По Григорианскому календарю отмечают Преображение, а православные и греко-католики почитают св. Бориса и Глеба
Праздник Преображения Господня отмечают 6 августа христиане, живущие по Григорианскому календарю. Этот праздник достигает IV века. Начиная от VI века, он распространяется во всей Восточной Церкви под названием «Господнее Преображение». В этот же день Православные и Греко-Католическая Церкви в Украине чтят святых киевских князей – Бориса и Глеба (в крещении – Романа и Давида).
Праздник Преображения Господня отмечают 6 августа христиане, живущие по Григорианскому календарю. Этот праздник достигает IV века. Начиная от VI века, он распространяется во всей Восточной Церкви под названием «Господнее Преображение». В этот же день Православные и Греко-Католическая Церкви в Украине чтят святых киевских князей – Бориса и Глеба (в крещении – Романа и Давида).
В основе этого великого христианского праздника Преображения Господнего – евангельские события, описанные тремя евангелистами: Матфеем, Марком и Лукой. В конце своей земной жизни Иисус Христос открыл Своим ученикам, что должен пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он взял с Собою трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на «высокую гору».
На глазах апостолов Иисус преобразился: Его лицо засияло, а одежда стала ослепительно белой. Возле Него, олицетворяя закон и пророков, появился Моисей и Илия. Светлое «ясное» облако окутало их, а голос из облака сказал:«Это мой любимый Сын, что Я его полюбил: его слушайте» (Мф. 18,5). Через мгновение апостолы уже не видели никого, кроме Иисуса.
Преображением на горе Иисус Христос показал Своим ученикам славу своего Божества, чтобы они во время Его будущих страданий и смерти не пошатнулись в вере.
Традиционно Преображение связывают с горой Фавор. Однако в Евангелии нет ни одного упоминания о названии горы, где произошло Преображение.
Что же касается св. Бориса и Глеба, то они были сыновьями св. князя Владимира Великого. Князь Владимир еще при жизни разделил государство между своими 12 сыновьями. Борис получил княжество в Ростове, а Глеб – в Муроме. Оба князя, как описывается в их житии, «жили добродетельной христианской жизнью и были очень милосердными к бедным и обездоленным, вдовам и сиротам, поэтому люди очень любили их.
После смерти князя Владимира в 1015 г. киевляне призвали Бориса, чтобы он занял великокняжеский престол согласно последнему желанию князя Владимира. Однако один из сыновей князя – Святополк Окаянный – самовольно занял княжеский престол в Киеве, воспользовавшись отсутствием Бориса. Борис и Глеб не противоречили действиям своего брата и призвали его к уважению христианских принципов. Святополк в своей ярости приказал воинам убить братьев: Борису пробили мечом сердце, а Глебу перерезали горло в 1015 г.