Неверующих людей нет, потому что потребность верить врожденная, – Митрополит Епифаний

Неверующих людей нет, потому что потребность верить врожденная, – Митрополит Епифаний - фото 1
Когда человек говорит, что он ни во что не верит, – это неправда. Неверующих людей нет, потому что потребность верить врожденная, необходимая. Вопрос лишь в том, во что именно верит человек: в самого себя или в кого-то другого (или во что-то), в существование каких-то «высших сил» или в инопланетян, или «духов природы», в конце концов, в сатану или в Бога.

Свои размышления о вере Предстоятель ПЦУ изложил на странице в ФБ.

«Вера – не противоположность знания, а особая его форма. Верьте, и пусть для вас с Богом в сердце не будет ничего невозможного!» – призывает Митрополит Епифаний.

«Говорить, что Бога "нет", просто не разумно, потому что это подобно тому, если бы незрячий отрицал существование света из-за того, что он его не видит. Но солнечный свет и мир вокруг нас существует, независимо от того, видим мы их или нет. Поэтому тот, кто отвергает веру в Бога, подобен человеку, который держит глаза закрытыми и требует: "Докажи мне, что есть солнце, есть небо, есть земля и все остальное, тогда я открою глаза, а пока не докажешь – буду держать их и дальше закрытыми". Странно, не так ли? Откройте глаза – и получите шанс увидеть. Вера – это наши открытые глаза...

Любая ли вера полезна? Нет. Более того, ложная, слепая, фанатичная вера крайне вредная, опасная. Кстати, с греческого Θάνατος означает "смерть", а фанат – это духовно омертвевший человек. Так что не всякая вера будет нам полезной, не всякая ведет ко спасению. Лжеучителя, еретики, безбожники тоже имели веру, в частности в истинность своих суетных мудрствований, но вера их вела не к Истине, а лишь отдаляла от нее.

Довольно распространенным является ошибочное противопоставление веры и знания, разума. На самом деле вера – не противоположность знания, а особая его форма. Знание, полученное через доказательство чувств, через зрение, осязание, слух или вкус называют опытным знанием. А когда непосредственно наши телесные силы не задействованы, когда мы лично чего-то не видели, не слышали, однако считаем это действительно существующим, истинным, то это – вера. Она зависит не от внешнего, не от нынешней реальности и окружающего мира, а от нашей воли, желания, личного решения.

На самом деле истинная вера не однобокая, а многогранная, потому что задействует и ум, и дух, и чувства, и волю человека. Она не только признает Бога умом, не только доверяет Ему сердцем и льнет душой, но и требует согласовывать человеческую волю с волей Божьей. Только такая вера может выражать любовь, приносить добрые плоды, побеждать зло добром, творить чудеса.

Святые отцы сравнивали истинную веру с искрой, зажженной от Духа Святого в человеческом сердце, которая разжигается теплотой любви. Вера как светильник в сердце. Когда он горит, то освещает важное, помогает видеть доброе и злое, полезное и опасное. Когда же светильник не горит – в сердце темно, там мрак незнания и страха, там ошибки и пороки ложно возводятся в достоинство добродетелей.

О силе веры, о ее благих плодах многократно сказано в Священном Писании. Те, кто верил в Господа, получали спасение, исцеление, становились свидетелями настоящих чудес, ибо что невозможно для людей – возможно для Бога (Лк. 18:27). Настоящая, искренняя, глубокая вера невозможное делает возможным. А неверие препятствует человеку получить дары от Бога. "Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20).

Верьте, и пусть для вас с Богом в сердце не будет ничего невозможного!»