• Главная
  • Пастор Денис ПОДОРОЖНЫЙ: «Когда Бог дал нам веру, это не был бартер – Он не забирал у нас разум»...

Пастор Денис ПОДОРОЖНЫЙ: «Когда Бог дал нам веру, это не был бартер – Он не забирал у нас разум»

21.08.2014, 09:32
Пастор Денис ПОДОРОЖНЫЙ: «Когда Бог дал нам веру, это не был бартер – Он не забирал у нас разум» - фото 1
Может ли христианин выстоять под влиянием среды, соединимы ли христианство и вера в стереотипы и как уберечься от черно-белого восприятия мира в интервью с Денисом ПОДОРОЖНЫМ.

podorozhnyj_denys_w.jpgПастор церкви, основатель служения «Дом на скале» Денис ПОДОРОЖНЫЙ посещает разные страны, бывал в Украине, России, Средней Азии и Америке. После последнего визита в Украину столкнулся с волной критики от своих знакомых верующих из России. Некоторые из них с предвзятостью удивлялись, чем его увлекла эта страна и почему он решил ее посетить в период войны. Пастор Денис говорит, что любит и украинцев, и русских, потому что как среди одних, так и среди вторых есть люди трезвые, глубокие и лишенные «закваски», которая портит отношения с Богом. «Лишь умение слышать Бога позволяет нам правильно оценивать ситуацию», – говорит он. Наибольшая опасность, по его мнению, – верить в собственную непогрешимость и поддаваться влиянию стереотипов. О том, может ли христианин выстоять под влиянием среды, соединимы ли христианство и вера в стереотипы и как уберечься от черно-белого восприятия мира, далее в интервью.

– По приезде в Киев Вы выложили в Фейсбук фотографию вывески «Вас приветствует Киев!», и после этого на Вашей страничке появилось очень много критических предвзятых по отношению к Украине комментариев.

– Очень опасно делать мир черно-белым, антагонистическим, в котором по одну сторону – добро, а по другую – зло. Это напоминает старый советский фильм, в котором гвардейцы с пламенным взглядом смотрят в светлое будущее, а фашистов обязательно изображают обслюнявленными с придурковатым лицом. Одни делают абсолютное добро, а другие – абсолютное зло. Такие трактовки случаются в каждой стране. Мне кажется, что когда разгорелся конфликт на востоке Украины, некоторые люди прибегли к однозначным оценкам и поверили в черно-белый мир. Когда, приехав в Киев, я написал, что оказался в благословенной Украине, некоторые со злобой восприняли эти слова. Знаю, если бы я написал о какой-либо другой стране – Нигерии, Африке, – все бы сказали: «Пусть Бог тебя благословит!».

В данной ситуации люди все очень остро воспринимают. Один служитель мне написал: «Денис, хорошо быть солью, но плохо, когда соль на рану», но я сказал, что «не нужно думать, что раны лишь с одной стороны».

Замечу, что вредно воспринимать события через призму телевидения. Я специально отключил некоторые телеканалы, формирующие предвзятость через пропаганду. Я христианин, служитель для разных народов. Не хочу нести ненависть вместо того, чтобы нести мир с Небес, утешение для тех, кто скорбит, и перемирие для тех, кто враждует.

– С какими стереотипами об Украине Вы сталкивались?

– Стереотипы – это целый клубок страхов, знаний и опыта, фантазий и предубеждений. Наиболее распространенные стереотипы об Украине всюду одинаковые – мол, здесь бандеровцы, хунта и фашисты. К тому же, независимо от того, понимают они, что такое фашисты или нет. Сведущи они в политике или поверхностно интересуются этой сферой.  Это стереотипы, которые передаются, живут самостоятельно и не всегда связаны с конкретными фактами. Такие стереотипы могут порождать другие мифологемы. К примеру, есть стереотип, что все россияне ленивы и пьяницы, а все украинцы – бунтари и предатели, американцы – ограниченные и эгоистичные, а европейцы – это геи и лесбиянки. Мне одинаково неприятно, когда нацию называют «ватниками», «фашистами», «кацапами» или «хохлами». Неприятно, когда говорят обобщенно. Есть группы людей, личностей, которые могут  сознательно или несознательно, мотивированно или немотивированно допускать ошибки и совершать ужасные дела.

– В Крыму были случаи, когда верующие больше верили внешним источникам информации, чем своему пастору. Это вызов для Церкви или это проблема Церкви? Что это? Что делать в подобной ситуации?

– Существует риск, если рассматривать эту ситуацию обобщенно. Нужен конкретный пример. Церкви отличаются, как и пасторы. Мы не можем однозначно судить обо всех христианах, которые поддаются внешним влияниям пропаганды. Мы не можем знать, какое духовное состояние было у этих людей. Одни могут быть высокого духа, порядочные, а другие лишь именуют себя христианами. Они могут быть частью Церкви, но в Божьих глазах быть формальными. Погруженными в свои интересы. Их даже можно назвать плотскими христианами. Допустим, именно такие люди стали подавляющим большинством Церкви и повлияли на других. А где-то люди поддались влиянию пропаганды, «заквасились» СМИ. Сегодняшняя ситуация – это повод для осмысления. Нужно делать выводы. Нужно прививать людям христианский характер. Нужно так учить людей, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств, ситуации, они хранили ценность личности, чтобы уберечься от плотской реакции.

Нужно заботиться о внутреннем наполнении. Бочка с водой погасит огонь, а бочка с порохом взорвется. Почему некоторые христиане утратили близость с Богом или перестали вести себя как христиане? Я неоднократно сталкивался с тем, что верующие и даже служители, высказывая свою мысль о событиях в Украине, допускали по отношению друг к другу хамство и грубость. Как такое возможно? Это просто нездоровый дух, пораженный разум. В истории христианства были разные времена. Во всех обстоятельствах нужно оставаться христианином. Мы не должны быть похожими на розочку, о которой писал Экзюпери в новелле «Маленький принц». Маленькому принцу нужно всегда накрывать ее стеклянным колпаком и прятать от ветра за ширмой, чтобы она не простудилась и не умерла. В реальной жизни будут происходить разные ситуации, без ширмы и колбы. Важно всегда оставаться христианами, людьми с большой буквы.

– Сейчас пасторы говорят, что встал вопрос по изменению богословия проповеди в контексте патриотизма. Что делать верующим: нужно защищать свою землю и бороться, или встать на колена и молиться? Это один из социальных вопросов, которые встали перед церковью.

– История христианства свидетельствует, что церковь не раз пребывала в двойственном положении относительно патриотизма и во взгляде на ответственность перед нацией. С одной стороны, мы – граждане неба, люди, направленные к вечному Царству Бога и называем себя Божьим народом. С другой – мы живем на земле и физически каждый пребывает в своей стране. Такой дуализм часто порождал разные крайности в церковной среде: от христианизации национализма и национализации христианства (назовем их условно «националисты») до отрицания земных обязательств перед народом и государством.

На мой взгляд, обе богословские крайности опасны, хотя и аргументируют свои позиции учением Библии. «Националисты» ссылаются на то, что порой апостолы имели особое призвание служить какому-то конкретному народу (Гал. 2:8). И с их точки зрения это говорит об ответственности человека за свою нацию, а также что Бог, согласно Библии, имеет планы не только для людей, но и для народов и стран. Их противоположность, «уранополиты» аргументируют свою позицию словами ап. Павла, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11), а также словами из Послания к Галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Те, кто отрицает значимость этноса, убеждены, что есть единая нация для христиан – это народ Божий, Церковь. Она за рамками языка и культурных барьеров. В каждом из подходов есть своя правда, но все же истина не в крайностях, а в целостном понимании библейского учения и нашего призвания.

Согласитесь, что вряд ли «уранополиты», сказав, что нет ни иудея, ни эллина, продолжат мысль и провозгласят, что если нет мужского и женского пола – долой остатки гендерных отличий! Все голышом в одну баню! Библейские слова об отсутствии отличий касаются спасения – в вечности нет земных ограничений. Но в земной жизни они имеют значение. Хотя бы частично. Кстати, разный характер служения Павла разным народам тому подтверждение. Поэтому золотая середина в вопросе патриотизма есть понимание одновременно нескольких вещей: во-первых, наша вечная отчизна на Небесах; во-вторых, Бог любит все народы; в-третьих, нам нужно уважительно относиться к любой национальности, отделяя грехи людей от их происхождения; в-четвертых, нужно нести ответственность перед Богом за свой народ и страну, в которой живем. Поэтому перед священнослужителями не стоит задача изменять богословие (разве только если кто-то держался каких-то крайностей). Просто каждому христианину нужно понимать свою роль в жизни, в церкви, в обществе. И задача церкви – помочь верующим не уклоняться от своей ответственности перед Богом и не прятать голову в песок, говоря: «Моя хата с краю, ничего не знаю». В советское время был популярен мультфильм о добром коте Леопольде, который не решал конфликт, а только просил: «Давайте жить дружно». Отход от проблемы порождает новые проблемы. Нам нельзя иметь такую позицию. Поставленные задачи нужно решать. Вопрос только в том, кому и как это делать.

Каждый специалист в своей сфере должен качественно выполнять свою задачу, кем бы он ни был (политик или экономист, военный или гражданский, священник или ученый). Кроме того, любой человек имеет собственные дары, способности и возможности. Этим он может служить, решая проблемы общества.

Я уверен, что в такие тяжелые времена, как сейчас, только церковь может исполнить роль духовного посредника, который не заменяет Христа, но показывает Его миру. Она способна послужить обществу делом примирения, и не только молиться за народ, но и вдохновлять тех, кто внутренне надломился, помогать тем, кто страдает, утешать скорбящих и спасать взятых на смерть. Социальная задача каждого христианина – не только быть соучастником в вечной роли церкви, солью этой земли, но и лично исполнять то, что он может делать для людей в меру своих сил. Церковь не должна забывать ни о Небесах, ни о том, что происходит вокруг, но своими делами помогать людям на этой земле хоть каким-то образом встретиться с благословениями Небес.

– А что делать, если братья из Церкви не слышат друг друга? Как действовать, чтобы избежать позиции кота Леопольда?

– Нет простых ответов, как прийти к общему знаменателю в такой ситуации, как с Украиной. Если кто-то скажет: вот вам три ключа и пять пунктов, то он обязательно что-то обойдет вниманием. Мы люди, и мы разные. Даже каждый отдельный человек разный. Насколько имеем желание весь мир подстроить под себя, настолько зайдем в безвыходное положение. Каждый должен мыслить категориями личной ответственности перед Богом. Следить за своими словами, делами, реакцией.

Все отношения между людьми строятся по двум принципам, по двум заповедям: «Возлюби Господа Бога своего всей душой своей, и всем разумом своим, и всем сердцем своим», и вторая – «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Эти заповеди не могут существовать друг без друга. Если сказать: делай другим то, что хотел бы, чтобы делали тебе. Пьяницы захотят всех споить, а наркоманы будут раздавать наркотик. Первая заповедь безусловной любви к Богу определяет наши внутренние стандарты. Близость с Богом меняет человека – он осознает, что за ним наблюдает Бог даже тогда, когда его никто не видит. Вторая заповедь определяет отношения между людьми. Ведите себя с другими так, как хотели бы, чтобы другие относились к вам. Хотите, чтобы вас понимали, – попробуйте понять других. Желаете, чтобы вас услышали, – будьте открытыми тоже услышать. Не хотите в своей церкви проблем – не создавайте их в другой. Не хотите проблем в своей стране – не поддерживайте подобного в другой стране.

– А может ли человек быть в близких отношениях с Богом, но поддаваться влиянию стереотипов?

– Конечно, может. Любой человек, даже наиболее освященный и образованный может мыслить стереотипно. Об этом говорит Библия, история человечества и здравый смысл. Только Бог имеет полноту знания. Все наши познания ограничены возрастом, опытом, образованием или необразованностью, культурой, окружением и многими другими факторами. Апостол Павел говорит о природе нашего познания Бога: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…» (1Кор. 13:12). Только на Небесах мы сможем понять Бога непосредственно: «…когда откроется, … увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2).

Избежать предвзятости и стереотипов невозможно. Но важно постоянно пытаться не костенеть в своем разуме, оставлять заблуждения, когда мы их выявили, и противостоять влиянию деструктивных стереотипов.

Кстати, некоторые из них нейтральные и не влияют на наши моральные стандарты. Например, я могу ходить мимо кафе и думать, что там плохой кофе. Это никак не влияет на мое христианство. Это нейтральный стереотип. Если же ошибочные убеждения влияют на мое отношение к Богу, людям, если от этого сердце становится жестким, то это уже плохо. Такие стереотипы разрушают отношения человека с Богом, хотя он может этого и не понимать.

Апостол Павел писал: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин. 2:9). Помочь людям сберечь себя от стереотипов, которые разрушают общество и личность, – это тоже одна из задач Церкви. Это ее ответственность.

– Как человеку выстоять, чтобы не поддаваться влиянию негативной информационной среды?

– Людям нелегко жить так, чтобы не быть под влиянием своего окружения. Оно формирует человека, его сознание, способность мыслить. Чтобы не поддаться негативному влиянию информационной среды, важно, чтобы сердце человека было в правильном состоянии – не озлобленным и не ожесточенным. Например, жажда мести, злость или страх мешают нам мыслить трезво.

Кроме того, каждому необходимо иметь здоровый уровень скептицизма. Если мы вникаем и исследуем Писание, которому доверяем, то с большим вниманием нужно относиться к сообщениям СМИ, которые могут врать, ошибаться или просто неверно подавать информацию. Несмотря на все это, мы не застрахованы от ошибочных суждений. Как-то я консультировал одного парня, у него возникли проблемы с милицией. А причина в том, что он ошибся. Сделал неверный вывод. Он вмешался в уличную драку, чтобы защитить человека, на которого напали двое. Он их разнимал с силой так, что нападающие получили травмы. Ему казалось, что он поступил благородно. В результате человек вырвался и убежал, а те двое оказались… работниками правоохранительных органов. Парня обвинили в том, что он помешал в задержании преступника, которого без злого умысла спас. Вот он и задумался: «Прав я был или нет».

Так что не всегда есть быстрые и простые ответы. И не всегда мы избежим ошибок. Информация, которую мы получаем, может оказаться верной, но неполной, а это приведет нас к ошибочным выводам. Поэтому нужно быть предельно аккуратными с информацией, которую мы получаем, внимательно проверять, не разрешать эмоциям и вранью блокировать нашу рассудительность. Средства массовой информации – без такого подхода к ним – могут оказаться средствами манипуляции, что, к сожалению, в последнее время не редкость.

– Часть верующих придерживается такой позиции, что мой Бог думает так, как я. Если я так думаю, значит, так думает и Бог. Как тогда действовать, они же считают себя правыми?

– Нет более тяжелого занятия, чем исправлять самоуверенных людей, особенно тех, кто ошибочно убежден, что Бог с ним заодно. Мне кажется, что даже Сам Бог избегает этого неблагодарного дела – что-то говорить таким людям. В Библии сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5). Так что ошибочное убеждение в собственной непогрешимости и нежелание исправляться ведут человека к беде.

Всегда стоит помнить, что мы можем ошибаться. Апостол Павел говорил: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12). Вспомните Апостола Петра, который обещал быть верным Христу и трижды отрекся.

Я побаиваюсь людей, которые не проверяют и не ищут подтверждений, но спешат заверить: «Мне Бог сказал». Люди же, которые проверяют еще раз, исследуют, как говорится, «не наломают дров».

Поэтому я всегда говорю верующим: «Когда Бог дал нам веру, это не был бартер – Он не забирал у нас разум». Он хочет, чтобы мы верили сердцем, но и чтобы разум наш тоже был обновлен.

Чем больше человек верит в свою безошибочность, тем меньше вероятность, что устоит перед влиянием внешней информационной среды, ошибочных стереотипов или ошибочных откровений.

В Святом Писании написано: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес. 5:21), «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте…» (2Кор. 13:5); «…испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1). В результате ответственность за наши слова, дела и решения остается за нами.

Справка

Денис Михайлович Подорожный родился 11 декабря 1971 года в семье преподавателей в Ташкенте. Рос в атеистическом окружении.

Принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем в 1989 году. В апреле 1991 года окончил библейскую школу церкви «Слово Веры», Вильнюс, Литва.

Денис Подорожный был рукоположен и несет пасторское служение с 1991 года.

Начиная с 1996-го начал активно нести служение проповедью в разных частях мира – странах СНГ, Балтики, Европы, США и Южной Кореи.

В 2005 году с отличием окончил Российскую христианскую гуманитарную академию (РХГА, Санкт-Петербург) по специальности религиовед.

Известен также своими проповедями на христианском телевидении и многочисленными публикациями в интернете.

В 1992 году женился. Жена – Марина Подорожная. Воспитывает двух сыновей Давида и Даниила и дочь Мишель. 

Разговаривали Ирина НАУМЕЦ и Тарас АНТОШЕВСКИЙ