Необходимо спасать армянское наследие
Асмик КАЗАРЯН. — Analitika.at.ua, 21 ноября 2009 года
Историки предполагают, что город был основан во время Птоломея, еще в третьем столетии.
В октябре этого года воочию увидела все армянское наследие Каменец-Подольска, которое наши предки строили веками после переезда сюда по приглашению предводителя города. На мой вопрос, почему пригласили именно армян, когда и откуда они приехали, экскурсовод рассказала нам, что до здешних краев дошла слава армянского зодчество города Ани (столица Армении при царях Багратуни), поэтому выбор был не случайным. А приехало около 20 000 человек из Ани (1060-1062 гг.) Впервые, название города Каменец-Подольский встречается именно в армянских летописях 1060-1062 гг.
С давних времен город был многонациональным, создано было три магистрата: Русский, Армянский и Польский. Каждый из них имел главу общины, свой суд, свою печать. Польская община была самой сильной и влиятельной, но это не мешала красоваться Армянскому колодцу на площади Польского рынка рядом с польской Ратушей. Мой вопросительный взгляд заметила внимательный экскурсовод и рассказала об армянском купце Нерсесе. В целях решения вечной проблемы горожан с водой, Нерсес в 1581 г. начинает роботу по сооружению колодца, который имел 40 метровую яму. В 1638 г. она была закрыта из-за непригодности воды. Но через много лет, под руководством коменданта города архитектора Яна де Вите, был построен каменный восьмигранный павильон, где внутренняя часть колодца стала использоваться для экспозиции. В свою очередь, благодарные горожане с давних времен прозвали его Армянским колодцем.
Каменец-Подольский был на перекрестке важного торгового пути с востока на запад, бурное экономическое развитие способствовало процветанию города и общин. Город находился на рубеже христианских и мусульманских миров, поэтому кроме знаменитой крепости были построены защитные сооружения и бастионы.
Точное время строительства Армянского бастиона неизвестно, предположительно (XVI-ХVIII ст.), в который входил комплекс восточных оборонительных сооружений города. В начале XVII в. оно было сильно разрушено. В восстановительных роботах XVIII в. участвовал военный инженер Кристиан Дальке, который внес огромный вклад в модернизацию и укрепление Армянского бастиона. Бастион находится не далеко от Замкового моста, который имеет второе название турецкий мост (какое совпадение!!). Историческая часть Армянской общины расположена в южной части старого города, где пересекались границы трех общин.
С Армянской площади начинался армянский квартал, здесь кипела жизнь некогда процветающей, сильной армянской общины. На этой площади стояла Армянская ратуша, которая не сохранилась до наших времен в отличие от польской и руськой ратуши города. Сохранился только армянский торговый дом, который находится на площади. В начале XV века было построено первое здание, от которого остались только подвалы. Они послужили фундаментом для двухэтажного каменного дома, заложенного в 1479 г. На втором этаже были покои главы армянской церкви, на первом, останавливались армянские купцы, которые перевозили товары из Армении и других стран востока. Сегодня, здесь находится администрация исторического музея-заповедника. В экспозициях музея представлены более 1000 экспонатов, которые найдены на территории Подольска. В армянском торговом доме размещена и историческая библиотека закрытого типа, где можно увидеть около 18000 изданий старых печатников.
Армянская улица начинается в нескольких шагах от Армянской площади. В начале улицы стоит Армянская колокольня, которая когда-то входила в ансамбль армянского Николаевского собора, сооруженного в конце ХIV в. начале ХV в.. До этого, мы смотрели колокольни польского собора и Доминиканской церкви, но в отличие от них, Армянская колокольня имела и оборонительный характер, об этом указывают толстые 1,5 м стены и башни-бойницы. Колокольня пятиярусная, квадратная, высота ее 38 м. Начиная с 1633 г. в первом ярусе колокольни действовала церковь Св.Степаноса (Стефана), в том же году стены были расписаны, фрагменты этой росписи можно увидеть и сегодня. Рядом с колокольней стоял армянский Николаевский собор ХV в., к сожалению, сегодня от некогда величественного собора остался только фундамент. Собор был построен не в исключительных традициях армянского зодчества, что стало следствием влияния западной архитектуры. Фундаментальные каноны армянской архитектуры были мастерски совмещены с западными традициями. Самое интересное, что он считался местом паломничества всех верующих, и не имело значение вероисповедание паломника, все шли к чудотворной иконе Богородицы. Исследователи утверждают, что икона была написана в Х в. на кипарисовой доске была изображена Богородица с ребенком. Икона появилась в Каменец-Подольском в 1398 г., когда армянское население, спасаясь от мусульман, прибыло в город.
Иногда поражает судьба культурного наследия наших предков. Интересно, могли ли спасшиеся армяне предположить, что 1672 год станет роковым для Каменец-Подольска. После двухнедельной героической обороны, под натиском 150 000 турецкой армии, маленький гарнизон фортеции капитулировал. Вместе с фортецией, к туркам перешел и город, 27 лет город был под игом турецких захватчиков. Икона Богородицы, которая все эти годы делила страдания и радости городского населения, повторила судьбу своего народа. Во время турецкой оккупации, икона была вывезена в Македонию, и в одной турецкой семье служила столом для смешивания теста. Невольно вспоминаются слова великого Гюго, "По этим местам турки прошли". Армяне, собрав деньги, выкупили икону, пройдя многие испытания и напасти, после ухода турок из Каменец-Подольска, вернули ее на прежнее место. Не откликаются ли судьбы иконы Богородицы и "Мушского Изборника". Когда в 1204 г. сельджуки грабят хозяина, похитив Изборник, армяне, проживающие в разных районах, собирают 4000 монет серебром, выкупают ее, и на протяжении УП веков он остается в Мушском храме (город в Западной Армении). Но если Изборник прошедший "хождение по мукам", ныне нашел надежное пристанище среди экспонатов Матенадарана (Научно-исследовательский институт древних рукописей в Ереване), то судьба иконы до сих пор не известна. По рассказу экскурсовода, она пропала в 1940 году, а в польском Кафедральном соборе города можно увидеть ее копию. Хотя в мини путеводителях Каменец-Подольска написано, что она храниться в запасниках Национального музея Восточного и Западного искусства города Киев.
В 1935 г. по приказу НКВД, чекисты взрывают Армянский собор, и груда разваленных камней остаются до 1982 г. В том же году, сотрудники КГБ вывозят камни за пределы города и под развалами храма находят 5 бочек с золотом. Восторженным голосом экскурсовод удивлялась, что это не 5 горстей золота, и армяне в городе имели славу предприимчивых и трудолюбивых людей. Каждый армянин, слушая такие слова, может гордиться, но невольно возникает вопрос - почему именно Армянский храм был взорван? В городе есть другие храмы, часовни, церкви, и дай Бог, чтоб они стояли вечно. Ворота храма закрыты, но можно увидеть дворик, фундамент собора и установленный на углу хачкар. Вся эта картина произвела тяжелое впечатление, какое-то все заброшенное, сиротское было во всем этом, и я еле сдерживала слезы в горле. В нашей группе была пожилая женщина, которая спросила про камень-крест, то есть про хачкар. Через кованые решетки прочла надпись на армянском языке, но эмоции не давали раскрыть рта. Ничего не ускользнуло от глаз тактичного экскурсовода, коротко и деликатно рассказав о событиях 1915 года, объяснила, что несколько лет тому назад, армяне установили камень-крест в память жертв геноцида 1915 года. Каждый год, 24 апреля, со свечами и цветами, проходя по улицам Каменец-Подольска, они останавливаются в дворике храма, и священник проводит службу. Из слов экскурсовода стало понятно, что ворота открываются один раз в году, но у каждого нормального армянина возникает желание войти во внутрь, поставить свечу, покреститься, дотронуться к хачкару, но увы, ворота закрыты.
Вся Армянская улица, от начала до конца, построена из брусчатки, а от Николаевского храма до армянской церкви Св.Николая, тянутся добротные постройки с высокими, толстыми стенами. Стекла окон разбиты, и кое-где вставлен грязный картон, но это не защищает от ветра, уличной грязи и пыли. От экскурсовода узнали, что построены они давно, и что в помещениях работали разные ремесленники, известные мастера, но теперь все постройки бесхозные, закрыты и находятся под муниципалитетом города. Не вольно в памяти возник Польский квартал, находившийся по соседству, по территории он большой, много архитектурных и исторических памятников. Вблизи польского Кафедрального собора кипели строительные роботы, а в здании семинарии - восстановительные. В польском квартале были новостройки из красного кирпича для монашек и туристов из Польши. Понятно, что по сравнению с Арменией, Польша, богатая страна и имеет общую границу с Украиной. Однако и в Украине большая армянская диаспора, есть известные и богатые люди.
В конце Армянского переулка находится армянская церковь Святого Никогоса (Николая) ХIII ст.. В 1398 г. на пожертвования армянина Синана Котлубея она была отреставрирована. Церковь, скорее всего построили армянские переселенцы из города Ани, так как начало строительство датируется ХI в. и является самым старым армянским памятником Каменец-Подольска. До 1811 года называлась Благовещенской церковью. В 1672 году, во время захвата города, турки разрушили церковь, но в конце XVIII века была восстановлена. Церковь белокаменная, окна, порталы обрамлены армянским зодческим стилем, хотя внешне она не похожа на армянскую архитектуру. Вход во внутренний дворик начинается с колокольни XVI в. У церковной колокольни нас останавливает экскурсовод, просит тишины. Мы стоим у порога и узнаем удивительные вещи. В южной стене церкви сохранился хачкар XIII в.. От турецких варваров, чудом сохранившемуся хачкару, притрагиваются прихожане и просят здоровья для деток, к хачкару особенно стремятся больные люди. Экскурсовод просит обратить внимание на особенную церковную ауру. Заходя во внутренний дворик, то что с тобой происходит, когда переступаешь порог, не передать и не описать. Благодатная тишина, умиротворение, окутывают тебя, и глазами ищешь источник, откуда идет все это. Маленький ухоженный дворик с яркими розами, с левой стороны находятся покои Батюшки.
Старый хачкар замурован с наружной стороны северной стены, и вся наша группа стремится туда. Вышеупомянутая мною пожилая женщина все время кашляла и задыхалась, и я обратила внимание, что она долго стояла и держала руку на потемневшем кресте. Потом сидела на лавочке, напротив хачкара и смотрела на молодых мам с маленькими детьми, постоянно гуляющих во дворе церкви. Такой душевный покой, пережитый мною в церкви Святого Николая, я чувствую только в храмах и церквях моей далекой родины, пусть простит меня Господь Бог. Удивительно, но факт, все экскурсоводы Каменец-Подольска в один голос твердят, что такой ауры, покоя, как в Армянской церкви, не встречается в других храмах и церквях города. Горожане стремятся именно здесь крестить своих детей, и именно в этой церкви обвенчаться. Киевляне интересовались, с чем связна особенность маленькой, скромной армянской церквушки. Наш экскурсовод предположила, что шесть столетий подряд вымоленное место имеет необыкновенную атмосферу, что ей очень комфортно даже на работе, так как музей- заповедник находится в Армянском торговом доме (об этом написано выше). А вот сотрудники музея История Монет, который находиться в Польской ратуше, все время жалуются на плохое самочувствие и плохую ауру, по тому, что в подвале ратуши, пытали людей.
При выходе обратили внимание на надпись на мемориальной доске: "Памятник армянской архитектуры. Церковь Св. Николая Украинской епархии". Украинцы нашей группы обратились ко мне с удивлением, и я сообщила про прочитанный мною в Интернете материал. Весной, на одном из влиятельных российских сайтов, появилась информация, что глава Киевский Патриархат отнял церковь Св.Николая города Каменец-Подольска, разразился скандал. Представители Украинской Епархии ААЦ опровергли информацию, объяснив, что церковь Св.Николая временно сдана в аренду.
Последним пунктом была знаменитая крепость, мы отправились туда, но, уходя, я все оборачивалась назад. Мне казалась, что оставляю родных на произвол судьбы. Последним взглядом старалась запечатлеть в памяти всю улицу, церковь, закрытый собор, весь Армянский квартал. Ночью, в качающем вагоне, вдруг осенило, а ведь с бронхиальным кашлем пожилая женщина почти не кашляет. Совпадение, или помог старый хачкар?
Очень многие наши соотечественники с паломничеством едут в Ван, Игдир, Карс, старательно и с почитанием очищают наши заброшенные церкви, зажигают свечи и с тоской думают, как разрешится вопрос нашей исторической родины. Каждое лето армяне со всех концов Украины во время праздника Вардавар едут в монастырь Сурб Хач (XIV век, Крым) и совершают "матах". Почему не организовать паломничество в город Каменец- Подольск? Ведь нечасто мы можем найти сохранившийся средневековий армянский квартал в других городах Европы? А сколько у нас было потерь, и неужели мы так богаты, чтобы разбрасываться нашим культурным наследием или сдавать аренду? В связи с этим у меня конкретные вопросы к Главе Украинской епархии ААЦ Григорису Буниатяну:
1. В каком году была сдана в аренду церковь Св.Николая и когда заканчивается срок аренды?
2. Ведутся ли переговоры с представителями Украинской Православной церкви о передаче церкви Св. Николая ААЦ?
3. Что он думает, по поводу плачевного состояния армянского культурного наследия Каменец-Подольска?
В заповеднике- музее города хранятся огромные архивные документы об армянской общине, очень многие факты, события, остались не выявленными. Я обращаюсь в Министерство Диаспоры РА, нашей многочисленной диаспоры Украины, армянским общественным организациям города Киева:
- Дорогие земляки! Давайте думать, как спасти наше культурное наследие, как достойно выйти из положения, ведь мы будем держать ответ перед нашими предками. Особенно обращаюсь к молодежной организации Киева, вы сплоченная команда, я верю в вас, в ваши силы.