Пояснение последствий военного положения для свободы вероисповедания в Украине, – ИРС
В связи с введением в Украине военного положения не может ограничиваться конституционное право на свободу мировоззрения и вероисповедания, предусмотренное статьей 35 Конституции Украины.
Это отмечено в Указе Президента Украины от 26 ноября 2018 года № 393 «О введении военного положения в Украине», который в тот же день утвердила Верховная Рада, приняв Закон № 9338, сообщает Институт религиозной свободы.
«Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность», – гарантирует статья 35 Конституции Украины.
Институт религиозной свободы обращает внимание на то, что реализация права на свободу вероисповедания часто связана с другими конституционными правами и свободами. В частности, упомянутый Указ Президента Украины на период военного положения позволяет в случае необходимости временно ограничивать конституционное право граждан на мирные собрания, под что подпадают уличные религиозные мероприятия или процессии. Кроме этого, религиозные деятели и верующие могут быть ограничены в праве на свободу передвижения, что может касаться миссионерской или другой деятельности на территории, где введено военное положение.
Военное положение введено сроком на 30 суток – с 14 часов 00 минут 26 ноября до 14 часов 00 минут 26 декабря 2018 года. Однако согласно решению Верховной Рады военное положение распространяется не на всю территорию Украины, а вводится только в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.
Следует заметить, что право на свободу мировоззрения и вероисповедания, согласно ч. 2 статьи 64 Конституции Украины, находится в перечне тех конституционных прав и свобод, которые могут быть ограничены в условиях военного или чрезвычайного положения с указанием срока действия этих ограничений. Однако Указ Президента Украины о введении военного положения не упоминает о возможности ограничения религиозной свободы.
При этом статья 4 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах определяет, что государства-участники должны обеспечивать право на свободу мысли, совести и религии даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально оглашается.
Напомним, что военное положение было введено в связи с очередным актом вооруженной агрессии со стороны России, состоявшимся 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива против кораблей ВМС Вооруженных Сил Украины, что имело тяжелые последствия, другими агрессивными действиями России в Азовском и Черном морях, имеющейся угрозой широкомасштабного вторжения в Украину вооруженных сил России, на фоне российской оккупации Автономной Республики Крым и части Донецкой и Луганской областей Украины.