Звание «Человек года», по версии нашей газеты, для Анатолия Квасюка — первая общенациональная награда.
Наталия МАЛИМОН. — «День», 19 февраля 2010 года
И БОГОРОДИЦА, И ЛЕСЯ УКРАИНКА
С уничтоженного временем и людьми полотна — поцарапанного, выцветшего, в некоторых местах уже и краска отслаивается — Святая Варвара все же смотрит на нас такими глазами, излучает такую благодать... Это один из 24 образов, которые в Музее волынской иконы называют «спасенным чудом». Их в конце прошлого года во время научной экспедиции привезли из Милецкого мужского монастыря, затерявшегося в лесах на севере Волыни. Бесценные и уникальные, по словам музейных сотрудников, вещи были небрежно сброшены в одном из хозяйственных помещений. Еще немного, и их просто бы... сожгли, потому что «униатские». Бесполезно доказывать монашескому начальству, что и Свято-Успенская Почаевская лавра, одна из главных православных святынь и духовная обитель, одно время полтора века тоже была «униатской». Милецкие иконы написаны в XVIII столетии, на некоторых есть изображения апостолов большого формата, наверное, с какого-то иконостаса.
Сейчас всю эту бесценную, уникальную красоту прислонили к стене под лестницей в музее. Единственный в Украине музей, представляющий самобытную региональную школу волынской иконописи, в своей экспозиции может выставить всего каких-то полторы сотни памятников сакрального искусства. А их в запасниках — больше тысячи. Музей, как говорит Анатолий Квасюк, — всего лишь айсберг в океане духовных сокровищ. Для того чтобы отреставрировать икону Святой Варвары, которая, несомненно, станет еще одной изюминкой экспозиции, в музее просто... не хватает рабочих площадей. Поэтому ее, скорее всего, отправят столичным реставраторам.
Милецкий монастырь таит в себе еще одну удивительной красоты бесценную вещь. Это единственная на Волыни (и разве таких вещей много в мире?) фреска с изображением Богоматери, которую так и назвали — «Милецкая Богоматерь». Временем ее создания специалисты называют начало XVI (!) века. Довольно хорошо сохранившуюся фреску случайно обнаружили в нише в алтаре монастырского храма. Несколько десятилетий на территории монастыря действовал интернат для престарелых, в бывшей церкви была столовая... Во время восстановления помещения рабочие сбивали штукатурку со стены, она зашаталась... Подумали, что за ней — сокровище! А обнаружили замурованную кирпичом нишу со средневековым изображением Богородицы. Мне по воле случая довелось побывать в монастыре в то время, когда фреска явилась миру, и наместник, слава Богу, благословил ее увидеть. И даже спустя столько лет ощущение прикосновения к вещи, излучавшей святость, не проходит.
Анатолию Ивановичу посчастливилось эту фреску реставрировать. Однако сейчас, не только потому, что она в алтаре, к ней «чужим» практически нет доступа. Уничтожены — остались только на фотографиях — другие фрески: изображение монаха в черном и орнаменты. Квасюк реставрировал и похищенный из храма на севере Волыни Чудотворный образ Бучинской Богоматери, тоже являющийся большой святыней у православных, писал копию самой главной волынской святыни — образа Волынской Богоматери, который сейчас начинает экспозицию Национального художественного музея, куда был привезен из Свято-Покровского храма Луцка (а храм построен в XIII — XV ст.). Случалось, что даже специалисты-искусствоведы, видя копию в экспозиции нынешнего Музея волынской иконы, считали ее оригиналом. Впрочем, все хранящиеся в музее иконы и другие произведения сакрального искусства знают его руку. А еще много вещей Анатолий Иванович реставрировал для мемориального Дома-музея Леси Украинки в Колодяжном. Более 60 вещей — это личные вещи Леси Украинки. Ее нож из слоновой кости, инкрустированный перламутром и кораллами. Игольница из кипарисовых дощечек и бархата, где нашел и иглы, которые держала в руках Леся. И мебель, и настольная лампа, и ручка серебряная в форме лотоса, приобретенная поэтессой в Египте, которой, говорят, она написала много стихов. Сделал такую ее копию, которую тоже не могли отличить от оригинала. Чтобы выполнить работу для Музея Леси Украинки, Квасюк девять (!) месяцев жил, снимая квартиру, в Колодяжном (а семья — в Луцке).
Реставрация иконы Холмской Богоматери стала, говорят, делом его жизни. Более 10 лет (а реставрация же еще не завершена) у него не было отпусков и выходных, работал допоздна, часто по ночам; за работой не мог читать газеты, смотреть телевизор, для общения с миром оставалось только радио. Не мог как следует подзаработать и во внерабочее время, хотя в Польше за полгода на реставрации икон мастер такого уровня заработал бы столько, сколько в Украине за несколько лет. Для реставрации православной святыни Анатолий Иванович изобрел — потому что был вынужден, потому что иначе не мог продолжать работу — столько собственных инструментов! Икона была настолько уничтожена временем и людьми, что иногда за десять часов работы мог прочистить участок размером с одну копейку. Коллеги Квасюка говорят, что за такую работу на Западе он получил бы миллион. И это не было бы много. Его же «почтили» всего лишь двумя с половиной тысячами гривен, потому что в бюджетном учреждении зарплаты известно какие.
Ни звания заслуженного, ни ордена от государства...
ЦЕНИТЬ СОБСТВЕННУЮ ЭЛИТУ
Светлана Александровна Стрельникова, директор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, говорит, что заработки наших реставраторов с европейскими даже нельзя сравнивать.
— Когда я была в Париже и там узнали о моей должности и профессии, то смотрели с восхищением. Это же, говорили, вы такая богатая, сколько у вас вилл, сколько слуг? Это ж какие, мол, возможности для творчества!.. Реставратор — действительно очень дорогостоящая специальность, это «штучный» профессионал. Реставраторов на всю Украину — всего 300 человек, и это очень мало.
Икону Холмской Богоматери в Луцке спасали как национальное достояние. О деньгах для мастера и речи не шло. На саму реставрацию средства просили у спонсоров и меценатов, после подключилось и государство. Наверное, Анатолий Квасюк должен был бы радоваться тому, что, как сказала Светлана Стрельникова, «не каждому с неба падает такое счастье: держать в руках апостольскую икону, которых на весь мир всего несколько». Звание заслуженного работника культуры для одного из мастеров своего центра она, признается, «выбивала» несколько лет. Потому что звание очень важно для действительно творческого человека. Однако когда польские реставраторы выполнили одну из работ, для которой в Украине были специалисты не хуже, а может, даже лучше, но не было производственных площадей, то нескольких зарубежных реставраторов сразу отметили украинскими государственными наградами. А нужно, считает Стрельникова, «ценить свою элиту». Наши реставраторы спасают очень ценные предметы культуры прошлых веков. Но в нашем государстве нет даже отдельного звания «Заслуженный художник-реставратор». Всех — библиотекарей, чиновников от культуры — «сбивают» для награды в одну кучу: «Работник культуры».
Анатолий Михайлович Силюк, директор Волынского краеведческого музея, отделением которого является Музей волынской иконы, называет музеи «консервативными учреждениями, которые в нашем слишком мобильном мире наряду с церковью являются оплотом духовности и моральных ценностей». То, что волынские епархии передают музею предметы культа, которые либо в аварийном состоянии, либо уже отбыли свою службу в храме, свидетельствует о том, что владыки и священники знают: здесь они будут не просто сохранены — здесь им подарят вторую жизнь. В Музее волынской иконы прекрасный коллектив, образованные, интеллигентные сотрудники, верующие люди, которые сами ходят в храм и знают цену каждой вещи — не только историческую, художественную, но и духовную. Анатолия Квасюка он называет «реставратором от Бога», который еще и с пониманием подходит к тому, что попадает в его руки. В мире давно выработаны моральные нормы поведения реставратора, говорит Силюк. Если ты не чувствуешь в себе способности эту вещь сделать, пусть она лучше полежит — 20, 100 лет, пока появится человек, у которого будет опыт и понимание того, как вернуть эту вещь к жизни.
— И в нашем музее есть множество икон, которые ждут своего времени. Но — нехватка специалистов и денег... Об оценке же труда не только реставраторов, но и музейных сотрудников вообще можно говорить в нескольких измерениях. В главном, духовном, измерении эти люди имеют огромное утешение для души. Это тяжелый, кропотливый ежедневный труд, но он востребован. Мы получаем благодарность от ценителей культуры, истории, от верующих людей. А с другой стороны, мы поставлены в очень тяжелые финансовые условия... У нас нет ни государственного общенационального журнала для работников музея, ни научно-исследовательских институтов, как в России. Отсутствуют международные гранты, которые есть в России и Польше, где и создание сайтов музеев — это государственное дело. И, наконец, в Министерстве культуры и туризма нет даже отдела музейного, нами занимается отдел... анализа и прогнозирования.
Музейные сотрудники Украины — вы только подумайте! — по еще советской инструкции 1984 года «Государственным музеям СССР». За два десятилетия украинской независимости ее так и не перевели на украинский. Однако, говорит Анатолий Силюк, они видят устойчивую тенденцию к увеличению количества посетителей музеев. В Луцке действительно прекрасный краеведческий музей. Хоть и расположен в помещении бывшего польского банка, и система отопления здесь частично осталась еще с... 30-х годов прошлого века. А потому пережить каждую следующую зиму реликвиям и их хранителям становится все сложнее. Прекрасные музейные экспозиции есть в райцентрах Волыни. А картинная галерея на территории Луцкого замка, в которой и полотна мирового значения, и... штукатурка, которая сыплется на головы людям?.. Или Олицкий замок Радзивиллов, который называют «волынским Версалем», а в нем уже десятилетия — областная психиатрическая больница? Или усадьба Вячеслава Липинского в Затурцах, на примере которого можно было бы воспитывать не одно поколение украинских патриотов...
Музейные коллекции сейчас востребованы украинским обществом. Только, получается, не государством. Анатолий Квасюк, впервые за многие годы побыв в настоящем отпуске, потому что после десятилетнего корпенья над Чудотворным образом Холмской Богоматери все же почувствовал усталость, да и здоровья оно не прибавило, готовится нарисовать копию иконы для недавно построенной в Луцке часовни Холмской Богоматери. Копия, как и оригинал, будет на кипарисовых досках, которые чудом удалось достать представителям Волынского культурного общества «Холмщина». То, что, по версии экспертов газеты «День», он стал «Человеком года», для талантливого волынского реставратора было настоящей приятной неожиданностью. Ведь привыкли наши мастера к другому, сказанному Линой Костенко: «Митцю не треба нагород, його судьба нагородила»...
— Реставраторы, как правило, остаются «за кадром», — говорит Квасюк. — О них никогда не упоминают во время экскурсий. А если бы не они, тысячи уникальных предметов искусства и древности просто физически погибли бы. Их разрушает время, условия хранения... Когда эксперты газеты «День» назвали меня «Человеком года», я был откровенно... шокирован, но приятно шокирован. Это сейчас наивысшее для меня признание! Мы знакомы с главным редактором Ларисой Ившиной и экс-премьер-министром Украины Евгением Марчуком. Они не раз бывали в нашем музее и в реставрационной мастерской, где и возвращалась к Украине и украинцам одна из самых древних святынь государства — икона Холмской Богоматери. Я чувствовал, что они проникаются аурой Чудотворного образа... Экспертов газеты «День» уважаю за то, что свой выбор они делали не из политических соображений, ведь кто как не реставратор знает, насколько политики — скоропреходящая вещь...