сказать, что именно на таких людях и таких местах, строится и крепнет наша вера.