• Главная
  • Отец Виталий Эйсмонт об УПЦ: «Я почувствовал себя обманутым своей Церковью»...

Отец Виталий Эйсмонт об УПЦ: «Я почувствовал себя обманутым своей Церковью»

09.05.2014, 12:27
Отец Виталий Эйсмонт об УПЦ: «Я почувствовал себя обманутым своей Церковью» - фото 1
Интервью с о.Виталием Эйсмонтом о ситуации в УПЦ (МП), Церкви и патриотизме, а также о путях межправославного диалога.

Eismont.jpgНа днях стало известно о совместном служении о. Виталия Эйсмонта из УПЦ (МП) с представителями Киевского Патриархата. После этого начали распространяться слухи и непроверенные сведения о переходе священника в УПЦ КП, однако ничего официально известно не было. РИСУ удалось поговорить с о. Виталием о ситуации, а также о том, на самом ли деле стремление к объединению Церквей реально на фоне войны в стране.

– 6 мая Вы отслужили литургию вместе с представителями Киевского Патриархата в Выдубицком монастыре. После этого начали распространяться слухи о том, что Вы перешли в УПЦ КП, а также нередко звучали обвинения в том, что Вы стали «раскольником». Что произошло на самом деле и в какой юрисдикции Вы служите?

– Я был и остаюсь клириком УПЦ Московского Патриархата. Попробую пояснить, что меня окончательно побудило к этим действиям, что морально накануне прижало, сдавило, после чего оставаться на старых принципах в Украинской Православной Церкви я уже не мог.

Было непросто находиться тут, я говорю об Овручской епархии УПЦ. Ситуации часто становились анекдотическими, но это реалии, с которыми я должен был смиряться. У меня шестеро детей, а приход очень маленький да и в вымирающем селе. Не раз обращался к владыке с просьбой перевести меня на другой приход, чтобы я смог хотя бы прокормить семью. Но мне отвечали, что у меня «просто неспокойный дух, поэтому нужно читать все 12 томов Иоанна Злотоуста, тогда все пройдет и Бог поможет». Я стал читать, влез в долги, но ничего не изменилось – пришел снова, объяснив, что не за что детей кормить. А мне говорят: «Мало, читай еще Феофана Затворника». Когда и это не помогло, то ответ был таким, что я сперва подумал, это шутка. Мне сказали, что «у вас там есть баптисты, вот работай, обращай их в спасенную православную веру – тогда и приход увеличится, и деньги появятся». Это если только говорить о некоторых штрихах епархиальной жизни, я еще с этим жил и к этому привыкал.

10 декабря 2013 года было обнародовано обращение священников из УПЦ о не просто поддержке событий, а о том, что нужно до конца оставаться христианами, не забывать, что «титушки» и «Беркут» – это тоже наши ближние. И вместо того, чтобы поддержать, в их слова вцепились, выдернули из контекста и сказали, что священники стали на сторону определенной политической силы, написав, что есть люди «по ту сторону баррикад». Об этом даже было сообщено на нашем ключевом сайте «Православие в Украине», о том, что некоторые священники заполитизированы, сеют ненависть между людьми вместо того, чтобы проповедовать любовь. Это было больно, потому что писали те, кого считал друзьями.

Но окончательно перекрыли дыхание о. Александр Авдюгин и Светлана Охрименко, писавшие в Facebook и ЖЖ о радости от советских флагов и российских триколоров, о поддержке пророссийских активистов на блокпостах и т.д. И тут читаю комментарии под подобными словами – а там лишь о том, что «это прекрасно». То есть наше обращение к Майдану называли политическим, а когда пошла откровенная поддержка сепаратистов – это перестало считаться политикой, это делается так, потому что «по-другому в данной среде невозможно».

А я ждал, когда же моя Церковь сделает заявление, где будет говориться не только о том, что «терпите, молитесь о мире». Это хорошо, это необходимые слова, но нужно признать: то, что Крым был захвачен российской стороной, является попыткой захватить Восток и Юг страны, что такие факты присутствуют. Однако в официальных кругах РПЦ эти факты обошли молчанием, а в самой УПЦ о путинской агрессии тоже почти не было слышно. Вот, например, Дмитрий Марченко на упомянутом сайте написал: «Случилось то, что случилось: Крым отошел. Можно говорить что угодно, но это случилось». И все! Другого мнения на сайте мы не найдем, а это же медийное лицо Церкви!

Я почувствовал себя обманутым своей Церковью, в которой служил более 22 лет. Это ужасное чувство. Тогда я узнал о службе у Патриарха Филарета, тем более, что звучали разговоры о том, что Церкви созрели к объединению, и принял участие в службе. Я прекрасно понимал, какими могут быть последствия такого шага, а поэтому был готов, что если в этой УПЦ (МП) окажусь ненужным, то могу перейти в КП. Но пока в епархии спокойно, никто меня не обвиняет. 9 мая у меня запланирован разговор с управляющим епархией митрополитом Виссарионом, о чем мне сообщили в спокойном тоне. Если все будет хорошо – я останусь. И если будет возможность присоединяться к службам Киевского Патриархата время от времени – я буду это делать.

140509_2.jpg

– Какова сейчас ситуация в УПЦ (МП)? Готовы ли священники к объединению в единую Поместную Церковь? Есть ли желающие перейти в другую конфессию, не соглашаясь с политикой собственной Церкви? Насколько их много?

– Есть стремление к объединению, есть желание, много священников-патриотов, верящих, что в одном государстве не должны все время автономно сосуществовать две Церкви. Пока они не могут пойти на такой шаг, который сделал я, однако мысли об этом у них давно зреют. Когда же я с ними общался, то получил поддержку и благодарность за свои намерения. Я буду служить Господу, Его Церкви и Украине, независимо от того, к какой юрисдикции буду принадлежать. Нужно что-то делать с молчаливой реакцией УПЦ – я так дальше не могу, не могу действовать против совести, которая не позволяет стоять в стороне в такой ситуации.

– А если говорить о высшем руководстве УПЦ, готовы ли они повести Церковь к объединению? Каково Ваше личное мнение?

– Я не могу говорить обо всей Церкви в целом, но скажу от себя лично. Я очень люблю и уважаю владыку Антония (Паканича), управляющего делами Церкви, он искренно любит Украину и переживает о ее судьбе. Но и от него, и от Местоблюстителя митрополита Онуфрия я ждал более конкретных действий, хотел услышать о том, что в стране действительно есть сепаратисты, коллаборационисты, есть и священники, поддерживающие разные стороны конфликта…

Нужно ставить вопрос «что же делать дальше», а его никто не задает в принципе. Такое впечатление, что они надеются только на молитву и проповедь примирения, а дальше уже как Бог даст. Но нужно и свои усилия приложить, как говорится в послании апостола Павла о том, что Бог нам доверил быть соучастниками Его работы не только в молитве. Царство Божие силою приобретается, конкретными действиями. Главное, что есть стремление к этому, однако, вроде пока что-то и происходит, эти движения и дела остаются бесплодными. Есть примеры полученных плодов, откровенно горьких, особенно в наших церковных СМИ. Явна интенция «не туда». А если в нашей Церкви есть нездоровые симптомы, если на это не обращать внимания – не будет излечена болезнь и организм погибнет. Это как с организмом человека – болезни нужно диагностировать и лечить, а Церковь – это Тело Христово. И обидно, что этого не происходит.

– Что касается ситуации на Востоке и Юге страны. Как священники могли бы повлиять на ситуацию, урегулировать ее и приблизить мир? Что именно они должны были бы делать кроме молитв?

– Для меня Восток и Юг очень близкие регионы. Я родился в Донбассе, в городе Краснодон, где жил до первого класса. Потом всю школу прошел в Крыму, о чем сейчас вспоминаю и думаю, что это очень символично.

Что можно сделать – бесспорно, можно влиять на ситуацию, обращаться к людям не только с молитвой и проповедью терпения. Батюшки должны призывать своих прихожан помнить о десятой заповеди Божьей «не возжелай чужого» и о том, что присоединение к соседней стране автоматически делает иностранцами патриотически настроенных сограждан данного региона. И второе, не менее важное: политические пророчества преподобного Лаврентия Черниговского (которых на самом деле святой не говорил, о чем достоверно известно) и архимандрита Зосимы Сокуры (того самого, кто благословил Януковича на президентство) – сугубо политические видения, к христианству не имеющие никакого отношения… Если это фальшивое основание ликвидировать, то сознание мирян может существенно измениться.

Киев, 8 мая 2014г.

Разговаривала Татьяна МУХОМОРОВА