Блог Анатолия Денисенка_image

Блог Анатолия Денисенка

«Неизвестный» Хейз стал более-менее «известным»

22.05.2012, 21:55
«Неизвестный» Хейз стал более-менее «известным» - фото 1

1111.jpg

18-19 мая 2012 года в Украинской евангельской семинарии богословия (УЕСБ, Киев, Пуща-Водица), в рамках проекта «Богослов года», который был организован издательством Коллоквиум, прошла международная конференция «Слово. Толкование. Жизнь» с участием известного исследователя Нового Завета, декана Богословской школы университета Дюка (США), профессора Ричарда Хейза.

Как известно, Хейз специализируется на Посланиях апостола Павла и его богословии, о чем свидетельствует русский перевод его книги «Отголоски Писания в посланиях апостола Павла» (Черкассы: «Коллоквиум», 2011; см. также рецензию на эту книгу). Автор также известен своей работой «Этика Нового Завета» (русский перевод: М.: ББИ, 2005), которая для многих не только является учебником христианской этики, но и главы которой в свое время довольно жарко обсуждались ЛГБТ-сообществом. Также совсем недавно на русском языке появился сборник статей Хейза под общим названием «Возрождение воображения» (Черкассы: «Коллоквиум», 2012). В нем затрагиваются как общие вопросы герменевтики, так и понимание автором отдельных книг Ветхого Завета (Псалмов, Исаии, Аввакума) и Нового Завета (Римлянам, 1 Коринфянам). Кроме того, в ближайшее время готовится выход анонсированного ранее сборника эссе «Слово. Толкование. Жизнь», посвященного Ричарду Хейзу, в котором собраны статьи его коллег и друзей. И, конечно же, стоит упомянуть те неоценимые переводы проповедей и статей как самого Хейза, так и его коллег и даже оппонентов, которые были выполнены издательством «Коллоквиум» в рамках проекта «Богослов года».

Итак, несколько слов о самом двухдневном мероприятии. На конференции зарегистрировалось около 90 человек и присутствовало около 20 вольных слушателей. Участники представляли следующие учебные заведения: Запорожский Библейский Колледж, Одесская Богословская Семинария, Украинская Евангельская Семинария Богословия, Таврический христианский институт, Христианский центр «Реалис», Заокская духовная академия (Россия), Евангельская Реформатская Семинария Украины, Донецкий Христианский Университет, Киевский Международный Университет. В конференции принимали участие преподаватели учебных заведений и студенты.

На протяжении пятницы и субботы профессор Хейз прочел пять лекций, участвовал в специально подготовленном издательством «Коллоквиум» диалоге, ответил на вопросы участников конференции, провел автограф-сессию и дал специальное видео-интервью Украинской Евангельской Семинарии Богословия. Были прочитаны лекции «Библеистика и церковь, искусство чтения Писания», «Отголоски Писания в Евангелиях», «Перестроенная Тора, или чтение Писания с Матфеем», «Этика Нового Завета или Этика общины». Кроме того, состоялся интереснейший диалог, проведенный редактором издательства «Коллоквиум» Александром Карплюком. Во время диалога профессор Хейз, в частности, рассказал о своей полемике с профессором Дж. Данном, а также о своем отношении к исследованиям Э. Сандерса.

Приоткрою тайну видео-интервью, которое представители УЕСБ, закрывшись от лишнего шума в помещении библиотеки, записали с Ричардрм Хейзом. На вопрос, что Хейз посоветовал бы молодым богословам и библеистам, профессор обратил внимание на две вещи: 1) Получать светское образование, чтобы расширять свои горизонты познания; и 2) Постоянно быть готовым к переосмыслению и трансформации своих взглядов, что является залогом развития.

Издательство «Коллоквиум» и УЕСБ планируют выложить в интернет для свободного просмотра лекции и интервью Ричарда Хейза.  В данный момент в социальной сети Facebook уже развернута дискуссия по поводу прошедшей конференции, где одни в шутку называют Хейза представителем бартианства, другие всерьез считают, что он является ярким представителем «нарративной теологии», а ярые критики осуждают его довольно-таки спокойное, с точки зрения восточного человека, отношение к гомосексуализму и называют главу «Гомосексуализм» из книги «Этика Нового Завета» «голубым евангелием».

Итак, «неизвестный» Хейз, «богослов года», который возможно и не подозревал о масштабах такого интереса к его творчеству в богословской среде пост-совесткого академического сообщества, стал для нас более или менее известным. Осталось теперь осмыслить Хейза. Понять, например, что он имел в виду, когда говорил о том, как следует читать тексты Писания, и о том, как понимать загадку Павловой герменевтики. Понять, как нам вместить экклезиоцентричную герменевтику и согласиться с дискриптивной, синтетической, герменевтической и прагматической задачами новозаветной этики.
Однако, осваивая Хейза, читая его книги, проповеди, статьи, не будем забывать: чтобы его понять, необходимо понять (или хотя бы прочесть) и тех богословов, которые оказали на него особое влияние. Например, Ричард Хейз в студенческие годы находился под сильным впечатлением от чтения книг Дитриха Бонхеффера («Жизнь вместе», «Цена ученичества») и Джона Говарда Йодера («Политика Иисуса»), Ганса Фрея и Джорджа Линдбека. В университете Дюка другом Хейза является один из ведущих богословов Америки Стенли Хауэрвас, а с Томом Райтом, множество книг которого доступны на русском языке, Хейз дружит уже двадцать лет.

Первый год проекта «Богослов года», анонсированный «Коллоквиумом», подошел к концу, и богословы, библеисты, религиоведы из разных христианских учебных заведений, представители разнообразного спектра христианских конфессий и деноминаций, теперь в предвкушении нового издательского проекта от «Коллоквиума», в котором, как уже стало известно, богословом года, будет другая, не менее яркая академическая личность. А это значит, что нас с вами ожидают новые книги, дискуссии, коллоквиумы и в заключении не менее интересная конференция, и что самое главное — новая встреча друг с другом.

Текст взят с: http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/16390-neizvestnyj-xejz-stal-bolee-menee-izvestnym.html

Последние новости

Вчера
21 апреля