Обращение духовенства Киевской и всея Украины архиепископии Русской Православной старообрядческой Церкви

Обращение духовенства Киевской и всея Украины архиепископии Русской Православной старообрядческой Церкви - фото 1

ПРЕДСТОЯТЕЛЮ Русской Православной старообрядческой Церкви, Выскопреосвященнейшему КОРНИЛИЮ, митрополиту Московскому и всея Руси, нашему же господину и владыке, ПЕРВОИЕРАРХУ Древлеправославной старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, Высокопреосвященнейшему ЛЕОНТИЮ, архиепископу Белокриницкому и Бухарестскому и всех древлеправославных христиан митрополиту,

а также

преосвященнейшим архиепископам, преосвященным епископам, архимандритам и игуменам, честным отцам, братиям и сестрам во Христе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви во всей её Полноте, Соборном Единстве и Нераздельности

от

духовенства Киевской и всея Украины архиепископии Русской Православной старообрядческой Церкви

ОБРАЩЕНИЕ

Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас!

Святии владыки, честные отцы, братия и сестры во Христе: простите нас многогрешных и благословите!

Сегодня чада Киевской и всея Украины архиепископии Русской Православной старообрядческой Церкви переживают тяжелейшие времена. Над нашей страной нависла угроза существования в дальнейшем нашей архиепископии в этом государстве! Причиной тому послужила военная агрессия Российской Федерации в адрес Украины.

В кровопролитных боях гибнут мирные люди, дети, военнослужащие – в том числе и старообрядцы. Населенные пункты, в которых стоят наши храмы, живут чада Святой Церкви, подвергаются артиллерийским обстрелам, в некоторых из них уже нет продовольствия, воды. Нет продуктов и места, где приготовить трапезу для Божественной Литургии. А в таких городах на линии фронта, как Мариуполь, старообрядческие общины прекратили свое существование.

Раны, нанесенные ужасами войны, скорбью о погибших детях, искалеченных судеб и разъединенных семей, сегодня причиняют неописуемую боль и напряжение в обществе. Пройдет много времени прежде, чем эти раны уврачуются.

Украинцы, поляки, румыны и другие нации, давшие нашим предкам на своей территории приют и спасение от гонений российской новообрядческой церкви и власти, всегда относились к нам по-христиански, по-братски, с пониманием. Да и мы, наравне с ними, разделяли, как общие печали, приходящие во времена войн, репрессий, эпидемий, голодовок, так и общие радости созидания. В международно-признанную территорию современной Украины входят земли, которые в разные времена населяли эти нации, а теперь населяют их потомки. Тут нашли упокоение наши отцы и деды, матери, сестры и братья. В Украине стоят построенные руками наших отцов и дедов дома, растут посаженные ими сады и виноградники. Мы, православные старообрядцы Украины, всегда рассчитывали исключительно на Божью помощь и личные пожертвования чад Святой Церкви в вопросах созидания, реставрации и содержания храмов, сбережения и развития культурных традиций. Ворвавшаяся в наши дома и селения война способна не только превратить построенные за столетия здания в груды разбитого кирпича и бетона, но и разрушить мир и взаимопонимание с нашими соседями, расколоть мир в семьях и общинах. А что может быть хуже, когда недоверие и озлобленность вытеснят из людей любовь и понимание?

Так как Церковь отделена от государства, и ничего политического в себе не несёт, а напротив, молится за всех кто во власти находятся и пекутся о ней, за воинов этой страны, ведь это прямая обязанность Церкви и каждого христианина, где бы он не находился!!!

Святии владыки, честные отцы и братия во Христе Святой Соборной и Апостольской Церкви во всей её Полноте, Соборном Единстве и Нераздельности, СМИРЕННО ПРОСИМ ВАС не прогневаться на нас грешных, но принять во внимание изложенное ниже наше видение событий.

Мы, духовенство Киевской и всея Украины архиепископии Русской Православной старообрядческой Церкви, в эти дни испытаний для нашего государства непосредственно находимся среди паствы, духовно окормляем чад Святой Церкви в Украине. Мы видим и утешаем страждущих, беженцев и пострадавших среди мирного населения. Видим и слышим по нашу сторону линии фронта свидетельства тех, кто остался в живых, ставших жертвами и очевидцами неспровоцированных зверств, мародерств, насилия над мирными гражданами. Которое, к большому сожалению, имеет место со стороны войск, незванно пришедших на территорию нашего государства. Поэтому мы считаем необходимым засвидетельствовать Вам наши убеждения о следующем:

  1. На территории Украины сейчас война. Не спецоперация, не освобождение, а полномасштабная война. Война внезапная, не спровоцированная и не развязанная народом Украины.
  2. Сегодня в Украине в лоне Святой Церкви находятся не только прямые потомки гонимых переселенцев-беженцев из Российской империи, но и потомки коренного населения разных национальностей, населявших в разные времена территорию современной Украины и нашедшие путь ко Спасению в Древлеправославной Христовой вере. Эти чада Святой Церкви в большинстве своем не имеют российских корней, не русскоязычные и не имеют русской этнической принадлежности. Они родились или уже воспитались в суверенном государстве Украина. И те и другие вместе самоотверженно защищают суверенитет и территориальную целостность Украины. Эти христиане также имеют право на Спасение в лоне Святой Соборной и Апостольской Церкви. Так как в подавляющем большинстве регионов семьи смешанные, можно уверенно принять во внимание, что их - более половины чад Святой Церкви в Украине.
  3. Многие из чад Святой Церкви в Украине в настоящее время самоотверженно идут защищать суверенитет и территориальную целостность Украины, видя те беды и разрушения, ракетные обстрелы мирных городов, мародерство и насилие от воинов Российской Федерации.
  4. Некоторые старообрядцы из России, сторонники военного метода решения российско-украинских политических конфликтов, своими попытками привязать старообрядчество и Церковь Христову в Украине к Русской национальной идее на самом деле вредят чадам Святой Церкви в Украине, вредят христианству, уменьшают количество душ, которые могут быть просвещены Светом Истинного Православия и получить Спасение.
  5. Публичное непризнание некоторыми старообрядцами, духовенством Российской Федерации факта существования государства Украины, его территориальной целостности и суверенитета, не имеет ничего общего с христианским учением и правилами Святой Церкви.
  6. Не было на территории Украины фактов запрета со стороны властей проповеди или христианского общения на любом языке, в т. ч. и русском, в старообрядческих церквях, общинах и семьях. А при попытках некоторых старообрядцев, выступать против территориальной целостности государства или навязывать действующим властям своих гражданских позиций, как потомков россиян-переселенцев, как людей, по личным убеждениям не признающих принадлежность территорий украинской государственности, или пропагандирующих превосходство ценностей «Русского мира» над ценностями украинской нации, была вполне адекватная реакция общественности и применялись меры пресечения силовыми органами власти, что естественно для любого государства. При этом такие их необдуманные действия вызывали настороженность со стороны властей по отношению к старообрядцам и в других регионах Украины. Поэтому такие действия не могут быть поощрены или одобрены, как не соответствующие общехристианским правилам и целям Святой Церкви.
  7. Возможно и есть отдельные христиане Украины, которые считают себя носителями «Русского мира», но и они не имеют ни гражданского ни церковного права нарушать или быть согласными с нарушением территориальной целостности и суверенитета государства, в котором родились и живут. Если их не устраивает действующий государственный строй - они, следуя христианскому примеру своих предков, могут мирно оставить территорию государства и переселиться.
  8. Не было случаев ранее, и не ведется сейчас старообрядцами Украины пропаганда превосходства украинской нации над российской, соответственно понятие «нацизм» не применимо в данной ситуации. Известны лишь факты призыва к уважению окружающими государствами сложившегося и признаваемого ими же до 2014 года территориального суверенитета Украины.
  9. Истинная Христова Церковь не может быть привязана исключительно к русскому этносу. Ведь древлеправославные христиане Уганды и Пакистана не являются русскими по национальности! Ведь не получило порицания от Святой Церкви даже и проведение Божественной Литургии на английском языке! Ведь никто не призывает и не дерзает их освобождать от действующей власти на территории вышеуказанных государств!
  10. Мы категорически не можем согласиться с тем, что военные действия войск Российской Федерации есть вынужденными и необходимыми в сложившейся политической ситуации.

Очевидно, что за время существования суверенного государства Украина, а особенно после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе, между нашими народами и государствами возникла и развилась большая идеологическая пропасть, а проведение сегодняшних военных действий, наложение ряда санкций на Российскую Федерацию ее только усугубили. Вполне естественно, что, невзирая на неучастие Святой Церкви, как сообщества христиан, в политической жизни государства, у граждан государств, состоящих в политическом конфликте, сформировались, соответственно, и противоположные гражданские позиции.

Нельзя не отметить, что в сложившейся после 2014 года политической ситуации стали невозможными для нашего Предстоятеля и большинства отцов из Российской Федерации личные визиты, совместные богослужения на территории общин Украины, участие в епархиальных съездах и церковно-просветительских мероприятиях в Украине, участие в ходатайствах перед властями и ряд прочих необходимых для каждой епархии составляющих пастырского окормления Предстоятеля. Но подобное уже наша Церковь переживала не раз в своей истории. Например, изначально, после создания Белокриницкой митрополии, перемещение, общение между старообрядческим духовенством Российской империи, Австро-Венгерской, Османской империями было практически невозможно. Это вынудило в итоге Белокриницкую митрополию предоставить особый статус Московской архиепископии в управлении Церковью на территории Российской империи. Также было и в период существования СССР, например в Бессарабии (юг Одесской области Украины, территория Молдавии), Буковине (Черновицкая область Украины), где окормление приходов святителями менялось между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией в зависимости от границ СССР. Также, во время Второй мировой войны, окормление оккупированных фашистами территорий Предстоятелями и святителями менялось между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией в зависимости от расположения линии фронта.

Чрезвычайно важным и первоочередным для нас есть сохранение Истинной Церкви Христовой и Её чад в Украине, невзирая на политическую и идеологическую пропасть между гражданами Украины и России. Сохранить возможность приобщения Святой Церкви для каждого, желающего того и готовому к тому человека, родившегося или находящегося в Украине. Восстановить и сохранить мир в старообрядческих приходах Украины. Сохранить наше религиозное и культурное наследие, приумножить его на территории суверенного государства Украина.

Учитывая вышеизложенное, а также факт существования отдельного, суверенного государства Украина, принимая во внимание многочисленные обращения, поступающие с начала войны от чад Святой Церкви, находящихся в Украине и в соответствии с нашими личными убеждениями убедительно просим вас рассмотреть вопрос о предоставлении нашей архиепископии, Киевской и всея Украины, АВТОКЕФАЛИИ в следующей трактовке этого термина:

АВТОКЕФА́ЛИЯ (греч. αὐτοϰέφαλον, букв. - самоглавие), статус поместной церкви в строе Вселенской (по учению и практике православной церкви). Автокефальной считается самостоятельная церковь, не зависящая ни от какой другой поместной церкви, хотя все автокефальные церкви, будучи частями Вселенской церкви, взаимозависимы. Они едины в вероучении, которое изначально хранится всей церковью
(37-е Апостольское правило; 2-е правило Трулльского собора).

Согласно практике Святой Церкви, автокефалия может быть дарована церкви только Вселенским собором. Например, вопросы об учреждении поместных церквей решал 1-й Вселенский собор (5-е правило), 2-й Вселенский собор 2-м правилом утвердил границы отдельных церквей, 3-й Вселенский собор подтвердил автокефалию Кипрской церкви (8-е правило), Халкидонский собор признал автокефалию Константинопольской церкви (28-е правило).

Мы понимаем, что в силу общеизвестных обстоятельств физически сейчас невозможно организовать собрание Общего собора Святой Церкви. Однако мы видим вполне возможным в такой вынужденной ситуации проведение такого собора по нашему вопросу с помощью технических средств связи, при Вашем мудром на то суждении и понимании необходимости безотлагательного решения этого вопроса. Мы готовы взять на себя всю техническую подготовку и наладку для проведения собора таким способом.

Кроме общего собора Церкви, законным учреждение автокефалии делает воля кириархальной церкви (матери-церкви). В связи с этим отдельно, слезно и смиренно обращаемся к Предстоятелю и духовенству Русской Православной старообрядческой Церкви:

Ваше высокопреосвященство, митрополит КОРНИЛИЙ, святии владыки, честнии отцы, братия и сестры во Христе! У нас нету времени ожидать следующего Собора Русской Православной старообрядческой Церкви. Смиренно просим вас оперативно сделать этот шаг, беря во внимание, что личные патриотические взгляды и личная гражданская позиция каждого из нас не может быть важнее и выше того, что есть на пользу Святой Церкви! Просим Ваших святых молитв о прощении наших согрешений и молим Бога о размягчении Ваших сердец для подражания Вами мудрости святых отцов прежних Вселенских соборов и материнских церквей, дававших автокефалию в связи с различными гражданскими и политическими обстоятельствами! Отдельно просим вас принять во внимание, что исходящие из Москвы публичные призывы со стороны церковных иерархов Русской Православной старообрядческой Церкви к старообрядцам Украины о прекращении сопротивления вооружённой агрессии, сложению оружия и прекращению защиты своей Родины для старообрядцев Украины неприемлемы вне зависимости от их этнического происхождения. Неприемлемо для чад Святой Церкви жить в государстве, призывать к свержению власти и территориальной целостности и втягивать в это Церковь. Они способны лишь усугубить раздоры в общинах и уже нанесённый вред, вплоть до законодательного запрета властями Украины существования архиепископии Киевской и всея Украины Русской Православной старообрядческой Церкви, управляющие структуры которой находятся в стране-агрессоре (29.03.2022г. в Верховную Раду Украины внесен соответствующий законопроект). Последующие опечатывания старообрядческих храмов, изъятия государством церковного имущества приведут к потере возможности нести свет Святой Церкви душам христиан, жаждущим этого и проживающим на территории Украины. Ведь все мы, многогрешные, предстанем пред Спасителем на Страшном Суде. И что мы Ему скажем, чем перед Ним оправдаемся, если нашей косностью или нашим промедлением или нашим небрежением, или нашим равнодушием, или нашей гражданской или идеологической позицией мы погубим Его овец?

Высокопреосвященнейшие владыки, просим вас, о распространении среди духовенства и христиан-старообрядцев нашего Обращения. Также просим вас как можно в более краткие сроки дать нам ваши предварительные ответы, которые мы могли бы зачитать в храмах нашей страждущей пастве. А также ваши предложения о координации общих действий в связи со сложившейся ситуацией.

Канонические и технические детали осуществления необходимых ныне Святой Церкви процессов могут быть обсуждены отдельно на уровне служителей епархиальных управлений архиереев.

При общей воле Святой Церкви на то, учитывая абсолютную невозможность физических визитов архиереев и священнослужителей Московской митрополии на территорию Украины, предлагаем, в случае Общего суждения Святой Церкви по этому вопросу, просить Белокриницкую митрополию в первое время, в течение определенного срока, осуществить посильную поддержку (в т.ч. и архиерейским окормлением) во время формирования соответствующих Церковных структур в Украине.

ХРИСТОС ПОСРЕДЕ НАС — ЕСТЬ И БУДЕТ !

С братской любовью и в молитвенном единении во Христе, с надеждой на продолжение во веки Евхаристического общения между всеми чадами Святой Церкви вне зависимости от их места проживания, политических и идейных взглядов, под всем, изложенным выше, подписывается духовенство архиепископии Киевской и всея Украины, свидетельствуя о нашем единомыслии в этих вопросах.