Наследие гималайского мудреца

Покровский собор в селе Пархомовка Володарского района знаменит мозаиками Николая Рериха и лучшей акустикой в Европе.

Лариса ГУТОРОВА. – „Киевские ведомости”, № 163, 31 июля 2007 года

ИЗДАЛИ храм кажется воздушным. А вблизи видны внушительные размеры — сорок на двадцать метров. Он лишь частично похож на православный, поскольку построен в стиле неорусского модерна — синтез готики, восточных архитектурных традиций и языческих форм.

Нашу туристическую группу, конечно же, интересует история храма. Спрашиваем у рабочих, возводящих в двадцати метрах от входа каплычку, где найти батюшку. Ответ мужчины средних лет с болгаркой в руках неожидан: «Это я. Погодите, сейчас переоденусь».
Спустя десять минут отец Василий рассказывает, что за три года здесь сменилось восемь священников. Дел — невпроворот. И не потому, что очень много желающих совершать обряды причастия, крещения, венчания и т. д. Сам храм нужно реставрировать. Да и во дворе территорию обхаживать.

...В конце XVIII — начале XIX века село принадлежало меценату Виктору Федоровичу Голубеву. На плодородных землях выращивали редкие плодовые деревья, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур. На конеферме выводили породистых и рабочих лошадей. Для крестьян Голубев построил две школы, больницу, читальню, чайную. Уже был готов проект обувной фабрики. Но крестьяне попросили сначала церковь — как же без нее в селе? Виктор Федорович не дожил до начала строительства — умер в 1903 году в Риме, завещая похоронить себя в Пархомовке. Его волю исполнили, о чем свидетельствует мраморная доска в часовню-усыпальницу. Правда, в 30-е годы над телом надругались большевики, выкинули за территорию. И селяне заново захоронили его на местном кладбище.

Постройкой церкви занялись сыновья Виктора Федоровича — Виктор и Лев. Сооружение заказали архитектору Виктору Покровскому, а мозаики — Николаю Рериху. Художник разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Но воплощены в жизнь были только две — «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный». Увидев остальные, священнослужители воспротивились — изображение ангельского мира, по их мнению, было извращено. Мозаика «Покров Богоматери» (4 х 6 м) — одна из самых больших в стране. Матерь Мира, по Рериху, воплощала в себе весь окружающий мир, объединяла народы всех стран. Ангелы, держащие покрова за спиной Богоматери, безлики, а лица двенадцати Святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны. Жизненной силой наполнены люди, стоящие группами, в древнерусских одеждах, живо обсуждающие что-то и жестикулирующие.

Над входом в пристроенную малую церковь панно меньшего размера — «Спас Нерукотворный». По этой мозаике не раз стреляли, и она сильно повреждена.

...Вторая достопримечательность собора — прекрасная акустика: при постройке в стены поместили глиняные сосуды. Одна девушка из нашей группы решила убедиться в этом, и с места, где выступают певчие, начала напевать «Червону руту». Мы заслушались мелодичностью голоса, а позже, на улице, когда она снова пела, голос оказался самым обыкновенным.

И такая особенность храма — его не нужно отапливать. Температура до +20 градусов держится здесь до глубокой осени. Зимой храму и трескучие морозы нипочем — ниже +12 градусов температура в помещении не опускается.

...Пархомовскую церковь спасла хозяйственность большевиков. Они не сносили храм, а устраивали там то клуб, то склад удобрений и ядохимикатов, то хранилище зерна или автозапчастей. В 60-е годы сюда загоняли на ночлег овец.

— Статус памятника архитектуры храм получил только в 1979 году, — рассказал наш гид, директор туристической компании «Платан Тур» Леонид Барыкин. —. В 1982-м специалисты «Укрпроектреставрации перекрыли крышу и купола, восстановили разрушенную кладку. Летом 1987 года на фестиваль Индии в СССР в Москву приехал сын Николая Рериха Святослав. Раиса Максимовна Горбачева тогда заведовала сохранением историко-архитектурных памятников. Узнав о сохранившихся мозаиках отца, который с прискорбием сообщал детям о разрушении Покровской церкви, Святослав был приятно удивлен. Тогда Раиса Максимовна и воскликнула: «Святослав Николаевич, давайте поедем в Пархомовку!» На следующий день в ЦК Компартии Украины прозвенел звонок: «Готовьтесь к приезду Горбачевой и Рериха». На восстановление мозаик и икон направили лучших реставраторов. Десятки рабочих асфальтировали дорогу в самой Пархомовке. Подмарафетили хаты у многих жителей. Но гости не приехали...

Сейчас на восстановление храма требуется как минимум 800 тысяч гривен. Из них 200 тысяч — на восстановление мозаики Николая Рериха.

ГНЕДАЯ ЛОШАДКА ДЛЯ ДИЛЕТАНТОВ

Село Ненадыха Тетиевского района, рассказывают местные жители, назвали так потому, что здешним воздухом не надышишься. И впрямь, здесь, вдали от трассы, в окружении лесов и озер, слышишь только крик петухов, пение птиц и конское ржание.

На конеферме — 85 лошадей, в основном украинской верховой породы. Одни раньше работали на ипподроме, других — взяли с конезаводов на Виннитчине и в Жашкове. На нашу прибывшую группу в составе десяти человек животные, казалось, не обращали никакого внимания. А через какой-то час мы отправились верхом на десятикилометровую прогулку, хотя половина из нас в седле никогда не сидела.

Итак, первое знакомство.

— Все наденьте кепки, — наставляет нас завконефермой Александр Шистка. — Лошади не любят, когда у незнакомца развеваются волосы, и могут схватить за них. Запомните: они улавливают и мимику, и малейшие жесты. Вблизи у них очень хорошее зрение. Да и слух намного совершеннее, чем у людей.

У лошади очень чувствительные губы, просвещает нас Александр. Ими она может расстегнуть пуговицу на одежде человека. А из кормушки, в которую засыпано несколько килограммов овса и три горошины, животное выберет весь овес. «В юбке и тапочках на лошадь садиться нельзя, — говорит наш инструктор одной из девушек. — Экипировка конника — это кожаные сапоги, кепка и джинсы. В любую погоду».

Тренировочные катания в вольере длятся минут двадцать. Знатоку эти описания будут неинтересны, а человеку, никогда не сидевшему на коне, нужны практические уроки. Для тех пятерых, кто не решился брать эти уроки, подали бричку. В ней сидела и я. А за нами вереницей шли всадники. Как только кучер пришпоривал коней, остальные лошади, как по команде, прибавляли ход и шли рысью. Бывало, что Рыжуха пару раз так сильно дышала прямо в затылок, что мне пришлось присесть.