Стратегия участия Церквей и религиозных организаций в миростроительстве «Украина – наш общий дом»
«УТВЕРЖДАЮ»
Главу Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций Ахмед Тамим
– председатель ДУМУ, муфтий Украины 10 декабря 2017 года
Стратегия
участия Церквей и религиозных организаций в миростроительстве
«Украина – наш общий дом»
Украинскому обществу нужен мир в самых разных аспектах: на персональном уровне, в межличностных отношениях, в профессиональных и местных сообществах, во всей стране и на международном уровне. Мир — это ценность для любого общества, независимо от его экономического развития, общественного благосостояния, политического строя, национальной, языковой и религиозной палитры.
Мир — это Божий дар, но принятие этого дара требует постоянных усилий многих частных лиц и общественных институций, среди которых важная роль принадлежит Церквям и религиозным организациям, благотворительным фондам и общественным объединениям, и другим гуманитарным институциям, и медиа. Религиозные общины имеют большой миротворческий потенциал, который часто недооценивается, – это профилактика, резистентность, посредничество, примирение, поскольку все религии провозглашают приверженность миру и любви к ближнему.
Несомненно, религия также может быть использована как опасное и разрушительное оружие в конфликте, однако общая задача всех конфессий – продемонстрировать свою доктринальную и практическую приверженность миру и наилучшим образом реализовать свой миротворческий потенциал. Не вызывает сомнения тот факт, что многие конфликты и войны были бы намного более кровавыми без влияния религиозных деятелей-миротворцев, поскольку во многих случаях они пользуются большим доверием со стороны конфликтующих сторон, ведь религиозная мотивация к примирению пробуждает доверие многих людей. В то же время светских и религиозных деятелей-миротворцев, конечно, не следует считать соперниками, их нужно воспринимать как партнеров в сотрудничестве, ведь их опыт, который может взаимно дополнять друг друга.
Религиозно мотивированные деятели могут внести решающий вклад в избежание или деэскалацию социальных конфликтов, который никто другой не смог бы или не захотел бы сделать. Следовательно, их голос в обществе должен звучать громко, чтоб их миротворческие компетенции воплощались и реализовывались наилучшим образом.
Сейчас Украина страдает от множества общественных вызовов и ран, требующих исцеления и совместных действий для их преодоления. Среди них можно отметить давние проблемы:
– нехватка общественного доверия, мешающая экономическому, политическому и социальному развитию государства;
– значительный разрыв между богатыми и бедными, что приводит к слабому представлению среднего класса как ключевого показателя экономического здоровья страны и общественного благосостояния;
– масштабная коррупция: как на бытовом уровне, так и в самой верхушке государственной власти;
– недостатки в работе системы правосудия, которая должна гарантировать справедливость и верховенство права, равенство всех перед законом и неотвратимость наказания за преступление, независимо от должности и социального статуса;
– посягательство на институт семьи и попытки исказить понимание супружества как союза мужчины и женщины;
– манипуляции и недоразумения вокруг языкового вопроса;
– разные взгляды на исторические события и личностей;
– единичные локальные межцерковные конфликты, связанные с разрешением религиозными общинами имущественных вопросов.
К ним добавились новые общественные вызовы:
– большое количество наших сограждан, тем или иным способом пострадавших от войны на востоке Украины и от незаконной аннексии АР Крым, что, в том числе, причинило много душевных ран, вызвало неуверенность в завтрашнем дне, агрессивность к окружающим;
– появление сотен тысяч внутренне перемещенных лиц и потребность их интеграции в местные общины на новом месте жительства;
– реинтеграция населения временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым;
– проблема освобождения заложников (пленных), удерживаемых так называемыми ДНР/ЛНР на неподконтрольной правительству территории на востоке Украины;
– распространение нелегального оружия и снижение психологического порога по применению насилия для улаживания жизненно важных дел;
– массовое распространение дезинформации и сознательно сконструированных ложных новостей (фейков), которые затрудняют выяснение правды и, следовательно, провоцируют принятие неправильных решений, парализуют диалог.
Таким образом, эта Стратегия имеет целью определить цели и задачи миростроительства в Украине – как здоровую реакцию на упомянутые общественные вызовы, прежде всего, для урегулирования глубинных причин конфликта и недопущения его повторения. Миростроительство – это длительный, но жизненно необходимый процесс, который достигнет успеха благодаря синергии усилий представителей разных конфессий и общин. Ведь сегодня мы все как никогда нуждаемся в мире. Мира в наших душах, в семьях и в нашем общем доме – Украине.
Каждый из нас в нашем украинском доме имеет возможность и призван проявлять уважение и милосердие к ближнему, уважать достоинство и равенство прав каждого человека, не быть нетерпимым к естественным различиям каждой личности и ее инаковости (цвету кожи, языку, национальности, вероисповеданию, культурным различиям и т.д.). В каждой семье встречаются споры и несогласия, которые по доброй воле родных преодолеваются через доброжелательный диалог, прощение и проявление любви ради сохранения и укрепления семьи. Так же и в обществе каждый должен взять на себя свою долю обязанности беречь и расширять пространства мира ради общего блага – утверждения единства, взаимного доверия и всеобщего благосостояния.
Как разрушительные пожары начинаются из-за халатности и легкомыслия, так эскалация взаимной агрессии и вражда могут разгореться из-за одного неосторожного слова или поступка. Однако, осознавая общую ответственность за спокойствие, безопасность и благополучие в нашей стране, мы сможем – все вместе как сообщество и каждый в отдельности как гражданин и верующий:
– умиротворять имеющееся общественное напряжение в обществе;
– не раздувать новые конфликты;
– избегать преждевременного общественного осуждения и чрезмерного критиканства;
– отказаться от стереотипных оценок других людей и сообществ;
– создавать вокруг себя пространство доверия и взаимоподдержки;
тем самым сохраняя наш дом от раздувания зависти, злобы, нетерпимости и ненависти.
Мир или раздор – это наш собственный выбор! И этот выбор мы делаем каждый день: когда встречаемся с людьми, имеющими другое происхождение, выглядят, думают или говорят по-другому; когда решаем, какое заявление сделать, какими новостями поделиться и какой комментарий оставить в социальных сетях; когда выбираем между пассивностью и неравнодушием перед лицом соседских или общественных проблем.
Мы сами создаем атмосферу, которую формируют отношения с окружающими. Это очевидно подтверждают те страны, где улыбка и доброжелательность к незнакомцам стали явным элементом национальной культуры. Даже в ситуации, когда идет война, нам не следует забывать, что военные защищают мирную жизнь своей страны, их цель – мир.
Блаженны миротворцы! Это дело богоугодно, и каждый из нас может к нему приобщиться: в семье, на рабочем месте, в общине, через активную гражданскую позицию. Наблюдая в Священных Писаниях высокий стандарт человеческих взаимоотношений, основанный на любви к ближнему, религиозные общины в целом и их члены в частности могут стать миротворцами и активными участниками миростроительных инициатив, которые должны опираться на такие основополагающие принципы:
– вера в Бога;
– любовь к ближнему;
– эмпатия (сопереживание, сочувствие), неравнодушие;
– уважение достоинства и полноты прав других людей;
– строительство доверия;
– сплоченность и солидарность;
– взаимодействие.
Поставив перед собой общую единственную цель – достижение мира, давайте постараемся, чтобы наш общий дом был комфортным и безопасным местом для каждого – в многообразии национальностей и языков, религий и убеждений, профессий и призваний. Мы можем достичь этого, придерживаясь трех главных правил в отношениях с теми, кто нас окружает:
Услышать! Понять! Действовать вместе!
В то же время, этот подход позволяет выделить стратегические цели и более конкретные задачи в области миростроительства в Украине.
1. Услышать
1.1. Признание правды
Прежде всего, примирение должно начинаться с определения правды – выяснения фактов. Без правды примирение невозможно, иначе обе стороны рискуют положить в основу диалога стереотипы, мифы, интерпретации, которые чаще всего и влекут за собой разделения и конфликты и потому не могут служить основой для понимания.
Для этого рекомендуется принимать следующие миротворческие меры:
– повышение осведомленности, особенно среди школьников и молодежи, путем проведения просветительских и учебных мероприятий по темам языкового, национального, религиозного многообразия Украины;
– повышение медиа грамотности, в частности способности декодировать лживую информацию;
– проведение курсов грамотного и безопасного использования социальных сетей;
– своевременное выявление носителей лживой информации и повышение доверия к позиции моральных авторитетов и признанных экспертов.
1.2. Устранение стереотипов
Наше восприятие собеседника, определенной социальной группы, религиозной конфессии или сообщества напрямую зависит от нашего представления о нем. Поверхностная информированность, отсутствие профессиональных знаний и использование второстепенных источников информации часто становятся причинами доверия мифам и интерпретациям, а не фактам. Это в свою очередь влечет за собой крайности восприятия и укореняется в предвзятости и ошибочных оценках.
Опасность поддержания мифов и стереотипов заключается в их замкнутой сущности: с одной стороны, они питаются пропагандой и информационными манипуляциями, с другой – сами становятся источником такой пропаганды. Поэтому важно развенчивать мифы и устранять стереотипы для того, чтобы они не мешали нашему восприятию собеседника в диалоге.
Для этого рекомендуется принимать следующие миротворческие меры:
– популяризировать культуру взаимоуважения, мирного сожительства в многообразии языков, национальностей, религий, уважения достоинства и прав другого человека, независимо от взглядов и любых различий и т.п.;
– воспитывать высокие моральные ценности, основанные на религиозном учении, – любовь к ближнему, терпимость, взаимоуважение, неравнодушие, доверие и т.д., в том числе в конфессиональных учебных заведениях, в воскресных/субботних школах при церквях и религиозных общинах;
– прийти к согласию в соблюдении культуры общения и критики, которая предусматривает недопустимость травли, использование оскорбительных слов и выражение пренебрежения в адрес представителей других языковых предпочтений, национальностей, религий, политических взглядов, социального статуса или места жительства;
– повышать уровень квалификации служителей, представителей церквей и религиозных организаций, чтобы их пастырская и миростроительная деятельность была свободна от стереотипов;
– избегать поспешного осуждения и стереотипных оценок других людей и сообществ, в то же время формировать свое представление о них путем углубления осведомленности и с помощью прямого диалога;
– разрабатывать и осуществлять асимметричные информационные стратегии в ответ на пропаганду и информационные манипуляции, например, принимать меры, направленные на развитие коммуникации по принципу “от человека к человеку”.
2. ПОНЯТЬ
2.1. Диалог
Примирение – это процесс, основанный на готовности к диалогу. Для дальнейшего успешного взаимодействия друг с другом необходимо понять особенности и мотивацию другой стороны. И диалог, как форма непосредственного познания, является лучшим инструментом для понимания, развенчания мифов и пропагандистских образов, устранения стереотипов.
Во время диалогов мы можем встречаться в прямом общении с реальными людьми, а не с образами, сформированными телевидением, лидерами мнений в социальных сетях или целенаправленной пропагандой. Познание подлинной позиции людей – на чем строятся их убеждения, что на самом деле они думают и как будут действовать в тех или иных ситуациях – позволяет нам самим лучше понять, как нам действовать в сложившейся ситуации.
Диалог – это не то же самое, что переговоры. Его участники не должны стремиться любой ценой убедить другого в своей правоте или пытаться достичь совместного решения для его дальнейшего воплощения. Вместо этого цель диалога – понять видение другой стороны и выяснить, какие ожидания, опасения или стереотипы влияют на формирование ее позиции.
Результатом диалога может быть выяснение сути различий в позициях сторон и верное понимание того, какие шаги каждая из сторон может предпринять в условиях разного видения ситуации, чтобы не допустить дальнейшей эскалации конфликта и способствовать его умиротворению. Диалог нацелен на то, чтобы найти возможность учесть интересы разных сообществ и найти надлежащий баланс интересов, в условиях которого конфликт теряет всякий смысл и становится невыгодным для каждой из сторон.
Для этого рекомендуется принимать следующие миротворческие меры:
– популяризировать межконфессиональный и другие формы общественного диалога на национальном и местном уровнях как способ взаимопонимания, разрешения конфликтов и развития взаимодействия;
– присоединяться к “народной дипломатии” для инициирования и поддержания постоянного диалога непосредственно между разными группами граждан, которые проживают по разные стороны линии столкновения на востоке Украины и в оккупированной АР Крым;
– участвовать в разработке государственных стратегий по реинтеграции населения временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, включающих мероприятия по восстановлению связей, народной дипломатии и налаживанию прямого диалога (положительный пример: акция «Восток и Запад вместе» по организации отдыха для детей востока Украины в западных регионах страны);
– содействовать структурированным диалогам и организовывать диалоговые площадки для поощрения терпимости и взаимоуважения в конфликтных регионах, сообществах, во время общественных дискуссий по идеологическим вопросам.
2.2. Прощение
В результате диалога мы должны признать обиды, которые нам нанесли и признать те обиды, которые, возможно, мы кому-то нанесли. “Прощаем и просим прощения” – может быть универсальной формулой миростроительства.
Прощение является важной составляющей миротворчества на пути к деэскалации и разрешению конфликта. Если человек прощает, то он способен не только преодолеть конфликт – он побеждает конфликт, ведь тем самым не позволяет, чтобы вражда пленила его сердце. Участникам миротворческих инициатив следует подчеркивать, что прощение, как и миростроительство в целом, возможно до завершения конфликта, а не только после его окончательного решения.
Прощение важно для восстановления доверия. Без усиления общественного доверия не может развиваться экономика, политика и общество в целом. Доверие – это основа человеческих отношений, и когда они портятся, только прощение может их восстановить.
Для этого рекомендуется принимать следующие миротворческие меры:
– проводить активную душпастырскую работу по раскрытию религиозного содержания прощения, которое является сознательным и добровольным актом человека на пути к примирению;
– оппонировать искаженному пониманию прощения как неоправданного “подарку” обидчику и как проявления покорности его давлению.
3. ДЕЙСТВОВАТЬ ВМЕСТЕ
3.1. Утверждение справедливости
Еще один важный шаг на пути миростроительства – установление справедливости. Это может быть защита обиженных, которые страдают из-за несовершенства украинской системы правосудия, которая гарантировала бы справедливость, верховенство права и равенство всех перед законом. Отдельным направлением совместной деятельности есть область социальной защиты лиц, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. В том числе это может быть связано с возмещением причиненного ущерба в результате конфликта на основании установленных фактов, ведь несправедливость следует исправить. Религиозные общины, общественные, правозащитные и другие гуманитарные институты могут различным образом взаимодействовать для достижения этих целей, что вносит значительный вклад в дело миростроительства.
Для этого рекомендуется принимать следующие миротворческие меры:
– предоставлять юридическую защиту обиженным лицам и сообществам от несправедливых обвинений, беззакония, чиновничьего произвола, несправедливости со стороны коррумпированных работников правоохранительной и судебной системы;
– противодействовать замалчиванию совершенных злоупотреблений, беззакония, несправедливости; способствовать гласности и обнародованию фактов несправедливости в интересах оздоровления общества из-за неотвратимости наказания за преступления и правонарушения;
– поддерживать социально незащищенные слои населения (бездомных, сирот, пожилых людей и лиц с инвалидностью, тяжелобольных и т.п.) и принимать меры, направленные на преодоление бедности и обеспечение доступа к работе, в частности через развитие программ социального предпринимательства;
– оказывать духовную, психологическую, материальную, финансовую, медицинскую помощь лицам, пострадавшим в результате войны на востоке Украины – помогать им вернуть материальные потери, залечить как психические, так и физические раны;
– способствовать освобождению заложников (пленных), удерживаемых в ОРДЛО так называемыми «ДНР/ЛНР», а также наших сограждан, несправедливо удерживаемых и осужденных в АР Крым и России по политическим обвинениям.
3.2. Совместные действия
Конечная цель миростроительных инициатив — вернуть сердца людей друг к другу и наладить сотрудничество между ними. Важно формирование добрососедской атмосферы, которая становится возможной благодаря взаимопониманию и диалогу, что в свою очередь открывает возможности для взаимодействия.
Религиозные и другие общины призваны являть широким массам пример миротворчества, совместно действуя ради утверждения в обществе мира, взаимоуважения, единства. При этом важно понимать, что взаимодействие Церквей и религиозных общин разных конфессий в деле миростроительства и других общественно-важных вопросов не несет в себе угрозы стирания идентичностей. Напротив, такого рода сотрудничество отдельных верующих и религиозных общин с разными идентичностями является мощной манифестацией миротворческой сущности религии – когда представители разных религиозных конфессий могут сотрудничать, сохраняя собственные доктринальные и вероисповедные особенности ради общественного блага, утверждения общественной морали и мира.
Высокий уровень общественного доверия, которым пользуется институт Церкви в Украине, и общая приверженность миру в вероучениях всех конфессий свидетельствует, что этот исключительный потенциал Церквей и религиозных организаций может послужить делу миростроительства наилучшим образом.
Для этого рекомендуется принимать следующие миротворческие меры:
– молиться за мир в Украине, за исцеление и преодоление общественных разломов, восстановление справедливости, правосудия и верховенства права;
– отказаться от употребления языка вражды в адрес друг друга, в том числе в адрес представителей других конфессий, сообществ, социальных групп, политических партий, органов власти;
– развивать межконфессиональное сотрудничество в различных областях, направленных на утверждение справедливости и развитие мира (положительный пример: деятельность межконфессиональной миссии «Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы»);
– творить в обществе культуру экуменического и межрелигиозного сотрудничества во благо всех сограждан, поощрять позитивные инициативы и отмечать положительный опыт сотрудничества.
_________________
Даний переклад був зроблений в рамках проекту “Порозуміння”. Читати оригінал можна на сайті ВРЦіРО або на сайті ВПУ.