Николай Синюк: крымские пятидесятники остаются в составе Церкви ХВЕ Украины
В Крыму, в г. Джанкое, 2 и 3 мая прошла конференция Крымского объединения Церкви христиан веры евангельской, в которой приняли участие около 70 делегатов из 18 церквей региона. Однако о ситуации на аннексированном полуострове до сих пор известны только обрывки информации. РИСУ пообщалась с первым заместителем старшего епископа ЦХВЕ Украины епископом Николаем СИНЮКОМ, который рассказал о деталях поездки.
– Как организовывалась встреча в Крыму, с какими проблемами столкнулись в ее проведении?
– Церкви христиан веры евангельской Крыма входят в структуру нашего братства. Ежегодно проходят встречи и конференции служителей церквей полуострова. Конференция должна была пройти еще в начале марта, но по понятным причинам братья были вынуждены изменить дату проведения. Теперь они съехались на два дня, у них было хорошее время для общения, молитв, слова и рабочих вопросов. Между братьями чувствуется искреннее единство, взаимопонимание, ревность к служению.
Полной приключений была дорога из Джанкоя, где проходила конференция, в Севастополь. Еще утром в субботу на границе с Армянском началось напряжение в связи с протестами крымских татар. Отъехав километров десять от Джанкоя, мы увидели, что дорога перекрыта большой толпой людей с украинскими и голубыми крымскотатарскими флагами, стояла колонна автомобилей, в том числе сотрудников милиции. Поэтому нам пришлось полями и селами объезжать часть трассы на Симферополь.
В целом, ситуация в Крыму особенная, и это начинается с проверки паспортов, заполнения миграционных карт, автоматчиков, которые ходят по перрону. Неприятное впечатление произвел Севастополь, переполненный соответствующими билбордами, в том числе и со Сталиным, много военных. Для меня Крым – это не просто географическая точка или область, это территория, где проживают мои дети и внуки, поэтому и восприятие перемен неоднозначное.
– Изменилось ли что-то в самом служении в Крыму, как там вообще сейчас чувствуют себя ваши церкви?
– Особых изменений нет, единственное, люди сильно переживали во время известных событий, но никогда не отменялись служения. Только раз пришлось перейти в другое помещение, потому что одно из арендованных помещений было захвачено т.н. «зелеными человечками», но уже через короткое время они его оставили и церковь снова продолжила служения там.
Со слов наших служителей отмечу, пока нет чего-то такого, что радикально изменило бы служения. Это переходный период для церквей региона, закон о свободе совести РФ меняется и сложно говорить, какими будут церковно-государственные отношения в будущем.
– Если остановиться более детально на законодательстве РФ, его другой редакции, там были прописаны негативные относительно свободы церквей пункты, которые касались в частности протестантов. Как Вы можете это прокомментировать?
– Я не знаком с проектом нового закона, но знаю, что действующий закон довольно жесткий. Знаю церкви, которые просто не хотели легализироваться или, даже будучи легализованными, сдавали регистрационные документы в виду некоторых позиций закона, осложняющих жизнь евангельских общин.
В Украине законодательство о свободе совести – одно из лучших, это признают религиозные деятели не только Украины, но и Европы. Доказательством этого является мирное сосуществование разных конфессий, и это свидетельствует об эффективности действующего в Украине Закона о свободе совести. Правда, его пытались изменить несколько раз, но пока мы живем по старому законодательству. Сейчас должна быть утверждена Концепция о церковно-государственных отношениях в Украине, на основе которой должен нарабатываться новый закон.
– Какие были результаты крымской конференции?
– Это была отчетно-выборная конференция, отчитывались служители, отделы. Подтверждено служение старшего пресвитера, его заместителя и руководителей отделов. Также состоялось рукоположение старшего пресвитера в Крыму Павла Федорука в сан епископа. Мы считаем это позитивным моментом как для крымских церквей, так и для более тесного сотрудничества и единства с братством.
Церкви продолжают свои служения. Они остаются в составе объединения наших церквей в Украине. Как будет дальше с юридической точки зрения – еще большой вопрос, но духовно у них есть общее желание быть с церквами ХВЕ в Украине.
– Как Вы оцениваете перспективы их развития и служения в Крыму? Ведь сейчас неизвестно, что вообще может быть.
– Духовную работу проповеди Евангелия на полуострове, возможно, тихо и скромно, но мы продолжаем. Это, как говорил Иисус Христос, подобно тому, как закваску положить в тесто и оно непременно заквасится. Верим, что перспективы развития есть, потому что не столько правовой базой они определяются, сколько действием Божьим по вере людей, а служители имеют веру и твердое желание служить дальше. Говорить о перспективах в юридической плоскости можно будет через полгода–год.
– Если же принять во внимание худший вариант развития событий, когда могут начаться притеснения со стороны российской власти, – готовы ли вы как-то вывести церкви и служителей из Крыма?
– Говорить о выведении нереально и не нужно. Наши служители настроены при любых обстоятельствах оставаться и работать вместе с людьми. Это тело, организм, это не та ситуация, когда люди просто пришли и ушли, их мало кто знает. Структура нашей церкви – это система фиксированного членства, люди знают друг друга, это большая семья и это все равно, что кто-то из семьи кого-то бросает. И это не та ситуация, когда служитель просто может все бросить и уехать. Хотя мы понимаем, что и такое может случиться, потому на случай, когда, возможно, им придется оставить полуостров, а церкви оставить под присмотром, – это уже проработано, и мы знаем, как это сделать.
– Какие сейчас настроения среди прихожан, о чем рассказывали сами служители, что видели Вы лично? Что сейчас особенно беспокоит людей, о чем они молятся, на что надеются?
– По большому счету, говорить о настроениях мне сложно, хоть я и общался с людьми. Они просто пережили этот шок, смену власти и сейчас стараются как-то войти в рабочее русло, ритм, потому что и семьи, и дети есть. Это одинаково для людей в церкви и вне ее. Есть люди, которые, я бы сказал, под влиянием пропаганды. Они в церкви, они вместе, но могут не до конца понимать всю картину того, что происходит.
В целом, настроение и атмосфера в церквах позитивная. Мы понимаем, что все, в том числе политические дела, решаются не столько политиками, сколько людьми, которые знают и любят Бога, которые молятся. Есть много иллюстраций из Божьего Слова о влиянии молитвы на ход истории. Христиане веры евангельской считают, что стоит быть немного в стороне от острых политических процессов, акцентировать свое служение и работу на том, к чему их обязывает Слово Божье. Это то направление, в котором движутся наши церкви.