Памяти Сергея Крымского

Памяти Сергея Крымского - фото 1
30 июня 2010 года на 80-м году жизни умер украинский философ с мировым именем, лауреат Национальной премии имени Т. Шевченко, последний украинский софиолог Сергей Борисович Крымский.30 июня 2010 года на 80-м году жизни умер украинский философ с мировым именем, лауреат Национальной премии имени Т. Шевченко, последний украинский софиолог Сергей Борисович Крымский.

Автор ряда книг и большого количества статей, Сергей Крымский с 1957 года работал в Институте философии им. Г. Сковороды НАН Украины, где руководил работой не одного десятка аспирантов. В стенах Института 22 июня он отпраздновал 80-летие и сказал слова, растиражированные сотней украинских изданий: «Мы не знаем, кода именно произойдет наша встреча с Богом, однако мы точно знаем, где именно это произойдет: в зоне Милосердия, Сочувствия и Доброты, поскольку лишь проявляя эти черты, мы становимся ближе к Всевышнему».

Своими размышлениями о вкладе Сергея Борисовича Крымского в украинский интеллектуальный мир делится постоянный автор РИСУ Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ.

Существует три важных дела Сергея Крымского, существенно серьезно повлиявшие на умов в Украине.

Первое — это свободная философская мысль, заменявшая марксизм кантианством. Среди старшего поколения украинских философов царило невосприятие сталинского понимания марксизма. По Сталину, социальное бытие обуславливает мышление, условия жизни определяют деятельность и творчество. Прыгнуть выше условий настоящего — невозможно. Ведь личность это сумма собственных социальных связей, и нельзя опередить свое время, свою сумму связей. У Сергея Крымского вместе с другими корифеями киевской философии советского времени было яркое ощущение свободы творчества и самотворчества. Человек свободно мыслит, покидая тесноту собственных связей. Человек потому и является человеком, что все время становится выше самого себя. Выше социальных условий, экономических базисов, социальных связей. Человек — это существо, существующее как свой проект, творящее себя на грани возможного и даже в героическом преодолении всех границ, за гранью возможного. Культура – это творческий взрыв, преодолевающий настоящее, но позволяющий существовать будущему. Без сегодняшнего творчества и открытости возможна только стагнация и упадок человеческого в человеке. Человек — это деятельность по созданию культуры. Культура — это сверхбиологическое, то есть человеческое в человеке. Человек — это деятельность по созданию человеческого. Быть винтиком государственно-классовой машины — это не по-человечески. А уж если ты человек, то можешь быть и философом, и поэтом, и россиянином, и украинцем.

Второе дело — это апология культуры, апология живых культурных традиций. Созданная творческой деятельностью культура не может быть объектом свободного манипулирования или уничтожения. Культура — это живая ткань социального бытия, необходимая человеку именно в качестве живой, целостной. Все попытки политиков перекроить культуру, сделав аппликацию на тему «строитель коммунизма» или «идеальный гражданин Украины, объединяющий Восток и Запад» — все это нежизнеспособные результаты манипуляций. Культура создается личностями, и процесс творчества тайна. Созданная культура только кажется неживой. Она является органичным домом бытия для личностей, и потому необходимо создавать условия для органичного саморазвития культуры, а не манипулировать или смешивать. Лелеять необходимо не только великие традиции, но и малые органичные традиции — например, культурные миры отдельных гениальных личностей.

С_Кримиський1.jpgТретье дело — это киевская идея. Киев — это мир культуры, осознанно созданный как священный космос, священный полис (город, живущий органичной жизнью). Киев — это культурная жизнь города, противостоящая некультурному миру хаоса. Хаос волнами катится к священным стенам Киева и молитва Богородицы в Софии — это единственная защита для культуры. Киев — это пространство культуры, защищающее от хаоса. Культура защищается посредством сакрализации самой себя в образе священного города. Город — женского рода в еврейской и греческой традиции. Церковь — тоже. Город-Церковь-Богородица. Священная защита для пространства культуры. А в этом пространстве культуры есть место для нового творчества. Сложно, практически невозможно начинать все с начала в степи варварства. Начинать культурное творчество возможно и нужно именно внутри города, внутри пространства культуры. Тут можно вступить в диалог, что-то принять, что-то преодолеть и пойти дальше.

Всю жизнь Сергей Крымский боролся за человечность, за пространство существования для человечности, искал способы защиты человечности. Только настоящий человек по-настоящему, всей своей целостностью может быть открыт Богу. Потому не случайным является то, что настоящий украинский философ стал христианином. Если еще христианские богословы смогут оценить своего Сократа, отыскать в его наследии зерна, столь необходимые для хлеба украинского богословия…