Православные верят в то, что они будут жить вечно, и церковь будет вечно. Но это не совсем так: душа живет вечно, церковь будет жить вечно, но… церковь бессмертна не Землей. При этом упование на Бога никогда не слепо, а вот слепая надежда — это фантазия. Риск есть всегда, но гораздо больше риска отсидеться в тылу. Подмена надежды ничегонеделанием дает возможность ничего не делать. И многие ждут, что спасение на земле придет к ним, когда будет православное государство или православный администратор.
Христиане знают, что из этого мира, какой он есть, ничего хорошего не выйдет, об этом они знают из книги Откровения, они и стараются не увязать корнями в этой земле. Они думают о будущей земле, о будущем небе. И еще христиане знают парадоксальную вещь — что они проиграют главную битву этого мира, но в этом поражении будет их победа. Но для того чтобы проиграть нужно сражаться.
Поражение всегда подразумевает битву: что она была и ее проиграли. Но мы не хотим даже проигрывать. Нам желали терпеть поражение, но не сдаваться, советовали бороться, но не убегать. Нам сказали, что силы зла временно восторжествуют, но только временно, поэтому оставайтесь верными себе и Богу, боритесь, не ждите когда вас расстреляют. Вот когда тебя уже повели на расстрел, вот тогда нужно быть спокойным, вот тогда упование на Бога — и даже тогда оно не бездеятельное: человек прилагает труд, чтобы остаться спокойным. Но надежда безнадежным не дается, она дается тем, кто ее уже хочет иметь.
А так почти все уверенны что, "все Господь управит", и православие навсегда останется «на моей традиционной территории и в моем христианском мире». Но никто не говорил верить в православие. Вечная жизнь православия — главная иллюзия православных. Православие может исчезнуть в стране, как исчезло оно на многих землях, также может исчезнуть в мире. Ни территория ни традиция не спасают. Останется православие или нет — не от нас зависит, но мы можем что-то сделать. Большое упование на структуру может лопнуть. Православие исчезало в Китае, в Албании, чуть не исчезло в СССР. В Европе христианство вытесняется на задворки жизни, а потом и вовсе может быть объявлено вне закона. А мы все равно думаем, что будем тут жить вечно. Мы надеемся, что какой-то госаппарат сохранит православие в нашем мире. Но уверенность в небесной церкви дает уверенность для работы здесь.
При всей высшей правде христианства всегда есть неправда мира, она может одолеть. Да, правда в конечном итоге победит, но с нами Истина победит или без нас - вот в чем вопрос. Некоторые христиане думают, что истинна победит без них, и они как бы тоже будут победителями — но в этом случае победа будет не наша.
Дезертир от взятого в плен отличается состоянием души. Попавший в плен спокоен — он сделал все что смог. Дезертир не сделал ничего, поэтому он злится. Попавший в плен делал то, что нужно делать. Даже если все проиграно, он все равно делал что мог. Воля к жизни и правде — одна из главных мыслей Евангелия.
Проиграть — это большая честь, и ее нужно заслужить. Пленный воевал — дезертир просто сдался. Даже чтобы проиграть, нужно воевать, иначе мы можем проиграть свое поражение…