Одесская духовная семинария, в лице ее руководителей, считает что она должна просто быть. И уже самим фактом своего существования она сеет “разумное, доброе, вечное” и “духовное”, конечно. При этом совершенно искренне считается, что результаты работы этого института меряются в выпускниках и учащихся семинарии. А вот сколько из них становятся священниками, а вот куда они потом идут и что делают - это уже никого не волнует, это пусть Бог разбирается… Так вот показательным случаем, который вскрыл для меня всю традицию “духовного безделья” в ОДС был случай ссоры “семинарии” с Кураевым.
Одесская духовная семинария, в лице ее руководителей, считает что она должна просто быть. И уже самим фактом своего существования она сеет “разумное, доброе, вечное” и “духовное”, конечно. При этом совершенно искренне считается, что результаты работы этого института меряются в выпускниках и учащихся семинарии. А вот сколько из них становятся священниками, а вот куда они потом идут и что делают - это уже никого не волнует, это пусть Бог разбирается… Так вот показательным случаем, который вскрыл для меня всю традицию “духовного безделья” в ОДС был случай ссоры “семинарии” с Кураевым.
Один архимандрит в монастыре рядом написал небольшую брошюру, ну написал и написал, о современной женщине, помню общее впечатление от прочтения этой небольшой книги - в ней было главное - любовь к людям, желание помочь людям разобраться в их проблемах. Но, там были некоторые богословские моменты и формулировки, который не были до конца продуманы. отец Кураев в одной из своих публикаций сделал акцент на этих моментах. Ну казалось бы - это дискуссия, нормальная дискуссия двух богословов, они могут выяснить что к чему в рамках публикаций или личных споров - их дело. Так тут же - Боже! что началось! Руководство семинарии так возбудилось от этого, что начало говорить, что мол Кураев плох сам по себе, и вообще - лох, что он не такой уж и хороший богослов, что все что он написал - ерунда, не достойная внимания. (Хотя на фоне той пустыни, которая царила тогда в богословской мысли ОДС, книги отца Андрея были глотком свежего воздуха для нас, студентов семинарии). И вот, когда нам начали говорить: что Кураева нельзя читать, мы едва скрывали улыбку и молчали, а молчали мы вопросом: а что вы нам предлагаете? что почитать? над чем подумать? Где ваши (наши преподы-теологи) книги и статьи? Мы бы с удовольствием прочитали ваши книги, да только их нет...
В целом реакция “системы духовного битья баклуш" ОДС была сродни фильму “Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале”. Замечания отца Андрея архимандриту (даже не преподавателю ОДС) были встречены как наезд на всю духовную школу, да что там на всю Одесскую епархию (я вам не скажу за всю Одессу), да какой-там - на всю церковь вообще (ведь мы же часть церкви вроде), да что там мелочится - на смого Бога наехал! - как ты, Кураев, как ты посмел в чем-то сказать - что мы в чем-то не правы?! Ты, вообще, Кураев кто такой, по жизни вообще? Давай досвиданья!? Ты на кого наехал, да ты на самого Господа Бога наехал!... И все в таком духе. Проректор семинарии отец Алексей нам на лекции сказал, что, мол, Кураев не прав, что вынес это все наружу, что все в церкви должно решаться только в “междусобойчике”, что, мол, “не трогай г. не будет в.” - это цитата. Но самое интересное было потом, когда на арену вышли совсем уж неадекватные персонажи. Отец Георгий Городенцев был невероятно вспыльчивый и запальной, и на лекциях своих он зачастую нес не здоровую хрень, не то что богословие. И он тут же накатал книжку “Прав ли Кураев?”. Я, честно, не смог осилить всех тех помоев, который автор вылил на голову отца Андрея. И теперь, с точки зрения журналиста могу сказать, что текст был написан в лучших традициях желтой прессы, были все приемы: передергивание фактов, замена фактов эмоциональными оценками (имиджем - ты на всю церковь наехал), переход на личности и тому подобное, где главным месседжем было такое - Кураев не идеален, значит не идеальны его тексты, идеи, мысли, мнения - (все его), значит его нужно вышвырнуть на задворки богословской мысли… В частности запомнил такое частое высказывание как "книжонка Кураева" - этот текст - позор ОДС, каким бы ни был твой оппонент, нельзя опускаться до уровня бульварной прессы. В итоге говорят о "книжонке Кураева", никаких книг не издают, а вот деньги на издание другой "книжонки-ведро-помоев-на-голову-Кураева" - так на это запросто...
В связи с этим вспоминается другой представитель “одесского богословия”- Андрей Новиков, который четко перенял традицию “желтого богословия” структуры. Так что - верны традициям всегда…
Если вы какого-то заправскому лентяю скажете что он - лентяй, то даже если он и знает что он лентяй - вы выслушаете “тонну дерьма” в своей адрес. Потому что нужно ж оправдать собственное существование. Он будет костьми ложится но говорить, что вы не правы, потому что вы не можете судить его “тонкую натуру Василия Лоханкина”. - Да вы знаете сколько мы учим студентов?! (а вот чему и как учат - не важно), да вы знаете сколько заочно у нас священников учатся?! (правда, они ни строчки стоящего не написали/ не перевели/ не издали) - это самое главное в нашей церкви - клепать никому не нужные кадры, клепать "зомби", которые умеют только кадилом махать, и проповедовать деревянными словами и голосами исключительно молчащим верующим, а не простым людям (простым людям благодать и слово благовестия не нужно). Которым будет плевать на всех людей (даже верующих), потому что на них плевали 4 года (или 8 лет), и продолжают унижать архиереи. Потому что с семинарской скамьи вбивали в голову и душу главное правило “не высовывайся” - и тогда какой же тут полет мысли и бурная деятельность - главное храмы строить, а книги можно только 100 летней давности издавать - вон у нас какая библиотека, вот раньше были богословы, вот это да, а вы говорите - Кураев…
И для меня лично этот казус Кураева вскрыл главную болезнь нашей всей “системы” духовного образования - лень (вторая, сопутствующая ей - самодурство, но это другая тема). Тотальная лень, которая прикрывается “немощью духовной”, и мол, вот главное - это верить, и ты без Бога ничего не сделаешь, хоть 100 книг напиши - вот и жди чуда, - а книги - то от лукаваго…
Я уже не говорю о сайте ОДС - ужас ужасный. Но у меня главный вопрос: где результаты работы всей семинарии? Где статьи? Где книги? Да есть какой-то сборник, крупным шрифтом на толстой бумаге - но он выходит 1 раз в год. Если посчтитать, что в семинарии работают более 30 преподавателей, и учатся более 500 студентов - пару десятков страниц сомнительного качества богословского текста в год - это все, что продуцирует ОДС? (Последний выпуск журнала за 2008 год, по ссылке - Not Found) Если бы так работали католики - то католическая церковь давно бы исчезла и с лица земли, а нам везет, все везет и везет, и сколько еще будет везти - непонятно. Церковь, равно как и семинария, живет за счет общества - деньги на содержание не с неба падают, их кто-то должен заработать, и вот интересно, какую пользу обществу приносит Одесская духовная семинария? Какие общественно-значимые проблемы она помогает решить? Выпускники? - хорошо, что они умеют на выходе? умеют только “лобызать ноги начальству”? Они английский знают? они умеют писать? они умеют говорить с обществом на понятном ему языке? Или они будут обществу полезны не только как “отправители обрядов”, но и как лидеры мнений и авторитеты, к которым будут прислушиваться не потому что они в рясе, а потому, что действительно отвечают за запросы общества, и помогают людям лучше жить и работать (и помогать той же церкви…).
Ввиду того, что ОДС близка к монастырю, то у руководства твердое убеждение - семинария - продолжение монастыря. Монастыри (да и то не все) закрыты - они сами по себе - там собрались для другой цели - спасение. А в семинарии - собрались чтобы учится, а не бить ментальные и духовные баклуши, и вкалывать как в послушники в монастыре - елки, все ж по традиции, “духовной”, елки...
П.С. Руководству ОДС: уважаемые, умерьте свои раздутые корпоративные амбиции и начните, наконец, работать - даже апостол Павел именно работал: не только исходил многие километры (не на мерсе ездлил), но и писал, и палатки шил - не гнушался всякой работы. Поставьте своей “системе” высокие планки - и, я уверен, будут “чудеса”. Обяжите всех преподавателей писать по 1 толковой статье в 3 месяца, и не пропускайте лажи, и, глядишь, и хорошего качества книги из этих статей образуются (и студенты увидят на что равняться)… А из книг - влияние на церковное общество, а из этого - влияние на большое общество, вот так и образуется - хорошее и полезное влияние на общественную жизнь своей страны...
Не превращайте потенциал своего института в никому не нужное болото...